1. (К). Беседа. Ритм присутствует везде: в Космосе, на Земле, во времени (чередование дня и ночи, времен года и т.д.). Ритм присутствует в любой работе, а также и в работе организма человека, животных (работа сердца, пульс, дыхание). Ритмичны архитектурные сооружения, замки, дворцы и др. Демонстрация фото архитектурных сооружений, узора в полосе, круге. Порядок и симметрия – это свойства ритма. - В стихотворениях тоже есть ритм. Когда стих ритмичен, тогда получается ладно, да складно. - Ритм существует и в музыке – он является его основой. Обратить внимание на высказывание Н.А. Римский-Корсакова «Ритм – это самое главное средство выразительности. Т.к. приводит в порядок музыкальные звуки. Итак, Ритм – чередование разных длительностей. - Как вы думаете, какие инструменты подчеркивают ритм? (Уч. с.37). - Различают равномерный и неравномерный ритм. - Как это понимать?А вот послушайте. 2. «Бой часов» - слушание. Определение ритма (равномерный). Прохлопать простые и сложные ритмы (сначала за учителем, затем за желающим уч-ся). - Ритм играет важную роль в музыке - приводит в порядок музыкальные звуки, делает ее красивой. Если мелодия является душой музыки, то ритм – ее скелет. Он важен не только в музыке, но и в нашей повседневной жизни. - Что же произойдёт, если нарушить ритм в жизни? Послушайте, пожалуйста, историю о мальчике Матвейке, который ничего не успевал. 3. Рассказ. Жил на свете мальчик, который всегда везде опаздывал. Соберётся в школу, начнет умываться, пока закончит- дети уже из школы идут. Решит пойти погулять, станет собираться к ребятам во двор, а они уже по домам расходятся. Вот так и жил. Родители огорчались, но никак не могли справиться с этой бедой. И была у мальчика мечта - сходить в музыкальный театр. Проснулся мальчик с утра, лежит и думает: «пока соберусь - спектакль уже закончится. А ведь я так хотел попасть в театр! И папа так старался, купил билеты на первый ряд! Что же делать? И вдруг! В его размышления ворвалась какая- то мелодия. Мальчик прислушался и услышал песенку. 1) «Часики идут» из м\ф «Фиксики» - слушание, обсуждение. - О чем поется в песне? (о часах) - Какие слова в песенке подсказывают, что это часы? (тики-так). - Какие длительности встречаются? (четвертные и восьмые). Представитель группы вбирает карточку с заданиями. Задание: 1 гр. - Изобразить тиканье часов с помощью музыкальных инструментов (метр). 2 гр. - Воспроизвести ритм хлопками. 3гр. - Придумать танцевальные движения под музыку. а) Обсуждение в группе и исполнение. б) Самооценивание и взаимооценивание уч-ся сразу после выступления с помощью смайликов. в) При повторном слушании все группы исполняют одновременно. Обратить внимание на слова: «Очень всем часы нужны, мы их слушаться должны», «Понимать часы учись, без часов не обойтись». - Послушав песенку часов, мальчик решил последовать их совету и с этой минуты начал всё делать по часам. Он быстро встал, оделся. Они с папой вовремя вышли из дома и успели в театр на балет. А балет, между прочим, тоже был удивительный, он поставлен по сказке, в которой немалую роль в судьбе героини сыграли часы. Вспомните, в какой сказке часы напомнили героине о чём - то важном? - Хотите и вы посмотреть этот балет? Музыку к балету сочинил русский композитор С.С. Прокофьев. 2) «Вальс. Полночь» из балета «Золушка» - просмотр фрагмента с 1. 30 мин. (3: 40 мин. – бой часов). - Как звучали часы в музыке? Какое состояние, настроение передавали? - Какими вы их представили большими или маленькими? Почему? 4. Обобщение: Видите, какую важную роль играет ритм в жизни человека. А помогают нам следить за ритмом – часы ( на доске - часы). И часы мне подсказывают, что время нашего урока подходит к концу. Итог: Какое интересное слово мы сегодня узнали? (Ритм). - Что такое ритм? Где встречается? -Какую роль играет ритм в музыке и в жизни? -Что произойдёт, если нарушить ритм жизни? - А что помогает следить за ритмом в жизни? (часы). - А чего не может быть ни в музыке, ни в жизни без ритма? (Движения). Рефлексия. Вам понравились приключения Ритма?Что расскажете дома, друзьям? Оценивание. Оцените свою работу на уроке: «палец вверх» - хорошо, «палец в сторону» - не все понятно, были трудности, «палец вверх» обеих рук - очень хорошо! |