СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к презентации "Архитектура Древнего Египта" урок по предмету МХК 10 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложение и презентация рассчитаны на 2 урока.

Просмотр содержимого документа
«Приложение к презентации "Архитектура Древнего Египта" урок по предмету МХК 10 класс»

Приложение.

Художественная культура Древнего Египта:

олицетворение вечности.


«Я не совершал несправедливости против людей. Я не притеснял ближних… Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не сделал никому зла», -- страстные покаянные слова звучат, словно молитва. Это фрагмент из древнеегипетского свитка «Исповедь страдания», которому более трех тысяч лет. Произносить исповедь должен ыл каждый египтянин после своей смерти, представ перед грозными богами на суде Осириса. Воистину, велик был народ, если на заре цивилизации сумел подняться до понимания высших духовных идеалов и запечатлеть их в своем художественном творчестве! Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхождения.

Египетская худож. культура предстает перед нами как величавый монолит, запечатлевший стройную картину мироздания и незыблемые устои жизни людей. В религиозных представлениях египтян было много заимствований из верований примитивных первобытных народов, но наряду с ними на берегах Нила родились новые идеи, во многом предвосхитившие христианство.

Огромное место в жизни египтян занимала религия. И здесь важны два момента: сложение египетского пантеона богов и заупокойный культ.

Подобно другим первобытным народам египетский народ испытывал чувство родства с живыми существами, населяющими землю. Тотемизм оказал огромное влияние на египтян. Неслучайно поэтому египетские боги имели в облике признаки животных.

Бастет – богиня любви и веселья – женщина с головой кошки.

Анубис – бог с головой шакала, сопровождавший умерших в их путешествии по загробному миру.

Тот – бог мудрости, покровитель наук, изображался в виде ибиса или с головой ибиса.

Хнум – бог воды и создатель вещей с головой барана.

Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на поля плодородный слой ила. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая.


Хвалебная песня Нилу.

Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий пустыню далеко от воды, владыка рыб и птиц,

творец зерна и травы для скота, приносящий хлеб и пищу всякую.

Если он медлит, жизнь прекращается и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.


Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывет в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы. Осирис – бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвертым мифическим царем Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой – богиней плодородия, воды и ветра. Легенда об Осирисе гласит: коварный бог Сет, подобно библейскому Каину, убил своего брата Осириса, расчленил его и разбросал по всему Египту. Жена Осириса Исида горько оплакивала мужа:

А я все ищу, желая увидеть тебя.

В городе я без валов крепостных

Оплакиваю любовь твою ко мне.

Приди! Не будь одиноким! Не будь далеким!


Собрав разбросанные части тела Осириса, Исида с помощью Анубиса оживила его. Однако Осирис отказался вернуться на землю, став властителем царства мертвых и судьей в загробном мире. После него фараоном стал его сын – бог Гор. К изображению Исиды, которая кормит грудью лежащего на руках маленького Гора, восходит иконография Богоматери с Младенцем.

Все жители Др. Египта подчинялись неограниченной власти фараона – земного бога, наделенного сверхъестественной силой и тайными знаниями сути вещей. Искусство Египта насыщено символикой этой безграничной верховной власти. Власть фараона в Египте была часть миропорядка, поэтому сохранялась необычайно долго – на протяжении трех тысяч лет.

Каков был этот миропорядок? Какие открытия сделал египетский народ в своем многовековом дерзании постичь духовный смысл рождения и смерти человека?

В основе религии Др. Египта лежит идея о вечной жизни человека. Важнейшее место занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остается нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела умерших. Египтяне одними из первых среди народов Земли поняли, что у человека, помимо тела есть и душа. Например, двойником человека считалась Ка, она олицетворяла его жизненную энергию, а душой его с рождения была Ба. После смерти человека Ба вместе с Ка отделяются от него, но, найдя новое обиталище – гробницу с мумией и все необходимое для него, -- возвращают его к жизни в загробном мире.

Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к миру мертвых. Спрятанные в гробницах произведения искусства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обладали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».

В искусстве Др. Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамиды, обелиски, колонны), новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высокого мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды искусства образовали в Др. Египте великолепное гармоничное единство.


