СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы целеполагания и рефлексии в классах начального общего образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены приемы целеполагания и рефлексии на уроках в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы целеполагания и рефлексии на уроках в классах НОО и ООО»

Приёмы целеполагания и рефлексии на уроках в классах НОО и ООО

С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой оцениваемой обществом учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяется с новой социальной позиции – ролью ученика, школьника.

Современные дети отличаются от тех, для которых строилась действующая система образования. Изменилась и социальная ситуация развития детей: с одной стороны возросла информированность учащихся и в то же время, дети стали мало читать, наблюдается несформированность мотивации и мышления.

А как известно, ребенок не может развиваться при пассивном восприятии информации, быть просто слушателем или зрителем. Поэтому и уроки должны строиться немного по иной схеме, чтобы ученик был активным участником образовательного процесса.

В связи с этим изменился и подход к современному уроку. В уроке выделяется 6 этапов:

- мобилизация (включение в активную

интеллектуальную деятельность).

-осознание недостаточности знаний (учитель

способствует возникновению проблемной

ситуации, в ходе которой учащиеся понимают,

что их знаний для её решения недостаточно)

-целеполагание (самостоятельная формулировка целей

урока вспомнить- узнать - научиться).

-коммуникация (поиск новых знаний).

- взаимопроверка.

-рефлексия (осознание того, что он узнал, чему научился)

В настоящее время учителя активно используют приемы и методы, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, собирать информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Я хочу показать вам часть приемов для постановки целей уроков и последующей рефлексии, которые я использую на уроках.

При постановке целей необходимо помнить, что они должны быть понятны, осознаны и достижимы ребенком.

  1. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Её последовательность такова: дается самостоятельное решение примеров, затем коллективная проверка, если возникли разногласия или затруднения – выявляем причины. Ставим цель.

  2. «Яркое пятно» Путешествуем по материкам. Догадайтесь о каком материке идет речь? Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? Какой возникает вопрос? Так какой материк будем изучать?

  3. Проблемная ситуация с затруднением. Изначально даю невыполнимое задание: просклоняйте существительное окно. Какова цель урока?

  4. Задание на определение ошибки. Правильно ли написана вывеска на магазине? Почему произошли такие ошибки? Какова цель урока? (учиться определять время по часам и уметь показывать на модели , применять полученные знания в жизни).


После постановки целей урока идет поиск новых знаний, взаимопроверка и мы подходим к рефлексии. Рефлексия, как прием, может быть использована ла любом этапе урока или в конце занятия.

Рефлексию по цели можно разделить на 3 группы

  1. Р. Настроения – обычно проводится в начале и в конце урока для установления эмоционального контакта с классом.

  2. Р. Деятельности- при проверке домашних заданий, закрепления нового материала.

  3. Р. Деятельности – в конце урока, на этапе подведения итогов, для осознания содержания материала, чтобы оценить эффективность собственной работы

Р. Настроения:

  • Смайлики

  • Солнышко-тучка: моё настроение похоже на…

  • Гномик

  • Букет настроения

  • Светофор.


Р. Деятельности

  • Поезд – можно дать ребенку 2 смайлика и попросить отметить задание, которое ему понравилось, и задание для него не интересное, скучное.

  • Лесенка успеха – каждая ступенька – отдельный этап урока, отдельный вид работы. Чем больше выполнено заданий, тем человечек выше поднимается.

  • Мудрое дерево

  • Поляна – задание, которое понравилось


Р. Деятельности

  • Прием незаконченного предложения

  • +,-, интересно + все, что понравилось на уроке, формы работы, которые помогли для достижения целей, - не понравилось, информация, которая для него показалась бесполезной. И- любопытные факты, о которых узнал на уроке, о чем хотел бы узнать больше

  • Знания\ незнания о чем-либо.


Эти приемы я использую в своей работе. Но при подготовке к педсовету с Анной Васильевной мы выяснили, что в основной школеиспользуются такие же приемы Ц. и Р., но они усложняются, эволюционируют. И о них вам расскажет А.В.


Просмотр содержимого презентации
«выступление»

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

  • от латинского reflexio – обращение назад;
  • размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов);
  • самоанализ (Толковый словарь русского языка);
  • В ПЕДАГОГИКЕ : самоанализ деятельности и её результатов
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс    РЕФЛЕКСИЯ,  ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приёмов,  в итоге развивает его как личность, а именно такие качества как:  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс РЕФЛЕКСИЯ, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приёмов, в итоге развивает его как личность, а именно такие качества как: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!

Цель рефлексии для ученика:

Цель рефлексии для ученика:

  • не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими
РАЗВИТАЯ СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  ОБУЧЕНИЯ!!!!  Рефлексию можно применять: на любом этапе урока  (чаще всего в конце урока); после изучения отдельной темы, раздела .

РАЗВИТАЯ СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ

ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ!!!!

Рефлексию можно применять:

на любом этапе урока

(чаще всего в конце урока);

после изучения отдельной темы, раздела .

