СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы технологии РКМЧП на уроках окружающего мира в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы технологии Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо. Результат работы группы учителей при прохождении курсов повышения квалификации по технологии РКМЧП.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы технологии РКМЧП на уроках окружающего мира в начальной школе»

Приёмы технологии РКМЧП на уроках окружающего мира

Приёмы технологии РКМЧП на уроках окружающего мира

Развитие Критического Мышления  через Чтение и Письмо  ( РКМЧП )  Разработчики технологии «РКМЧП»– американцы  Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл.  В России технология осваивается с 1997 г.

Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо ( РКМЧП )

Разработчики технологии «РКМЧП»– американцы

Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл.

В России технология осваивается с 1997 г.

    Верные или неверные утверждения  Верите ли вы.  Тема урока :«Глаза-орган зрения»  3 класс     Высказывание До чтения 1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.  После чтения 2. Форма глаза напоминает яблоко.  3. Глаза в сильные морозы мерзнут.  4. Зрачок - это отверстие в глазу.  5. В глазу имеется прозрачная линза.  6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым. 

Верные или неверные утверждения Верите ли вы. Тема урока :«Глаза-орган зрения» 3 класс

Высказывание

До чтения

1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным. 

После чтения

2. Форма глаза напоминает яблоко. 

3. Глаза в сильные морозы мерзнут. 

4. Зрачок - это отверстие в глазу. 

5. В глазу имеется прозрачная линза. 

6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым. 

 Кластер В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. (Ученики работают в парах или в группах.)

Кластер

В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. (Ученики работают в парах или в группах.)

Тема урока:  «Многообразие животного мира»  3 класс Птицы Звери ЖИВОТНЫЕ Домашние Рыбы Дикие

Тема урока: «Многообразие животного мира» 3 класс

Птицы

Звери

ЖИВОТНЫЕ

Домашние

Рыбы

Дикие

Лови ошибку Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Задание содержит в себе ошибки 2 уровней: явные, которые легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;   скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.   Учащиеся анализируют текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. 9/24/20

Лови ошибку

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Задание содержит в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

9/24/20

Тема урока «Город на Неве»  2 класс Санкт-Петербург- один из самых красивых городов мира. Это  столица  нашей Родины. Санкт-Петербург стоит на реке  Волга. Этот город основал князь  Юрий Долгорукий более 300 лет назад. В Санкт-Петербурге много достопримечательностей: Зимний дворец, Петропавловская крепость, Кремль. 9/24/20

Тема урока «Город на Неве» 2 класс

Санкт-Петербург- один из самых красивых городов мира. Это столица нашей Родины. Санкт-Петербург стоит на реке Волга. Этот город основал князь Юрий Долгорукий более 300 лет назад. В Санкт-Петербурге много достопримечательностей: Зимний дворец, Петропавловская крепость, Кремль.

9/24/20

Таблица ЗХУ Если вы хотите собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда подходит таблица

Таблица ЗХУ

Если вы хотите собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда подходит таблица "знаю - хочу знать – узнал».

Дети с помощью таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.

З – что знаю

Х - что хочу узнать

У - что узнал, и что осталось узнать

   Приём таблица «ЗХУ» по теме «Разнообразие растений»   Знаем Хотим узнать 1. Растения – часть  живой природы. Почему? Узнали 2.Растения выделяют в воздух кислород. 3.Животные и люди не смогли бы жить Растения делятся на несколько групп.    В каждой группе растений много видов.  Какие ещё есть группы растений?  на Земле без растений.  Что такое виды растений? 4. Растения делятся  Науку о растениях называют ботаникой. на несколько групп: Какие названия дают им учёные?  Существует 350 тысяч видов растений. деревья, кустарники, травы  Названия видов дают им учёные.  Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше садить растения и ухаживать за ними.  Охранять растения - значит заботиться о живом.

Приём таблица «ЗХУ» по теме «Разнообразие растений»

Знаем

Хотим узнать

1. Растения – часть живой природы.

Почему?

Узнали

2.Растения выделяют в воздух кислород.

3.Животные и люди не смогли бы жить

Растения делятся на несколько групп.

 

В каждой группе растений много видов.

Какие ещё есть группы растений?

на Земле без растений.

Что такое виды растений?

4. Растения делятся

Науку о растениях называют ботаникой.

на несколько групп:

Какие названия дают им учёные?

Существует 350 тысяч видов растений.

деревья, кустарники, травы

Названия видов дают им учёные.