Как была разгадана тайна иероглифов (Розеттский камень)


Два века назад в Египте нашли большой черный камень, покрытый надписями. Одна из них была сделана иероглифами, другая содержала тот же текст по-древнегречески. Знавший этот язык французский ученый Шампольон заметил, что некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой. Причем столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Ученый предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л — и иероглифы в двух рамочках совпадали. Так Шампольон доказал, что иероглифы — знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.


Архитектура Древнего Египта.


Архитектура Древнего царства.


Мастаба

Прообразом пирамид были каменные гробницы – мастабы. Под мастабой находилась подземная часть гробницы с погребальной камерой, куда можно было попасть через отвесную шахту. После погребения шахта засыпалась, следы входа в гробницу тщательно уничтожались.


Пирамида Джосера.

Монументальность построек, предназначенных для захоронения лиц царской фамилии, возросла, начиная с сооружения в Саккаре ступенчатой пирамиды фараона Джосера около 2700 г. до н.э. Пирамида представляет собой центр обширного комплекса погребальных сооружений, возведенных из блоков монолитов выдающимся зодчим Имхотепом. Пирамида Джосера – первое уникальное погребальное сооружение, одно из первых каменных; прежде в строительстве использовали дерево, тростник и глиняные кирпичи. Благодаря Имхотепу, строительство пирамид поднялось на новые высоты. Пять ярусов, несколько отличающихся по высоте, были поставлены на первоначальное здание. Ступенчатая пирамида имеет четырнадцать ложных и одну настоящую дверь, через которую обеспечивается доступ в узкий коридор. По нему можно попасть в крытое помещение, состоящее из трех пролетов, отделенных друг от друга колоннами. Под пирамидой, на глубине 27 м, находились погребальные камеры фараона и 11 членов его семьи. Усыпальницы были связаны сетью подземных коридоров и галерей. Укрепленная стена окружает храмы, «дома» на севере и юге, молельни для празднования царских юбилеев, алтари, где чествуют богов, и склады с предметами культа. К югу от стены – вторая гробница, в которой возможно, находились «канопы» с внутренними органами.


Пирамиды долины Эль-Гиза.

Пирамиды в Египте – одно из семи чудес света, единственное дошедшее до наших дней. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка. Вершины их были покрыты медными листами, сверкавшими на солнце. В комплекс пирамид входят заупокойные храмы и гробницы знати.

Высота самого высокого сооружения – пирамиды Хеопса –147 м, длина каждой из сторон основания – 230 м. На постройку пирамиды Хеопса ушло около 2,3 млн. каменных блоков весом до 2,5 т.

На видео-рисунке представлено внутреннее строение пирамиды Хеопса. Внутри пирамиды имеются три неодинаковых погребальных помещения. Вход в первое из них находится на северной стороне пирамиды и ведет в коридор, который уходит резко вниз до самого помещения. Во второе помещение можно пройти через предыдущий коридор, на всем протяжении отклоняющийся вверх, а затем идущий параллельно основанию. Последнее, третье помещение, расположилось на уровне, возвышающемся над двумя другими. Вход в него идет от узкого коридора второго помещения с прихожей, защищенной тремя гранитными плитами.

Осуществляемые в настоящее время инженерные исследования показали высокую точность, с которой были распределены статические силы массы пирамиды. Вызывает удивление и тот факт, как египтяне могли интуитивно достигать в ее строительстве столь равномерной раскладки сил, распределяя их вдоль различных точек каменной массы.

Рядом с пирамидой Хеопса возведены пирамиды его сына Хефрена и внука Микерина.

Высота пирамиды Хефрена – 140 м. Недалеко от нее находится колоссальная статуя Сфинкса – фигура льва с лицом самого Хефрена. Высота статуи 20 м, длина –64 м.




Архитектура Среднего царства.


Столицей правившей в Среднем царстве XI-XII династии были Фивы. Здесь на западном берегу Нила, в долине Дейр-эль-Бахри построил свой заупокойный храм фараон Ментухотеп I. Открыв новую страницу в египетской архитектуре, фараон соединил пирамиду со скальной гробницей.


Архитектура Нового царства.


