РЕФЛЕКСИЯ
- от латинского reflexio – обращение назад;
- размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов);
- самоанализ (Толковый словарь русского языка);
- В ПЕДАГОГИКЕ : самоанализ деятельности и её результатов
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс РЕФЛЕКСИЯ, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приёмов, в итоге развивает его как личность, а именно такие качества как: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!
Цель рефлексии для ученика:
- не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими
РАЗВИТАЯ СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ
ПОВЫШАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ!!!!
Рефлексию можно применять:
на любом этапе урока
(чаще всего в конце урока);
после изучения отдельной темы, раздела .
Классификация рефлексии:
- РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
- РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА;
- РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности
Приёмы :
- Карточки с изображением лиц (1-2 классы);
2. Ц в е т о в о е и з о б р а ж е н и е н а с т р о е н и я
а) у учащихся две КАРТОЧКИ : синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;
- « Сказочная поляна » (цветы раздаются в начале урока) ;
б) « ДЕРЕВО ЧУВСТВ » (1-2 классы)
чувствую себя хорошо, комфортно - яблочки
если нет – листочки
в) «Ёжик» (аналогично «Дереву чувств»)
г) «Светофор» (1-2 классы) (учащиеся получают по 3 карточки);
- Красная - побольше таких дел \ поучительно.
- Жёлтая -понравилось, но не всё \ интересно.
- Зелёная - не понравилось \ скучно.
д) « Цветик - Семицветик » (детям раздаются лепестки разных цветов);
3.Эмоционально – художественное оформление:
- выбор учениками картины, соответствующей радостному или грустному настроению;
- выбор музыкального фрагмента, соответствующего настроению;
- выражение эмоционального состояния в виде рисунка.
4. Оценка эмоционального состояния (3-4 классы): -вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?»
- Позитивные эмоции:
- -чувство победы;
- -восхищение;
- -веселье;
- -желание общаться;
- -радость;
- -ожидание сюрприза;
- -восторг;
- -сопереживание.
- Негативные эмоции:
- -страх;
- -уныние;
- -печаль;
- -тоска;
- -грусть;
- -тревога;
- -равнодушие;
- -обида.
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Цель : выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного
Приёмы:
-приём незаконченного предложения:
- «Мне было интересно…»
- «Мы сегодня разобрались…»
- «Я сегодня понял, что…»
- «Мне было трудно…»
- «Мне не понравилось…»
- «На следующем уроке я хочу…»
узнал
понял
удивился
научился
-приём оценки «приращения» знаний и достижения целей:
- «Я не знал…»
- «Теперь я знаю…»
-приём синквейна (пятистишье) /технология критического мышления;
- М.Зощенко «Ёлка».
- 1) Лёля, Минька.
- 2) Бойкая, высокая, маленький, глупый.
- 3) Съела, взяла, разбил, отбил.
- 4) Остались одни.
- 5) Наказание.
- 1) Название темы.
- 2) Описание темы.
- 3) Описание действий.
- 4) Отношение к теме.
- 5) Синоним, повторяющий отношение к теме.
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
УЧЕНИК ДОЛЖЕН не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.
ВОПРОСЫ , которые задают себе ученики, владеющие рефлексией:
Что я делал?
С какой целью?
Почему я это делаю так?
Какой результат я получил?
Какой вариант лучше?
Приёмы:
1. ПРИЁМ « ЛЕСТНИЦА УСПЕХА »
Самооценка активности на каждом этапе урока: (выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху);
- 2. Использование алгоритма
- (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий);
ГРУППОВАЯ – учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Я приобрел…
- Мне захотелось…
Индивидуальная:
- -анкетирование
- (в конце урока учащиеся отмечают в карточках варианты ответов); можно попросить аргументировать свой ответ
- На уроке я работал (активно \ пассивно).
- Своей работой на уроке я (доволен \ недоволен).
- Урок для меня показался (коротким \ длинным).
- За урок я (не устал \ устал).
- Моё настроение стало (лучше \ хуже).
- Материал урока мне был (полезен \ бесполезен; интересен \ скучен).
- Домашнее задание (лёгкое \ трудное; интересное \ неинтересное).
Рефлексия работы в группе
- Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания ?
- - делало её более эффективной
- - тормозило выполнение задания
- - не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе
- На каком уровне осуществлялось общение в группе?
- обмен информацией
- взаимодействие
- взаимопонимание
- Какие трудности испытывали при выполнении задания?
- недостаток информации
- недостаток средств коммуникации
- трудности в общении
- Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
- сохранились единство и партнерские отношения
- единство было нарушено
- Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
- лидер, выдвинувшийся в ходе работы
- нежелание наладить контакт большинства участников
- непонимание задачи, поставленной для совместной работы
- сама задача была трудной и неинтересной