Нужно заботиться о растениях,

беречь их, как можно больше садить растения и ухаживать за ними.

Охранять растения - значит

заботиться о живом.

Приём «Концептуальная таблица»   Помогает увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.  Тема «Дикие и домашние животные». Линии сравнения Сами добывают пищу Дикие животные Домашние животные  + Сами устраивают себе жильё  _ Выводят потомство и ухаживают за ним  Защищаются от врагов    +   +  _  +  _  _ +

Приём «Концептуальная таблица»

Помогает увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.

Тема «Дикие и домашние животные».

Линии сравнения

Сами добывают пищу

Дикие животные

Домашние животные

+

Сами устраивают себе жильё

_

Выводят потомство и ухаживают за ним

Защищаются от врагов

+

+

_

+

_

_ +

«Тонкие»  вопросы на понимание текста. (Традиционно такие вопросы ставит сам учитель после текста.) на понимание текста. (Традиционно такие вопросы ставит сам учитель после текста.) « Толстые » вопросы проблемные вопросы, не имеющие однозначного ответа, требующие обращения к другим источникам, побуждающие к дальнейшему поиску. проблемные вопросы, не имеющие однозначного ответа, требующие обращения к другим источникам, побуждающие к дальнейшему поиску. 11

«Тонкие»

вопросы

  • на понимание текста. (Традиционно такие вопросы ставит сам учитель после текста.)
  • на понимание текста. (Традиционно такие вопросы ставит сам учитель после текста.)

« Толстые »

вопросы

  • проблемные вопросы, не имеющие однозначного ответа, требующие обращения к другим источникам, побуждающие к дальнейшему поиску.
  • проблемные вопросы, не имеющие однозначного ответа, требующие обращения к другим источникам, побуждающие к дальнейшему поиску.

11

«Тонкие вопросы» «Толстые вопросы» Кто….? Что…? Почему…? В чём различие? Когда…? Где происходит действие? Чем объясняется…? Предположите, что будет, если…?

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

Кто….?

Что…?

Почему…?

В чём различие?

Когда…?

Где происходит действие?

Чем объясняется…?

Предположите, что будет, если…?

СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА Тема - предмет Признак Признак Действие Действие Действие Фраза -  отношение к теме Вывод – суть темы

СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА

Тема - предмет

Признак

Признак

Действие

Действие

Действие

Фраза -

отношение

к

теме

Вывод – суть темы

Приём «Синквейн» Почва Живая, неживая, Разрушают, беречь, выращивать 1см образуется за 300 лет! Земля-матушка Лес Величественный, таинственный, Живет, растет, радует, Национальное богатство страны, Кладовая природы

Приём «Синквейн»

Почва

Живая, неживая,

Разрушают, беречь, выращивать

1см образуется за 300 лет!

Земля-матушка

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

Кладовая природы

Прием «Шесть шляп критического мышления» Этот прием обычно используется на стадии обобщения и систематизации . т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

Прием «Шесть шляп критического мышления»

Этот прием обычно используется на стадии обобщения и систематизации . т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

«Белая шляпа»  СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения); «Желтая шляпа»  ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты); «Черная шляпа»  НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме); «Синяя шляпа»  АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?, связи?); «Зеленая шляпа»  ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”); «Красная шляпа»  ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции , которые они испытывали при работе с материалом
  • «Белая шляпа» СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);
  • «Желтая шляпа» ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);
  • «Черная шляпа» НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);
  • «Синяя шляпа» АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?, связи?);
  • «Зеленая шляпа» ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);
  • «Красная шляпа» ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции , которые они испытывали при работе с материалом
 «Разнообразие растений». Приём «Шесть шляп». 1 группа. Белая шляпа. - С помощью энциклопедий и атласа - определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами. 2 группа. Жёлтая шляпа. - Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений? 3 группа. Чёрная шляпа. -Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Используйте материал учебника 4 группа. Красная шляпа. - Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения? 5 группа. Зелёная шляпа. - Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?  6 группа. Синяя шляпа. - Обобщите высказывания других групп. 9/24/20

«Разнообразие растений». Приём «Шесть шляп».

1 группа. Белая шляпа.

- С помощью энциклопедий и атласа - определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа.

- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Используйте материал учебника

4 группа. Красная шляпа.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 группа. Зелёная шляпа.

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

6 группа. Синяя шляпа.

- Обобщите высказывания других групп.

9/24/20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!