Храм царицы Хатшепсут

Самой великолепной постройкой правления царицы Хатшепсут был её заупокойный храм в Дейр-эль-Бахри. Храм Хатшепсут был построен на скальной террасе ее сановником и главным архитектором Сененмутом. Этот выдающийся зодчий построил храм перед восточным склоном горы, хранящей усыпальницы фараонов, рядом и по подобию с гробницей Ментухотепа. К храму ведет дорога шириной около 37 м, по обеим сторонам которой возвышаются ярко раскрашенные (тела и лица желтые, бороды синие, повязки красно-зеленые) сфинксы, выполненные из песчаника. Храм состоит из трех террас, расположенных друг над другом. На каждой из них находится двор, портики (крытые помещения с колоннами) и святилища. Пандусы (наклонные дороги), соединяющие ярусы между собой, заменили лестницы.

Рельефы первой террасы посвящены объединенным египетским землям, второй – правителю: история божественного рождения Хатшепсут, экспедиция в Пунт. Подлинным украшением храма служат колоссальные восьмиметровые статуи царицы в облике Осириса.

Верхняя терраса, окруженная колоннами, посвящена богам. В самом центре комплекса – святилище Амон-Ра, где проводились храмовые ритуалы. Перед храмом был разбит сад с двумя священными озерами.


Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре. Недалеко от города Фивы, столицы Египта.


Храм Амона в Карнаке.

Интерьер храма в Карнаке представлен пилонами, вестибюлем, гипостильным залом и святилищем, в которое разрешалось входить только фараону и жрецам. Лишь во время всенародного весеннего праздника Опет («Прекрасный праздник долины»), посвященного богу Амону-Ра, его изваяние, установленное на солнечной ладье, торжественно выносили из святилища для совершения ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре.

Храм состоит из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов.

В египетских храмах помимо церемониальных помещений имелись гипостильные залы – огромные пространства с обширным комплексом колонн. Гипостильные залы являются наивысшим после пирамид достижение архитектуры.

Гипостильный зал (большой многоколонный зал в храмах и дворцах) в Карнаке, построенный под покровительством фараона Рамсеса II, -- один из крупнейших в мире(103 м длиной и 52 м шириной). 134 колонны высотой 23 м образуют 16 рядов, создавая при этом длинный широкий коридор для церемониальных процессий. Их верхняя часть – капители – виде раскрытых цветов лотоса, имеют наверху в окружности около 15 м, где свободно могли бы разместиться 50 человек. Этот дремучий лес колонн, где можно было легко затеряться, производит неизгладимое впечатление. Несохранившиеся ныне потолки были раскрашены в темно-синий цвет с желтыми звездами и парящими коршунами.

Свет попадал внутрь здания через окна с каменными решетками. Он струился мощными солнечными потоками, отражаясь на поверхностях капителей в виде раскрывшихся цветов лотоса. В то же время другие колонны оставались в полумраке. Они имели форму нераскрывшихся бутонов папируса.


Храм Амона-Ра в Луксоре.

Не менее великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада. Храм Амона был построен Аменхотепом III. Затем фараон Рамсес II осуществил пристройки к первоначальному храму. Он имеет 260 м в длину. И здесь поражает величественная красота гранитных колонн, окружающих три стороны двора двойным рядом. Колонны покрыты продольными каннелюрами, символизирующими связки папируса, и завершаются капителями в виде закрытого цветка папируса. Здание храма казалось превращено в строгий строй гигантских папирусов. Изысканность этих форм позволяет считать храм в Луксоре одной из самых утонченных построек в египетской архитектуре. Создается впечатление, что они свободно поднимаются до небес, устремляясь к божественному началу. Вход в храм украшен барельефами с изображением военных походов фараона и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги, два обелиска и шесть огромных статуй фараона.


Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь проходили религиозные шествия и проносили божественную ладью, в которой, по мнению египтян, бог Солнца Ра совершает свой вечный путь по небу.




Аллея сфинксов.

Во время Среднего царства получают большое распространение так называемые сфинксы. Это скульптуры, изображающие лежащего льва с человеческим лицом. Начиная с Древнего царства, с Большого сфинкса в Гизе, скульптура в виде животных все более индивидуализируется.

Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из сорока одинаковых каменных сфинксов с телом льва и головой барана (священного животного бога Амона). Они расположены на равном расстоянии друг от друга. Аллея сфинксов подходила к небольшому и узкому первому входу в храм.


Египетские колонны.

