СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы, способствующие решению геометрических задач при подготовке к ОГЭ.

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приёмы, способствующие решению геометрических задач при подготовке к ОГЭ.»

Приёмы, способствующие решению геометрических задач при подготовке к ОГЭ.

В вариантах ОГЭ 26 заданий, из них 8 по геометрии, практически третья часть. 5 заданий из первой части и 3 задания из второй. Ученики должны хорошо решать задачи из первой части.

Изучение геометрии официально начинается с 7 класса. Приступая к изучению геометрии в 9 классе, я с первого урока, начинаю повторение материала 7-8 классов. Для этого в устный счёт, кроме задач на актуализацию опорных знаний по изучаемой теме, включаю 2 – 3 задачи из других тем..

Нет единого метода решения геометрических задач. Говоря, о методах решения геометрических задач, следует отметить некоторые специфические особенности этих методов: большое разнообразие, взаимозаменяемость, трудность формального описания, отсутствие чётких границ применения (в отличие от алгебры). Кроме того, очень часто при решении некоторых достаточно сложных задач приходится прибегать к использованию комбинаций методов и приёмов. Чаще всего при решении задач второй части применяются: геометрические методы решения задач, в которых приходится выполнять стандартные дополнительные построения. Оказывается в трапеции бывает полезно провести через вершину прямую, параллельную противоположной боковой стороне, если же в условии задачи говориться о диагоналях трапеции, то стандартным будет дополнительное построение: через одну из вершин провести прямую параллельную другой диагонали; в треугольнике часто полезно через вершину или точку на любой стороне провести прямую параллельную другой стороне (с натяжкой это модификация метода подобия), если в условие есть медиана, то стоит попытаться продлить эту медиану на такое же расстояние. Один из недостатков элементарно – геометрических методов состоит в необходимости зачастую перебора различных вариантов расположения точек, прямых. Этот недостаток исчезает при переходе к алгебраическим методам, методу координат, векторному методу. Говоря об алгебраическом методе решения геометрических задач, чаще всего мы используем две его разновидности: а) метод поэтапного решения; б) метод составления уравнения. Я обратила внимание на дополнительные построения потому что, это на мой взгляд, почему-то даётся ученикам труднее всего.

Использую метод ключевой задачи как средство обобщения учебного материала по геометрии. Ключевая задача – это средство решения других задач, поэтому её знание учащимися обязательно. Метод ключевой задачи состоит в группировке задач вокруг этой ключевой задачи. Мне кажется, что группы задач, составленные указанным методом, являются эффективным средством повторения, обобщения и систематизации учебного материала.

Решение задач второй части проверяют эксперты. Решение должно быть верным и грамотно оформленным. Поэтому при решении геометрических задач, полезно использовать следующие рекомендации:

Алгоритм подготовки к решению задачи:

1. Выделить темы, имеющие место в задании, через наводящие вопросы.

2. Найти в учебнике, справочной литературе сведения по данной теме.

3. Повторить, выучить.

4. Приступить к решению.



Помнить!
Нельзя решить задачу, не зная свойств, определений понятий, которые указаны в задаче.

О чертеже.

Решение любой геометрической задачи начинается с чертежа.

Хороший чертёж это удобный для восприятия наглядный способ записи условий задачи, он может стать помощником в решении задачи, подсказать правильный ход рассуждений. Но в то же время надо отчётливо понимать и понимать, что даже самый аккуратно, выполненный при помощи циркуля и линейки чертёж, сам по себе ничего не доказывает. Всё, что «увидено» на чертеже, должно быть обосновано, стремитесь сделать его соответствующим условиям задачи. Так, если сказано, что некоторый угол вдвое больше другого или отрезки перпендикулярны, отразите это на чертеже. Если на чертеже соблюдены пропорции и соотношения, заданные в условии задачи, например, прямой угол на чертеже выглядит прямым, а произвольный треугольник выглядит не как правильный, то такой чертёж поможет вам увидеть некоторые особенности геометрической фигуры полезные для решения вашей задачи. Необходимо избегать усложнения чертежа, поэтому, полезно выполнять выносные чертежи.

О поиске решения задачи.

Начиная решать задачу, ведите рассуждения по следующей схеме:

·  Треугольник равнобедренный, следовательно … , (боковые стороны, равны; высота, проведённая к основанию, есть биссектриса и медиана);

·  Две касательные проведены из одной точки, следовательно … , (длина отрезка касательных от этой точки до точек касания равны; прямая, проходящая через центр окружности и эту точку, делит угол между касательными пополам, и т. д.);

·  Вспомните теоремы, в которых связаны данные и искомые элементы задачи, вспомните и посмотрите решение похожих задач.



1. Освоение общей технологии решения геометрических задач.

Этот подход позволяет структурировать решение задачи и последовательно преодолевать возникающие трудности по аналогии с поэтапной сборкой сложного изделия на конвейере.

Замечание.

Знание, а главное понимание алгоритмов решения стандартных задач не отменяет самостоятельное творчество. Оно экономит время и даёт инструмент, который позволяет осуществлять творческий процесс на качественно более высоком уровне.

2. Формирование семейств модифицируемых многопараметрических задач.

Данная методика предусматривает создание модифицируемых многопараметрических заданий по математике В которых осуществляется циклическая замена известных и неизвестных величин.

3. Проблемный подход к организации повторения курса геометрии.

Использование проблемного метода приводит ученика от пассивного потребления готовых истин, излагаемых учителем, к участию в их установлении. Это способствует лучшему запоминанию и, что особенно важно, формированию личностно-ценностного отношения к изучаемому материалу.



Этапы решения геометрических задач.

1. Чтение условия задачи.

2. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями.

3. Краткая запись условия задачи (формирование базы данных).

4. Перенос данных условия на чертёж, выделение элементов чертежа разными цветами.

5. Запись требуемых формул и теорем на черновике ( формирование базы знаний).

6. «Деталировка» - вычерчивание отдельных деталей на дополнительных чертежах.

7. Анализ данных задачи, привязка искомых величин к элементам чертежа.

8. «Синтез» - составление «цепочки» действий (алгоритм решения).

9. Реализация алгоритма решения,

10 Проверка правильности решения.

11. Запись ответа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!