СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Приёмы звуковой организации стиха: аллитерация, ассонанс"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может применяться в качестве сопровождения изучения темы на литературе, а также для самостоятельной работы обучающихся. В презентации даны определения приемов звуковой организации стиха, примеры, задания для самостоятельного выполнения

Просмотр содержимого документа
«"Приёмы звуковой организации стиха: аллитерация, ассонанс"»

Тема занятия  «Аллитерация и ассонанс»

Тема занятия «Аллитерация и ассонанс»

Задание 1. Изучите материалы презентации, запомните определения и примеры
  • Задание 1.

Изучите материалы презентации, запомните определения и примеры

Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами создать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный отклик. Для этого используются различные фигуры художественной речи

Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами создать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный отклик. Для этого используются различные фигуры художественной речи

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором

Определение 1 Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Аллитерация — повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи. Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины

Определение 1

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

Аллитерация — повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.

Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины

Например, читаем у Сергея Есенина:  Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума.  Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся позёмки, густой метели.

Например, читаем

у Сергея Есенина:

Свищет ветер, серебряный ветер

В шёлковом шелесте снежного шума.

Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся позёмки, густой метели.

Примеры аллитерации: Не в а в зду в алась и ре в ела, К от л ом кл о к оча и кл убясь… (А.С. Пушкин, «Медный всадник») По л ночной порой в бо л отной г л у ш и Ч уть слы ш но, бе сш умно ш ур ш ат камы ш и. (К. Бальмонт, «Камыши») Вот ды р а у р еб р а – это след от ядра… (В. Высоцкий)

Примеры аллитерации:

Не в а в зду в алась и ре в ела,

К от л ом кл о к оча и кл убясь…

(А.С. Пушкин, «Медный всадник»)

По л ночной порой в бо л отной г л у ш и

Ч уть слы ш но, бе сш умно ш ур ш ат камы ш и.

(К. Бальмонт, «Камыши»)

Вот ды р а у р еб р а – это след от ядра…

(В. Высоцкий)

Определение 2 Тавтограмма, или инициальная аллитерация Звуковые повторы, когда в стихотворной строфе или в прозаическом тексте используются слова, начинающиеся с одинаковой буквы , это тоже аллитерация. Примеры из литературы, показывающие такое использование данного стилистического приёма, часто носят характер нарочитости, словесной эквилибристики, языкового фокуса:  Ч уждый ч арам ч ерный ч елн (К. Бальмонт)

Определение 2

Тавтограмма, или инициальная аллитерация

Звуковые повторы, когда в стихотворной строфе или в прозаическом тексте используются слова, начинающиеся с одинаковой буквы , это тоже аллитерация. Примеры из литературы, показывающие такое использование данного стилистического приёма, часто носят характер нарочитости, словесной эквилибристики, языкового фокуса:

Ч уждый ч арам ч ерный ч елн (К. Бальмонт)

Задание 2. Приведите примеры из художественных текстов (стихотворений) с аллитерацией и тавтограммой ИЛИ придумайте свои примеры
  • Задание 2.

Приведите примеры из художественных текстов (стихотворений) с аллитерацией и тавтограммой ИЛИ придумайте свои примеры

Определение 3 Ассонанс - (фр. assonance, от лат. assono — звучу в лад) — приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных). У наших у шки на мак у шке! (М.Ю. Лермонтов, «Бородино») В повести «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева при помощи ассонанса нагнетается ощущение тревожности и трагичности: «П о л о снул о Васк о ва п о сердцу о т взд о ха эт о г о . Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»

Определение 3

Ассонанс - (фр. assonance, от лат. assono — звучу в лад) — приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).

У наших у шки на мак у шке!

(М.Ю. Лермонтов, «Бородино»)

В повести «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева при помощи ассонанса нагнетается ощущение тревожности и трагичности:

«П о л о снул о Васк о ва п о сердцу о т взд о ха эт о г о . Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»

 Определение 4 Липограмма – это законченное литературное произведение, в котором сознательно не употребляется какая-либо буква. Липограмму можно охарактеризовать как аллитерацию или ассонанс «со знаком минус» В литературоведении под ассонансом принято понимать не только употребление одинаковых гласных в стоящих рядом и соседних строках словах, но и созвучья конечных слогов, т. е. рифмы. Правда, предлагается учитывать именно одинаковые гласные, а согласные при этом могут не совпадать. Примеры ассонанса в стихах в этом плане выглядят так: «дождь – ждёшь», «бой – любовь», «дай – да» и т. д. Это так называемые ассонансные, или неполные, рифмы. Особенно часто с ними можно столкнуться в поэзии Маяковского

Определение 4

Липограмма – это законченное литературное произведение, в котором сознательно не употребляется какая-либо буква. Липограмму можно охарактеризовать как аллитерацию или ассонанс «со знаком минус»

В литературоведении под ассонансом принято понимать не только употребление одинаковых гласных в стоящих рядом и соседних строках словах, но и созвучья конечных слогов, т. е. рифмы. Правда, предлагается учитывать именно одинаковые гласные, а согласные при этом могут не совпадать. Примеры ассонанса в стихах в этом плане выглядят так: «дождь – ждёшь», «бой – любовь», «дай – да» и т. д. Это так называемые ассонансные, или неполные, рифмы. Особенно часто с ними можно столкнуться в поэзии Маяковского

Задание 3. Приведите примеры из художественных текстов (стихотворений) с ассонансом ИЛИ придумайте свои примеры
  • Задание 3.

Приведите примеры из художественных текстов (стихотворений) с ассонансом ИЛИ придумайте свои примеры

 Чтобы узнать подробнее о теме сегодняшнего занятия, перейдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=WK6EeEbm8vs

Чтобы узнать подробнее о теме сегодняшнего занятия, перейдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=WK6EeEbm8vs


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!