Бесконечно разнообразны формы египетских колонн! Их капители напоминают стилизованные цветы папируса с открытыми или закрытыми лепестками. Другие передают форму лотоса или пальмы. Многоцветность, утраченная к настоящему времени, несомненно, способствовала достижению ошеломляющего эффекта. Не существующие в настоящее время потолки ярко-синего цвета были украшены желтыми звездами и парящими священными коршунами.


Обелиск входа в храм Амона в Луксоре.

Египетские обелиски, символизировавшие солнечное божество, обычно устанавливались при входе в храм, по одному с каждой стороны. По внешнему виду они представляли собой монолиты квадратного сечения с пирамидальным завершением, покрытые золотом. Отражая солнечные лучи, оно ярко сияло в течение всего дня. На боковых гранях обелиска высекались иероглифы. Сооружение обелисков было сложным и трудоемким процессом.

У входа в храм Амона в Луксоре возвышается обелиск высотой 25 м. на четырех его сторонах, первоначально покрытых позолоченной бронзой, нанесены символы Солнца и изображения молящегося фараона Рамсеса II. Остальная поверхность покрыта иероглифами, раскрашенными в торжественный красный цвет.


Храм Рамсеса II в Фивах (Рамессеум).

Фараон Рамсес II (1317-1251 гг. до н.э.) строит в нижней части Египта, в Нубии, храм в ознаменование своих военных побед. Как видим, храм выполняет не привычную погребальную, а культовую функцию. Пространство храма углублено в гору. В нем множество помещений, в том числе вестибюль, гипостильный зал и святилище. В течение двух равноденственных дней в году солнце проникает в ворота храма и освещает статую фараона, расположенную в святилище. Большой храм имеет эффектный фасад, у которого возвышаются четыре грандиозные статуи фараона в облике бога Осириса, каждая из которых достигает высоты 21 м. Особенностью храма, дошедшего до нас в разрушенном виде, было соединение в одном комплексе дворца, жилых помещений, складов и конюшен.


Большой храм в Абу-Сембеле

(скальный храм фараона Рамсеса II). XIX династия. XIII в. до н.э.

Во времена Нового царства, благодаря одержанным военным победам, в Египте осуществляется огромное строительство, которое стимулирует интенсивное развитие скульптуры. Невиданные ранее скульптуры, называемые «колоссами», устанавливаются снаружи храмов. Их почитали как посредников между земным и божественным мирами. Колоссы следовали уже выработанным канонам египетской скульптуры – их изображали сидящими или стоящими, с атрибутами бога Осириса: со скрещенными на груди руками с бичом и посохом, в длиннополой мантии. Обычно они расставлялись группами, по два или четыре.

На западном берегу Нила, у вторых нильских порогов, на месте древнего пещерного святилища в Абу-Сембеле был высеченный в скале храм фараона Рамсеса II. Храм точно ориентирован с востока на запад, причем таким образом, что два раза в год в день равноденствия, лучи восходящего солнца проникают в глубину храма на 63 м. и освещают стены святилища. Лучи поочередно посещают статуи Ра-Горахути, Рамсеса II и Амона-Ра, не касаясь при этом, статуи бога Птаха, считавшегося в то время богом загробного мира

Поражает величественный вид колоссов у входа в Абу-Сембеле. Все четыре колосса составляют гигантский фасад высотой 20 м.


Малый скальный храм в Абу-Симбеле

(храм царицы Нефертари). XIX династия. XIII в. до н.э.

Малый храм находится в сотне метров к северу от большого. Гробница Нефертари была вырыта у подножия скалистых склонов Ливийской горной цепи. Она представляет собой эффектный ансамбль архитектуры и живописи, выполненный художниками Нового царства.

Малый скальный храм был посвящен Нефертари, супруге Рамсеса II, и богине Хатхор, которая изображалась в виде женщины с головой коровы. В нишах фасада расположены шесть колоссальных статуй высотой по 10 м, которые воспроизводят царицу Нефертари в облике богини Хатхор. В Египте ни одна супруга фараона никогда не изображалась на фасаде, только жена Рамсеса II удостоилась такой чести. Храм был расположен таким образом, что обращенные на восток каменные ряды павианов, сидящих с молитвенно воздетыми передними лапами, окрашивались красками утренней зари.

Гробница Нефертари, несомненно, самая красивая в Долине царей. Благодаря тончайшим реставрационным работам, росписи обрели свой первоначальный облик.

