СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы развития логического мышления. Население 8 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приёмы развития логического мышления. Население 8 класс.»

Приёмы развития логического мышления на уроках географии в 9 классе.

В системе «Мышление-внимание-память» именно мышление является ведущим звеном.

Человеческое мышление при всей своей сложности базируется на ограниченном наборе мыслительных операций.

В учебной практике нужный нам факт сможет подвергаться всего шести мыслительным операциям:

  1. Абстракции - операция отсечения существенных признаков данного объекта от несущественных.

  2. Обобщению – операция перехода от индивидуальных свойств объекта к общим.

  3. Сравнению – мыслительный процесс выделения признаков сходства и различия двух предметов.

  4. Аналогии – умозаключение, при котором на основе сходства двух объектов по каким-то параметрам делается вывод и об их сходстве по другим параметрам.

  5. Классификация – многоступенчатое, разветвлённое деление логического объёма понятий.

  6. Систематизация – операция сравнения с классификацией. Отношение данного объекта к определённому классу.



На уроке учитель предлагает такие приёмы работы, которые научат учащихся абстрагироваться от второстепенных факторов и выделять главное, обобщать ряд фактов и делать общий вывод, сравнивать факты и относить их к той или иной группе предметов и явлений.



«Лестница».

Этот приём целесообразно применять при работе с понятиями. Особенностью мышления является то, что оно осуществляется через систему понятий, под которыми подразумеваются логические конструкции, фиксирующие наши представления об окружающих предметах и явлениях и позволяющие отличить данные предметы и явления от смежных с ними. Признаки, фиксируемые в понятии, представляют собой свойства изучаемых предметов и явлений и отношения между ними. Понятия подразделяются на два класса: общие понятия и единичные. Общие понятия охватывают целую группу однородных предметов и явлений, а единичные – относятся к конкретному географическому объекту и отражают его своеобразие. Приём «Лестница» проверяет способность ученика ранжировать единичные или общие понятия.



Задание. Выстроите данные понятия в соответствии с их иерархией от частного к общему: кабина пилота, аэропорт, самолёт, штурвал, аэродром, взлётная полоса.

Ответ: штурвал – кабина пилота – самолёт – взлётная полоса – аэродром – аэропорт.



Задание. Выстроите данные понятия в соответствии с их иерархией от частного к общему: город, район, мегаполис, квартал, дом, городская агломерация.

Ответ: дом – квартал – район – город – мегаполис – городская агломерация.

Это задание можно усложнить если дать только начало и конец ряда, а ученикам предложить самостоятельно восполнить пробелы. Тогда задание приобретёт следующий вид:

«Перед вами ряд понятий, расположенных в порядке от общего к частному. Заполните пробелы».

Система расселения - … -… - столица.

Ответ: населённый пункт - город.



«Географическая почта».

Суть этого приёма сводится к следующему. Ученик получает несколько конвертов с разными адресами и набор карточек, которые ему надо рассортировать по этим конвертам. Например, на обобщающем уроке в 9 классе по теме «Население» ученик получает три конверта. На одном из них написано «Численность населения», на втором – «Миграция», на третьем – «Народ». Рядом лежат 12 карточек, которые ему нужно разложить по конвертам. На двенадцати карточках написано: национальная кухня, «утечка умов», материнский капитал, языковая семья, дневное население Москвы, продолжительность жизни, традиции, эмиграция, естественный прирост, национальный костюм, освоение Севера, рождаемость.

Ученик должен разложить все 12 карточек по конвертам так, чтобы в каждом конверте оказались только те карточки, которые связаны с надписью на конверте. Этот приём развивает такую мыслительную операцию, как классификация.



«Географический диктант» или «Согласен – не согласен».

Эта форма диктанта ориентирована на развитие мышления. Ученики пишут в столбик цифры от 1 до 8. Затем учитель зачитывает список из восьми предложений, каждое из которых содержит в себе некоторую законченную мысль. Мысль может быть как истинной так и ложной. Ученик должен оценить истинность сказанного учителем. Если он согласен с данной мыслью, то ставит напротив соответствующей цифры знак «+», а если не согласен, то знак «-».

  1. Эмиграция влияет на численность населения страны. «+».

  2. Развитие медицины не влияет на продолжительность жизни. «-».

  3. В республике Дагестан один из самых высоких уровней рождаемости в России. «+».

  4. Население в крупных городах растёт быстрее. «+».

  5. В Псковской области доля молодых в численности населения больше, чем доля пожилых. «-».

  6. Плотность населения в Красноярском крае выше, чем плотность населения в Краснодарском крае. «-».

  7. В средней полосе России расселение очаговое. Расстояние между населёнными пунктами превышает 100 км. «-»

  8. На Кубани в станицах (сельское поселение) численность населения может превышать 30 тыс. чел.. «+».





«Поиск общего».

Заданы два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше общих признаков. Например: Санкт – Петербург и Красноярск.

  • Оба находятся в умеренном климатическом поясе;

  • Оба построены на судоходных реках;

  • Крупные транспортные узлы;

  • Оба с населением более 1 млн. чел.;

  • Оба находятся в главной зоне расселения;

  • Оба административные центры субъектов РФ.

Как показывает практика, нечто общее можно найти практически у любой пары объектов. Можно это задание давать в виде соревнования на время. Этот приём является хорошей гимнастикой для ума.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!