СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к представлению педагогического опыта педагога

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приложение к представлению педагогического опыта педагога»

Исследовательская часть


Цель нашего исследования, как уже указывалось в программе эксперимента, – подтвердить или опровергнуть предположение о том, что формируя информационную культуру учащихся на уроках русского языка и литературы, можно качественно повысить уровень образования учащихся.

Задачи нашего исследования таковы:

  1. Провести исследование (диагностику) уровня информационной культуры, используя разнообразные научные методы: анкетирование и тестирование.

  2. Проанализировать и обобщить полученные сведения.

  3. Сделать вывод относительно полученных результатов.

Исследование проводилось в на первом этапе эксперимента в 2015-2016 году и на заключительном этапе в 2020 году в 8-10 классах школы № 32. В нем приняло участие 100 человек: 50 учащихся в первом этапе и 50 в заключительном. Исследование проходило в два этапа: анкетирование и тестирование.

Этап 1. В анкетировании принимали участие ученики 8-10-х классов, которым предлагалось ответить на ряд вопросов (см. приложение 1).

Результаты анкетирования:

К акие источники и информации вы знаете?










Какой из источников информации является для вас наиболее важным?













Какую роль играет информация в вашей жизни?















Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

  • к завершающему этапу эксперимента учащиеся узнали большее количество источников информации;

  • возросла роль информации в жизни школьников;

  • возросла роль Интернета как источника информации;

  • роль книги (в том числе справочников, словарей и энциклопедий) осталась на прежнем уровне, причем учитывались и книги в электронном варианте;

  • снизилась роль СМИ (в том числе телевидения и радио);

  • снизилась роль учителя как источника информации, причем дети объяснили этот факт тем, что стали больше информации получать самостоятельно.


Этап 2. В тестировании принимали участие учащиеся 8-10 классов, которым было предложено выполнить задания теста (см. приложение 2).

Результаты тестирования в школе:

Оцените свой уровень информационной культуры












Вывод: по данным наблюдения и анкетирования выходит, что, в общем, уровень информационной культуры школьников на начальном этапе эксперимента довольно низок. Но в результате внедрения методик по формированию информационной культуры учащихся ее уровень возрос, повысился процент качества образования учащихся по русскому языку и литературе, возросло умение правильно использовать информацию, о чем свидетельствуют результаты (см. приложение 3).
























Практическая часть

1. Сборник методических разработок учителя русского языка и литературы МОУ №32 Мироновой Е.В. В результате работы над проектом по теме исследования учителем-экспериментатором был разработан ряд уроков, основная цель которых - повысить уровень информационной культуры школьников. Наиболее удачные разработки представлены в сборнике «Использование мультимедийных материалов на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы Мироновой Е.В.)». Ниже приводится аннотация сборника. Эффективное использование современных средств информатизации в общем среднем образовании невозможно без соответствующей подготовки школьных учителей. Использование учителями информационных технологий становится важнейшей государственной задачей, решаемой в комплексных программах, связанных с информатизацией образования.

Одним из направлений работы учителей должно стать внедрение в преподавание предметов наиболее распространенных и эффективных, с точки зрения использования в образовании, информационных ресурсов и технологий. В числе таких ресурсов и технологий одно из главенствующих мест занимает мультимедиа.

Развитие индустрии информационных услуг сферы образования, включающей производство и публикацию учебно-методических мультимедиа-материалов для педагогов, наряду с созданием и развитием телекоммуникационных структур отдельных образовательных учреждений и отрасли в целом составляет основу формирования инфраструктуры информатизации образования.

Учителя должны овладеть многозначностью понятия мультимедиа и спецификой педагогического применения мультимедиа во всех ее значениях, а именно в качестве технологии, описывающей порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов, продукции, созданной на основе мультимедийной технологии, мультимедийной компьютерной программы, компьютерного аппаратного обеспечения, особого обобщающего вида информации, объединяющего в себе информацию разных типов.

В настоящем сборнике представлены разработки уроков с применением различных мультимедиа-ресурсов учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» Мироновой Е.В.

В разработках уроков представлены основные формы подачи информации с помощью технических и программных средств мультимедиа, а также технологии и методы, используемые в обучении школьников с помощью мультимедиа-ресурсов.




























2. Предметный сайт http//www.prorus.xost.ru.


Цель проекта

  • Эффективное решение образовательных задач с помощью информационных технологий;

  • Повышение качества образования;

  • Формирование информационной культуры учащихся.

Актуальность использования для учителя и ученика состоит в том, что:

  1. Интернет-сайт можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;

  2. Тестовые задания, предлагаемые на сайте, могут являться как тренажерными, так и контрольными;

  3. Есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка;

  4. В любое время учащийся может вспомнить теоретический материал, узнать нормы оценивания и требования к различным письменным работам,

  5. Предметный сайт дает возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими языковое явление или подобрать примеры к теме урока;

  6. Позволяет проводить подготовку к ЕГЭ: имеются образцы сочинений-рассуждений (ЕГЭ, уровень С), которые можно также применять в качестве наглядного материала на уроках развития речи при обучении написанию сочинения-рассуждения.

  7. Помогает расширять кругозор учащихся, формирует информационную культуру учащихся;

  8. В гостевой книге можно задать вопрос учителю и своевременно получить на него ответ или поделиться своими наблюдениями в области языкознания.

Использование предметных сайтов является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

За счет этого, большинство педагогов могут использовать мультимедиа как основу своей деятельности по информатизации образования.

 Работа с обучающими сайтами способствует:
     1. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;

     2. Повышению мотивации школьников к учению;
     3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
     4. Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.    

 Кроме этого к числу преимуществ использования предметных сайтов в общем среднем образовании можно отнести:

  • одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

  • возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в школе затруднительно или невозможно;

  • визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;

  • визуализация объектов и процессов микро- и макромиров;

  • возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией школьников.









Вывод

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.

Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества.

В данной работе нами были рассмотрены проблемы формирования информационной культуры учащихся, установлена прямая зависимость уровня повышения уровня качества образования от уровня сформированности информационной культуры. Нами была выдвинута гипотеза о том, что формирование высокой информационной культуры, в том числе на уроках русского языка и литературы, позволит повысить качество образования школьников, а, следовательно, в конечном счете, совершить то, к чему человечество стремилось тысячелетиями - качественно увеличить умственный, духовный, творческий потенциал человека, которая в ходе исследования была подтверждена. Были также предложены рекомендации и методические разработки, которые, как мы полагаем, помогут учителям и работникам школьных библиотек повысить уровень информационной культуры школьников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!