СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Прикладное искусство».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время человек должен быть не только образованным , но и интеллектуально развитым и уметь адаптироваться к условиям.Работая учителем технологии,руководствуюсь простой истиной:...

Просмотр содержимого документа
««Прикладное искусство».»

«Детям…близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников… дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу в формировании художественного вкуса детей…»1.

 В наше время человек должен быть не только образованным, и интеллектуально развитым, но и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям труда. И часто конкурентоспособность человека зависит от знания культуры разных стран, и, в частности, раздела «Прикладное искусство». Считаю, что стоит заметить, что способность не только изготавливать предметы этого направления в искусстве, но и знание истории их появления, умение, интересно донести информацию о мастерах в области прикладного искусства значительно увеличат шансы каждого человека и помогут ему занять достойное место на рынке труда.

Работая учителем технологии, руководствуюсь простой истиной: знания можно извлечь из книг, а мастерству научит учитель. Поэтому цель уроков технологи – научить учеников на собственном примере и опыте последовательно выполнять все технологические операции.

Темы раздела «Прикладное искусство» систематизированы таким образом, чтобы дать возможность школьникам решать новые задачи формирования художественного облика предмета, показать умения владеть различными материалами. В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, учащиеся последовательно осваивают приемы вышивания, декоративной работы с тканью, выпиливания, выжигания и т.д.

Так в 5-м классе девочки знакомятся с различными отделочными материалами, с декоративными швами, которые могут использоваться для создания достаточно сложных изобретений; мережками, с помощью которых можно отделывать одежду, белье, скатерть и другие предметы быта.

В 6-м классе большое внимание уделяется классификации вышивок, так учащиеся знакомятся со счетными вышивками, которые относятся к наиболее древним и распространенным видам вышивки. Узор выполняется по счету нитей: крест, двойной крест, полукрест.

В 5-м классе мальчики изучают породы, свойства древесины, выпиливание лобзиком, выжигание по дереву, знакомятся с различными отделочными материалами (краска, лак, морилка…)

В 6-м классе большее время уделяется приемам обработки древесины, более расширенная классификация деревообрабатывающих инструментов. Большое место в программе отведено вязанию крючком, т.к. это очень увлекательное искусство.

Семиклассницы знакомятся только с петлями и простейшими узорами, а одиннадцатиклассницы вяжут шали, пончо, палантины, что очень модно в нынешнее время.

Ребята учатся выполнять своими руками множество различных дорожек, вышивать наволочки для подушек, маленькие, простые в исполнении, картинки, а также более сложные и трудоемкие модели скатертей и сюжетных картин.

Ценным подспорьем является методическая копилка, представляющая собой по каждой теме папку с разработками уроков, с тематическим планированием, рисунками и эскизами, интересными разработками, технологическими картами с вышитыми образцами и изделиями.

Большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Главная особенность этого метода – активизировать обучение, придать ему исследовательский и творческий характер, передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности2.

Процесс изготовления предметов декоративного искусства должен помогать детям в решении определённых проблем, тогда это заставит ребёнка учиться, думая о том, что он делает. Обучающийся обязательно должен задумываться над тем, кто впервые изготовил этот предмет, когда, в какой стране, с какой целью, какой скрытый смысл вложен мастером в его шедевр и т. д.

Не все дети легко понимают или усваивают структуру или схему изготовления предмета, поэтому необходимо помочь ребятам поверить в себя и самим добиться поставленной цели. Постепенно у детей начнёт формироваться чувство композиции, которое необходимо для построения предмета; они научатся сочетать декор с формой и материалом; узнают о ценности вещи, истории её первого появления на свет; с большим желанием окунутся в процесс эстетического познания художественных произведений.

Ребёнок должен при изготовлении предметов прикладного искусства получать удовольствие от самого процесса работы, тогда процесс обучения станет более эффективным и не станет шаблонным. Ведь если ребёнку что-то нравится, то он это быстро усваивает. В связи с этим на уроках технологии необходимо загадывать загадки, отправляться в заочные путешествия, проводить различные игры, придумывать шуточные задания и т. д.

Благодаря проектной работе ребятам предоставляется большая возможность общаться друг с другом не только на тему проекта, но и затрагивать многие жизненные темы: рассказать о себе, своих планах, жизненных интересах.