Перед вами фрагменты росписей прихожей гробницы Нефертари. По бокам двери, справа, расположены два восседающих на троне божества: богиня Хатхор и бог Солнца Ра, почитавшийся создающим началом мира. Слева изображен бог Хепри. Над потолокой двери можно разглядеть богиню царской власти Нехбет, покровительствующую Верхнему Египту. Внизу – фрагмент со стоящей Нефертари, которая обращается к трем духам-покровителям царства Осириса.


Скульптура.


Скульптура Древнего Египта имела ритуальное назначение и связана с культом мертвых. Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, т.е. достигшем расцвета духовных и физических сил.


Статуя фараона Хефрена.

В статуе фараона Хефрена запечатлен канон египетской монументальной скульптуры. Абсолютно симметричная и строго вертикальная фигура фараона спиной прислонена к каменному блоку. На лице – выражение невозмутимого спокойствия и величественной простоты. Высокое мастерство сказалось в изображении черт лица: глаз, носа и бороды. Принадлежность к величественному сану подчеркнута дополнительными деталями: изображением бога-сокола Гора, «служителем» которого считался царь Египта. Раскрытые крылья сокола как бы охраняют и защищают правителя. На голове фараона – хепреш, традиционный головной убор, имеющий вид шлема. Скульптура, высеченная из диорита, камня с трудом поддающегося технической обработке, великолепно передает божественное величие фараона в Древнем Египте.


Триада царя Микерина.

Одним из самых выдающихся воплощений божественного величия фараонов Древнего царства является «Триада царя Микерина», выполненная из гранита высотой 97 см. в этой скульптурной группе фараон изображен в сопровождении богини Хатхор и богини – покровительницы нома (области). Фигура фараона несколько выступает вперед по отношению к другим персонажам. В целом скульптурный ансамбль воспринимается как идеал гармонии, символ жизни и вечности.


Статуя правителя Сенби

Древние египтяне верили, что «Ка» -- второе «я» человека. Оно не умирает вместе с телом и может поселяться в его изображении, прежде всего в статуе. Поэтому в скульптуре воссоздался идеализированный портрет покойного.

Фигура чиновника Сенби обнаружена, по всей вероятности, в его гробнице в некрополе Меир в Среднем Египте. В статуэтке высотой 41 см воплощен условный канон. Статуэтка предназначалась для вселения души умершего – «Ка». Она выполнена с большим техническим мастерством из привозной древесины ценных пород и специально оставлена неокрашенной, чтобы были видны древесные жилки. Единственные цветные пятна – это инкрустированные глаза, соски и длинная белая юбка. Выточив торс из цельного куска дерева, мастер прикрепил к нему руки и передние части ступней, изготовленные отдельно.


Статуя вельможи Каапера (сельский староста). Из гробницы Каапера в Саккаре. Середина III тыс. до н.э.

Деревянная статуя вельможи Каапера – дородного степенного пожилого египтянина с посохом в руке – так поразила нашедших её при раскопках рабочих сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название. Выполненная из нескольких кусков фигового дерева статуя царского сановника Каапера была раскрашена, глаза инкрустированы кварцем, а веки сделаны из меди. Выражение лица Каапера преисполнено чувством собственного достоинства, гордо поднятая голова, взгляд устремлен далеко вперед.


Статуя писца Каи.

Иначе изображали людей всецело зависящих от власти фараона. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тыс. до н.э., гробница в Саккаре), на коленях он держит развернутый папирус, в правой руке кисточка для письма. Внешне сдержанный, но внутренне напряженный, он ловит каждое слово своего властелина. Внимателен и зорок его угодливый и хитрый взгляд, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем.


Супруги Рахотеп и Нофрет.

Супруги Рахотеп и Нофрет запечатлены в строго канонической позе, в то же время их лица портретно неповторимы.


Статуя фараона Тутмоса I.

Статуя, отвечающая канонам фронтальности и симметрии. Руки покоятся на бедрах. Ноги располагаются параллельно босым ступням. Иероглифические надписи сообщают сведения о персонаже. Обнаженный торс, плиссированная юбка. Перед вами сидящая фигура фараона Тутмоса I, выполненная из черного гранита, ее высота – 104 см.




Символика цвета.


В культуре Др. Египта сложилась устойчивая символика цветов. Она основывалась на простых и общепонятных ассоциациях.

