Приёмы развития логического мышления на уроках географии в 9 классе.Транспорт.
В системе «Мышление-внимание-память» именно мышление является ведущим звеном.
Человеческое мышление при всей своей сложности базируется на ограниченном наборе мыслительных операций.
В учебной практике нужный нам факт сможет подвергаться всего шести мыслительным операциям:
Абстракции - операция отсечения существенных признаков данного объекта от несущественных.
Обобщению – операция перехода от индивидуальных свойств объекта к общим.
Сравнению – мыслительный процесс выделения признаков сходства и различия двух предметов.
Аналогии – умозаключение, при котором на основе сходства двух объектов по каким-то параметрам делается вывод и об их сходстве по другим параметрам.
Классификация – многоступенчатое, разветвлённое деление логического объёма понятий.
Систематизация – операция сравнения с классификацией. Отношение данного объекта к определённому классу.
На уроке учитель предлагает такие приёмы работы, которые научат учащихся абстрагироваться от второстепенных факторов и выделять главное, обобщать ряд фактов и делать общий вывод, сравнивать факты и относить их к той или иной группе предметов и явлений.
«Лестница».
Этот приём целесообразно применять при работе с понятиями. Особенностью мышления является то, что оно осуществляется через систему понятий, под которыми подразумеваются логические конструкции, фиксирующие наши представления об окружающих предметах и явлениях и позволяющие отличить данные предметы и явления от смежных с ними. Признаки, фиксируемые в понятии, представляют собой свойства изучаемых предметов и явлений и отношения между ними. Понятия подразделяются на два класса: общие понятия и единичные. Общие понятия охватывают целую группу однородных предметов и явлений, а единичные – относятся к конкретному географическому объекту и отражают его своеобразие. Приём «Лестница» проверяет способность ученика ранжировать единичные или общие понятия.
Задание. Выстроите данные понятия в соответствии с их иерархией от частного к общему: кабина пилота, аэропорт, самолёт, штурвал, аэродром, взлётная полоса.
Ответ: штурвал – кабина пилота – самолёт – взлётная полоса – аэродром – аэропорт.
Задание. Выстроите данные понятия в соответствии с их иерархией от частного к общему: АЗС, транспортная система, двигатель, транспортный узел, дорога, автомобиль.
Ответ: двигатель – автомобиль – дорога – АЗС – транспортный узел – транспортная система.
Это задание можно усложнить если дать только начало и конец ряда, а ученикам предложить самостоятельно восполнить пробелы. Тогда задание приобретёт следующий вид:
«Перед вами ряд понятий, расположенных в порядке от общего к частному. Заполните пробелы».
Речной порт - … - … - … - … - машинное отделение.
Ответ: причал – река – шлюз – баржа.
«Географическая почта».
Суть этого приёма сводится к следующему. Ученик получает несколько конвертов с разными адресами и набор карточек, которые ему надо рассортировать по этим конвертам. Например, на обобщающем уроке в 9 классе по теме «Транспорт» ученик получает три конверта. На одном из них написано «Ж/Д», на втором – «Морской транспорт», на третьем – «Воздушный транспорт». Рядом лежат 15 карточек, которые ему нужно разложить по конвертам. На двенадцати карточках написано: ж/д вокзал, порт, аэродром, радиально – кольцевая структура, каботаж, дороговизна перевозок, Транссиб, фарватер, высокая скорость, насыпь, небольшая скорость, самый экологически грязный. Ещё на трёх карточках изображены виды транспорта: локомотив, сейнер, аэробус.
Ученик должен разложить все 15 карточек по конвертам так, чтобы в каждом конверте оказались только те карточки, которые связаны с надписью на конверте. Этот приём развивает такую мыслительную операцию, как классификация.
«Географический диктант» или «Согласен – не согласен».
Эта форма диктанта ориентирована на развитие мышления. Ученики пишут в столбик цифры от 1 до 10. Затем учитель зачитывает список из десяти предложений, каждое из которых содержит в себе некоторую законченную мысль. Мысль может быть как истинной так и ложной. Ученик должен оценить истинность сказанного учителем. Если он согласен с данной мыслью, то ставит напротив соответствующей цифры знак «+», а если не согласен, то знак «-».
Строительство трубопровода обходится в пять раз дороже чем строительство ж/д. «-».
Порт Игарка (на реке Енисей) является морским, хотя удален от моря на 700 км. «+».
Реки Дон и Волгу соединяет судоходный канал. «+».
Самый большой грузооборот в России у автомобильного транспорта. «-».
Через порты Чёрного моря в Европу экспортируют нефть. «+».
Основные железные дороги в России были построены в конце 19 века. «+».
Переход из Калининграда в Мурманск – это малый каботаж. «-»
Наиболее густая сеть железных дорог в восточных районах России. «-».
Автомобильный транспорт имеет возможность доставлять грузы «от порога до порога». «+».
Водный транспорт отличается низкой скоростью движения. «-»
«Поиск общего».
Заданы два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше общих признаков. Например: Санкт – Петербург и Красноярск.
Оба находятся в умеренном климатическом поясе;
Оба построены на судоходных реках;
Крупные транспортные узлы;
Оба с населением более 1 млн. чел.;
Оба находятся в главной зоне расселения;
Оба административные центры субъектов РФ.
Как показывает практика, нечто общее можно найти практически у любой пары объектов. Можно это задание давать в виде соревнования на время. Этот приём является хорошей гимнастикой для ума.