Классификация рефлексии:

Классификация рефлексии:

  • РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
  • РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА;
  • РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексия настроения и эмоционального состояния - проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности  Приёмы :

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

- проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности

Приёмы :

  • Карточки с изображением лиц (1-2 классы);
2. Ц в е т о в о е  и з о б р а ж е н и е  н а с т р о е н и я  а) у учащихся две КАРТОЧКИ : синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;

2. Ц в е т о в о е и з о б р а ж е н и е н а с т р о е н и я

а) у учащихся две КАРТОЧКИ : синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;

  • « Сказочная поляна » (цветы раздаются в начале урока) ;
б) « ДЕРЕВО ЧУВСТВ » (1-2 классы) чувствую себя хорошо, комфортно - яблочки если нет – листочки

б) « ДЕРЕВО ЧУВСТВ » (1-2 классы)

чувствую себя хорошо, комфортно - яблочки

если нет – листочки

в) «Ёжик»  (аналогично «Дереву чувств»)

в) «Ёжик» (аналогично «Дереву чувств»)

г)  «Светофор» (1-2 классы) (учащиеся получают по 3 карточки);

г) «Светофор» (1-2 классы) (учащиеся получают по 3 карточки);

  • Красная - побольше таких дел \ поучительно.
  • Жёлтая -понравилось, но не всё \ интересно.
  • Зелёная - не понравилось \ скучно.
д) « Цветик - Семицветик » (детям раздаются лепестки разных цветов);

д) « Цветик - Семицветик » (детям раздаются лепестки разных цветов);

3.Эмоционально – художественное оформление:

3.Эмоционально – художественное оформление:

  • выбор учениками картины, соответствующей радостному или грустному настроению;
  • выбор музыкального фрагмента, соответствующего настроению;
  • выражение эмоционального состояния в виде рисунка.
4. Оценка эмоционального состояния (3-4 классы):  -вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?»

4. Оценка эмоционального состояния (3-4 классы): -вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?»

  • Позитивные эмоции:
  • -чувство победы;
  • -восхищение;
  • -веселье;
  • -желание общаться;
  • -радость;
  • -ожидание сюрприза;
  • -восторг;
  • -сопереживание.
  • Негативные эмоции:
  • -страх;
  • -уныние;
  • -печаль;
  • -тоска;
  • -грусть;
  • -тревога;
  • -равнодушие;
  • -обида.
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Цель : выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного Приёмы: -приём незаконченного предложения: «Мне было интересно…» «Мы сегодня разобрались…» «Я сегодня понял, что…» «Мне было трудно…» «Мне не понравилось…» «На следующем уроке я хочу…»

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Цель : выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного

Приёмы:

-приём незаконченного предложения:

  • «Мне было интересно…»
  • «Мы сегодня разобрались…»
  • «Я сегодня понял, что…»
  • «Мне было трудно…»
  • «Мне не понравилось…»
  • «На следующем уроке я хочу…»

узнал Я   понял  удивился  научился

узнал

  • Я

понял

удивился

научился

-приём оценки «приращения» знаний и достижения целей:

-приём оценки «приращения» знаний и достижения целей:

  • «Я не знал…»
  • «Теперь я знаю…»
-приём синквейна (пятистишье) /технология критического мышления;

-приём синквейна (пятистишье) /технология критического мышления;

  • М.Зощенко «Ёлка».
  • 1) Лёля, Минька.
  • 2) Бойкая, высокая, маленький, глупый.
  • 3) Съела, взяла, разбил, отбил.
  • 4) Остались одни.
  • 5) Наказание.
  • 1) Название темы.
  • 2) Описание темы.
  • 3) Описание действий.
  • 4) Отношение к теме.
  • 5) Синоним, повторяющий отношение к теме.
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.  УЧЕНИК ДОЛЖЕН не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.  ВОПРОСЫ , которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:  Что я делал?  С какой целью?  Почему я это делаю так?  Какой результат я получил?  Какой вариант лучше?

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

УЧЕНИК ДОЛЖЕН не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.

ВОПРОСЫ , которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:

Что я делал?

С какой целью?

Почему я это делаю так?

Какой результат я получил?

Какой вариант лучше?

Приёмы: 1. ПРИЁМ « ЛЕСТНИЦА УСПЕХА »  Самооценка активности на каждом этапе урока: (выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху);

Приёмы:

1. ПРИЁМ « ЛЕСТНИЦА УСПЕХА »

Самооценка активности на каждом этапе урока: (выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху);

2. Использование алгоритма (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий);
  • 2. Использование алгоритма
  • (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий);
ГРУППОВАЯ – учащиеся по  кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

ГРУППОВАЯ учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Я приобрел…
  • Мне захотелось…
Индивидуальная: -анкетирование  (в конце урока учащиеся отмечают в карточках варианты ответов); можно попросить аргументировать свой ответ На уроке я работал (активно \ пассивно). Своей работой на уроке я (доволен \ недоволен). Урок для меня показался (коротким \ длинным). За урок я (не устал \ устал). Моё настроение стало (лучше \ хуже). Материал урока мне был (полезен \ бесполезен; интересен \ скучен). Домашнее задание (лёгкое \ трудное; интересное \ неинтересное).

Индивидуальная:

  • -анкетирование
  • (в конце урока учащиеся отмечают в карточках варианты ответов); можно попросить аргументировать свой ответ
  • На уроке я работал (активно \ пассивно).
  • Своей работой на уроке я (доволен \ недоволен).
  • Урок для меня показался (коротким \ длинным).
  • За урок я (не устал \ устал).
  • Моё настроение стало (лучше \ хуже).
  • Материал урока мне был (полезен \ бесполезен; интересен \ скучен).
  • Домашнее задание (лёгкое \ трудное; интересное \ неинтересное).

Рефлексия работы в группе

Рефлексия работы в группе

  • Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания ?
  • - делало её более эффективной
  • - тормозило выполнение задания
  • - не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе
  • На каком уровне осуществлялось общение в группе?
  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • Какие трудности испытывали при выполнении задания?
  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации
  • трудности в общении
  • Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
  • сохранились единство и партнерские отношения
  • единство было нарушено
  • Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  • сама задача была трудной и неинтересной


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!