Белый – это божественный цвет. Египетские жрецы носят белые одежды и головные уборы, в жертвы богам приносят белых животных. Ближайший к белому – золото, сияющее и нетленное, подобно солнцу. Боги и фараоны разъезжают на золотых колесницах.

Священным цветом был также и красный. У египтян почитался красный лотос – знак короны Верхнего Египта, символ крови, пролитой Осирисом во имя процветания Египта.

Черный – это цвет злых сил.

К числу основных и любимых цветов относится синий (или голубой). Египтяне добывали в Африке Драгоценный камень лазурит и делали из него множество различных вещей: бусы, амулеты, сосуды и пр. Лазурит был распространен в Египте больше других самоцветов. Синий и голубой – цвета неба, обиталища верховного бога – Солнца. Не менее ценился и зеленый – цвет Осириса, бога-злака, умирающего и воскресающего каждый год.


Рельефы. Росписи.


С помощью рельефных и фресковых композиций декорировались внутренние и внешние стены заупокойных храмов, обелиски, стелы. Обычно они раскрашивались в цвета, имеющие символический смысл.

При выполнении рельефов (скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей использовался традиционный прием плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища – в трехчетвертном развороте. Художники пытались таким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора.

Рельефы развертывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами – в схожих позах, с одинаковыми жестами.

Изображались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная ловля, процессии носителей даров, погребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены. Целые армии людей работают на полях и в садах, мужчины гонят быков, тянут за рога упрямого козла, несут в руках по несколько уток, разделывают тушу быка, грузят на осла громоздкую плетеную корзину. «Владелец» гробницы как бы наблюдал за всем происходящим.

Окружающий человека мир живых существ и предметов передан достоверно и узнаваемо: разнообразные звери, птицы, рыбы, орудия труда и инструменты, одежда и украшения. Эти образы навеяны самой природой.

Вот красавец удод, оранжевый, с черно-белыми крыльями, прячущийся в ажурной листве акации. Лодка фараона вторгается в глубь нильских зарослей, отчего гнется цветущий тростник, взлетают птицы, хлопая крыльями; рыжая кошка успевает схватить зубами утку, а лапами – двух иволог.

Изобразительное искусство Нового царства отличает стремление к изысканности. Большое внимание уделяется деталям: пышным одеждам, сложным прическам, драгоценностям. Удлиненные легкие тела приобретают гибкость, очертания плеч – округлость. Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов.


Музыка. Театральное искусство.


Время не сохранило образцов древнеегипетской музыки, но настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений открывают возможность представить многие интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздать картины музыкального быта этой страны.

Рельефы и росписи гробниц позволяют представить, как происходили пиры и празднества в Древнем Египте. Мы видим, как гостей развлекают пением, музыкой, танцами. Музыканты – мужчины и женщины – играют на арфах, мандолинах, двойных флейтах, лирах и барабанах.

Многие современные музыкальные инструменты, такие как кларнет, тарелки, лютня, арфа, произошли от древнеегипетских.


Амарнский период.


Блистательный взлет в развитии египетского искусства пришелся на период правления фараона Эхнатона (Аменхотепа IV), когда в начале XIV в. до н э. в жизнь египтян впервые, хотя и на короткое время, вошло представление о едином Божественном начале мира.

Период правления фараона Эхнатона назван в честь Тель-эль-Амарна, населенного пункта на месте Ахетатона, столицы Древнего Египта, возведенной по воле фараона Эхнатона. На шестом году своего правления он перенес столицу страны из Фив в основанный им на земле, не посвященной никакому другому божеству, «великий очарованием, приятный красотой для глаз» город Ахетатон (Горизонт Атона), посвященный богу Солнца Атону, и запретил почитание других египетских богов. Вместе со своей супругой Нефертити он поклялся никогда не покидать столицы.

Сам Атон изображался не в привычном человекоподобном облике, но в виде солнечного диска, лучи которого оканчиваются ладонями со знаком анх, символом жизни, силы и благодати, которые он протягивает к обращенным к нему в молитве фараону и его супруге, и воспевался в ликующем гимне:

«ты сияешь прекрасно на небосклоне неба, живой солнечный диск, положивший начало жизни! …Ты прекрасен, велик, светозарен и высок над всей землей!»