В изложении своей точки зрения при изучении раздела «Прикладное искусство» не могу оставить без внимания и такой вопрос как внедрение инновации не только в образовательный, но также и в воспитательный процесс. Считаю, что нужно обучать детей, одновременно воспитывая их, и воспитывать, одновременно обучая. Разработанные проекты на уроках технологии можно перенести на проведение классных часов в 5-6 классах, взяв для них темы, в которых говорится об искусстве; проекты, создаваемые на уроках технологии, я использую на внеклассных мероприятиях и на занятиях кружка «Самоделкин». Так различные изделия прикладного искусства (мягкие игрушки, вязанные вещи для кукол, выпиливание лобзиком по дереву, выжигание… ) дети могут использовать в кукольном театре, который они устроят для дошкольников начальной школы. Многие наши работы украшают стены кабинета и учащиеся со своими поделками участвуют в выставках школы и города.

При изучении прикладного искусства на уроках технологии именно метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных. А ведь компетентностный подход – один из способов достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе – это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.  В традиционном подходе не уделяется достаточного внимания организации учебной деятельности с установкой на их собственную интеллектуальную активность, направленную на обобщение и систематизацию знаний в области прикладного искусства, готовность к их применению. Без введения компетенций в нормативную и практическую составляющую образования может возникнуть следующая  проблема: ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний о прикладном искусстве, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности при изучении прикладного искусства на уроках технологии позволяет добиться  положительных результатов. Это и развитие познавательной и социальной активности, и активизация мыслительной деятельности, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их, и заинтересованность в обучении. Проектная деятельность позволяет ученикам возможность сотрудничать с учителем, предлагать собственную точку зрения, принимать критику в свой адрес, анализировать мнения одноклассников3.

Я считаю, что именно создание проектов на уроках технологии при изучении раздела «Прикладное искусство» повышает интерес детей; создаёт мотивацию для их самообразования; расширяет кругозор; развивает эстетически; помогает «слабым» детям повысить свою самооценку за счёт большого вклада, внесённого ими в проект; превращает урок технологии, во время изучения прикладного искусства, в удовольствие от общения друг с другом; знакомит с исследовательской деятельностью и учит добывать информацию из различных источников.

Включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащихся.      

 Прикладное творчество на уроках технологии является средством формирования у детей основы   духовно-нравственного и эстетического воспитания, и использование проектной деятельности во время изучения этого обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным обучением.  Во-первых, позволяет организовать работу на уроках технологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Во-вторых, помогает детям овладеть такими мыслительными процессами как синтез, сравнение, обобщение, классификация. В-третьих, стимулирует у детей интерес к изучаемому разделу, усиливает мотивацию личностного роста обучающихся. В-четвертых, изменяет роль учителя: он становится  организатором сотрудничества, консультантом, управляющим поисковой работой обучающихся4. Таким образом, самой важной стороной проектной деятельности является создание положительной мотивации для самообразования у обучающихся.

Опираясь на свой педагогический опыт, хочется сказать о том, что чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, тем шире у них возможность проявить свою индивидуальность. Чтобы учащиеся начали творчески применять полученные знания, у них должна возникнуть потребность в креативном мышлении. Занятия на уроках технологии прикладным искусством открывают детям возможность для самовыражения, пробуждают фантазию, воспитывают художественный вкус, духовно обогащают, а также формируют настойчивость, терпение, аккуратность в работе.

Учитель технологии многое может сделать для того, чтобы детские руки стали умелыми. Не случайно известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное»5.

























Список использованной литературы

  1. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников/ А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3

  2. Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании: различие типов мыследеятельности и их содержания. // Исследовательская деятельность школьников, 2005 №3

  3. Данилюк А.Я. // Педагогика. - 2008. - № 9

  4.  Кондаков, А. М.  Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования  А. М. Кондаков // Педагогика, 2008. - № 9.

  5. Сакулина Н.П. Педагогическая энциклопедия, 1959 г., М

  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям// «Радянська школа»// 1973, Киев



1 Сакулина Н.П. Педагогическая энциклопедия, 1959 г., М

2 Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании: различие типов мыследеятельности и их содержания. // Исследовательская деятельность школьников, 2005 №3.

3 Кондаков, А. М.  Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования  А. М. Кондаков // Педагогика, 2008. - № 9

4 Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3

5 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям// «Радянська школа»// 1973, Киев

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!