Этапы урока | Приемы, способствующие развитию познавательного интереса | Примеры |
1. Этап восприятия знаний | Прием новизны Предполагает включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др. При этом учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания. | Масса этого органа не больше, чем 2 бейсбольных мяча. Однако, несмотря на столь малый размер, он обладает такой силой, что одно сжатие его может выбросить в воздух водяную струю на высоту до 1 м 80 см. Начинает работать в эмбрионе с 4-6 недели и продолжает свою работу до самого конца жизни. |
Прием семантизации В основе приема лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия. Раскрытие смыслового значения слова, названия помогает учащимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных связей, развитию воображения, смекалки, фантазии. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы - характерные показатели познавательного интереса в данном случае. | Что общего между домашней мышкой и скелетной мышцей? от лат. musculus — мышка, маленькая мышь |
Перевод проблемной ситуации в личностно-значимую Создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся. | 1.Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний? 2. Почему важно знать содержание белков, жиров и углеводов в различных пищевых продуктах и количество энергии, образующееся в организме при их использовании? |
2.Этап осмысления изучаемого материала | Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации Использование проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу. | В фантастическом романе «Человек-амфибия» юноше Ихтиандру пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в воде, не учёл автор романа? |
Решение учебно-исследовательской задачи На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод. | Почему человек храпит? Найти ответ на этот вопрос вам поможет простой опыт: вырежьте из вощеной бумаги квадрат со стороной 15 см, возьмите его за края и прислоните к губам, спойте песенку. Потом сделайте все то же самое, но уже без бумаги. Без бумаги ваша песня звучит естественно, а с бумагой появляется странный вибрирующий звук, как во время храпа, хотя вы не спите. Объясните, что происходит. |
Эвристический прием Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ. | Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться его составные части? |
Приемы диалогического общения На уроке учитель создает ситуацию спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения. | Двое учащихся поспорили: один утверждал, что глаза сильнее утомляются при рассматривании мелких предметов, расположенных близко, а другой – удаленных предметов. Кто из них прав? |
3. Этап закрепления изучаемого материала | Использование натуральных объектов | Розданы микропрепараты крови лягушки и человека (без надписи). Задание: различить и ответить на вопрос: с чем связано именно такое строение эритроцитов крови человека? |
Прием моделирования | Учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи. |
Использование знаковых, символических средств | Что означает запись: АД =140/70 ЖЭЛ= 3,5 -5 л |
Задачи, связанные с самонаблюдением | 1. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки - это вены. 2. Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в течение дня. |
Задачи, связанные с жизненным опытом обучающихся | Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить? |