«Утром ты озаряешь землю, прогоняешь мрак, посылаешь лучи света… Вся земля принимается за работу, деревья и травы зеленеют, птицы летают в своих болотах, крылья их величают дух твой… всё живет, когда ты смотришь на нас…»

Религиозные реформы отразились во всех сторонах жизни Египта. Художественные образы наполнились утонченной красотой, стали более человечны. На гробнице Эхнатона есть надпись, обращенная, возможно, к его жене, красавице Нефертити:

Я люблю сладкое дыхание твоего рта,

Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.

Мое желание – слышать твой прекрасный голос,

Звучащий словно шелест северного ветра.

Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,

Дай мне твои руки, что держат твой дух,

Чтобы я мог принять его и жить им.


Сохранились два скульптурных портрета самой Нефертити, найденные в мастерской скульптора Тутмеса. Этот бюст, сделанный из известняка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, дает представление о совершенной красоте царицы: гармоничности её точеных строгих черт, безупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посадке головы. На шее у Нефертити ожерелье, на голове высокий царский убор синего цвета. Незавершенное изображение Нефертити – небольшая голова, изготовленная из золотистого песчаника, -- полно обаяния женственности. Поразительно мягкие линии щёк, висков, шеи, трепетных губ передают нежность юного лица, словно тронутого легким загаром.

После смерти фараона-реформатора был восстановлен культ Амона-Ра. Столицей вновь стали Фивы. Тем не менее, искусство амарнского периода не утратило своего влияния на последующее развитие египетской культуры. Прежде всего, это сказалось в произведениях середины XIV в. до н.э. – сокровищах, которые были найдены в 1922 г. при раскопках гробницы фараона Тутанхамона в Долине царей.


Гробница Тутанхамона.


Среди открытий XX в. подлинной сенсацией стала находка в 1922 г. в Долине царей гробницы фараона Тутанхамона. Её нашел археолог Говард Картер при финансовой поддержке лорда Корнарвона. Это была единственная усыпальница нетронутая грабителями. В гробнице были обнаружены богато украшенные ложа, кровати, стулья, кресла, табуреты, игральные столики, двухколесные позолоченные колесницы, модели судов, сундуки, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и маленькие статуи, изображения животных. Среди них находилась и статуэтка бога Анубиса в виде шакала, лежащего на ларце, которая была выполнена из черного дерева, инкрустированного золотом, серебром, алебастром и обсидианом. В соседнем погребальном помещении стоял обитый золотом ящик с несколькими саркофагами, вложенными один в другой. В последнем, из чистого золота, весом более 110 кг, находилась мумия Тутанхамона со знаменитой золотой маской на лице. Мумия была буквально усыпана драгоценностями – от простых золотых бляшек до прекрасных изделий ювелирного искусства. Погребение Тутанхамона не принадлежит к числу самых роскошных.

Тутанхамон (ок. 140-1392 гг до н.э.) и его жена Анхесенамон, младшая дочь Эхнатона и царицы Нефертити, выросли при царском дворе в Ахетатоне. Хотя после смерти Эхнатона царской чете пришлось вернуться в Фивы, изменить имена (Тутанхатон стал именоваться Тутанхамоном), возродить старые культы, в придворном искусстве сохранились традиции Ахетатона. Царь и царица, которым, возможно, чуть больше четырнадцати лет, часто изображены вместе. Они связаны, как Эхнатон и Нефертити, чувством взаимной нежности. Прелестная Анхесенамон угадывается в статуэтках четырех богинь, охраняющих ковчег в канопами. Один из шедевров парадной мебели – изготовленный из дерева трон Тутанхамона. Спинку трона украшают гибкие фигуры царской четы, выгравированные на золотом листе, со вставками из самоцветов, серебра, фаянса и цветного стекла.


Влияние древнеегипетской культуры на мировую культуру.


Опера «Аида».

В 1868 г. египетское правительство обратилось к знаменитому итальянскому композитору Джузеппе Верди с просьбой написать оперу к торжествам, посвященным открытию Суэцкого канала. «Экзотическая» опера «Аида», созданная Верди по либретто Камила дю Локля и Антонио Гисланцони, включает всю характерную атрибутику Др. Египта; её замысел принадлежит французскому египтологу Матиетту.

Премьера «Аиды» состоялась в Каире 24 декабря 1871 г. и имела триумфальный успех.

Действие происходит в Др. Египте. Аида – дочь эфиопского царя, ставшая рабыней в Египте. В основе сюжета трагический конфликт: любовь Аиды к родине оказывается несовместимой с её страстным чувством к Радамесу – военачальнику египтян. Дочь египетского царя Амнерис любит Радамеса, но честолюбивый и бесстрашный солдат отвергает славу и трон ради любви к Аиде. Не в силах расстаться с ней, он выбирает смерть. Влюбленные умирают вместе, замурованные в каменном подземелье.


Бунин И.А.

Поэт обращается к истокам исчезнувшей цивилизации, стремится проникнуть в самую сердцевину чужой культуры. Он также стремится заглянуть за пределы человеческой очевидности, переступить черту, которую сторожит «незрячий взор» смерти, то что пытался сделать и египетский народ. «Он (Бунин) как бы не сводит глаз с песочных часов своей жизни, следя за необратимо убегающей струйкой времени»,-- писал о Бунине А.Твардовский.


Луна и Нил. По берегу, к пещерам,

Идет народ, краснеют фонари.

На берегу, в песке сухом и сером,

Ряды гробниц – и все цари, цари.


Иной как был – под крышкой золоченой,

Иной открыт – в тугую пелену,

В пахучий кокон тесно заключенный,

Пять тысяч лет не видевший луну.


Что в коконе? Костяк в землистой коже,

Крест тонких рук, иссохший узкий таз,

Чернеет лик – еще важней и строже,

Чем в оны дни, -- чернеют щели глаз.


Подкрашенные (желтые) седины

Страшней всего. О да, он в мире жил

И был он стар, дикарь и царь, единый

Царь дикарей боготворивших Нил.


И в полдень был, и светел в знойном свете

Был сад царя, и к югу, в блеске дня,

Терялся Нил… И пять тысячелетий

Прошли с тех пор… Прошли и для меня:


Луна и ночь, но все на том же Ниле,

И вновь царю сияет лунный Нил –

И разве мы в тот полдень с ним не жили,

И разве я тот полдень позабыл?


Надпись на чаше.

Древнюю чашу нашел он у шумного синего моря,

В древней могиле, на диком песчаном прибрежье.

Долго трудился он; долго слагал воедино

То, что гробница хранила три тысячи лет, как святыню,

И прочитал он на чаше

Древнюю повесть безмолвных могил и гробниц:


«Вечно лишь море, безбрежное море и небо,

Вечно лишь солнце, земля и её красота,

Вечно лишь то, что связует незримою связью

Душу и сердце живых с темной душою могил».


Стон.

Как розовое море – даль пустынь.

Как синий лотос – озеро Мерида

«Встань сонный раб, и свой шалаш покинь:

Уж озлатилась солнцем пирамида».

И раб встает. От жесткого одра

Идет под зной и пламень небосклона.

Рассвет горит. И в пышном блеске Ра

Вдали звучат стенания Мемнона.


Гробница Сафии.

Горный ключ по скатам и оврагам,

Полусонный убегает вниз.

Как чернец, над белым саркофагом

В синем небе замер кипарис.


Нежные, как девушка, мимозы

Льют под ним узор своих ветвей,

И цветут, благоухают розы

На кустах, где плачет соловей


Ниже – дикий берег и туманный,

Еле уловимый горизонт:




Там простор воздушный и безгранный,

Голубая бездна – Геллеспонт.


Мир тебе, о юная! Смиренно

Я целую белое тюрбэ:

Пять веков бессмертна и нетленна

На Востоке память о тебе.


Счастлив тот, кто жизнью мир пленяет.

Но стократ счастливей тот, чей прах

Веру в жизнь бессмертную вселяет

И цветет легендами в веках!


* * *

А сиреневые дали Нила к югу,

К дикой Нубии, к Порогам, смутны, зыбки

И все так же чужды миру, заповедны,

Как при Хуфу, при Камбизе…


Гумилев Н. Египет

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера.


И каналы, каналы, каналы,

Что несутся вдоль глиняных стен,

Орошая Дамьетские скалы

Розоватыми брызгами пен.

Вот каким ты увидишь Египет

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдуя, дымится вода…

Фильм «Клеопатра»

11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!