СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к уроку развития речи в 6 классе "Сочинение - описание по картине А.А.Пластова "Жатва"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация как дополнение к уроку развития речи "Сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Жатва" позволит познакомить учащихся с творчеством  художника; сформировать умение анализировать произведение живописи и аргументировать свой ответ, делать выводы; поможет развить орфографическую зоркость, память, внимание, воображение.

Просмотр содержимого документа
«Приложение к уроку развития речи в 6 классе "Сочинение - описание по картине А.А.Пластова "Жатва"»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ. СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ А.А.ПЛАСТОВА «ЖАТВА» Презентация учителя русского языка и литературы МБОУ «Ореховская средняя школа» Колодий Е.В.

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ. СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ А.А.ПЛАСТОВА «ЖАТВА»

Презентация учителя

русского языка и литературы

МБОУ «Ореховская средняя школа» Колодий Е.В.

Цели урока Развивающие: - познакомить с творчеством художника А.А.Пластова; -формировать умение анализировать произведение живописи и аргументировать свой ответ, делать выводы; - развивать творческие способности учащихся; развивать орфографическую зоркость, память, внимание, воображение.  Обучающие: - обогащать и конкретизировать словарный запас учащихся, используя изобразительно-выразительных средства языка; - развивать умение собирать материал, компоновать его, составлять текст- описание.  Воспитывающие: -на примере творчества А.А.Пластова раскрыть взаимосвязь человека и природы в произведениях живописи и литературы, - воспитывать интерес к русскому языку, духовность, эстетический вкус, гордость за историю своего народа.

Цели урока

Развивающие:

- познакомить с творчеством художника А.А.Пластова;

-формировать умение анализировать произведение живописи и аргументировать свой ответ, делать выводы;

- развивать творческие способности учащихся;

  • развивать орфографическую зоркость, память, внимание, воображение.

Обучающие:

- обогащать и конкретизировать словарный запас учащихся, используя изобразительно-выразительных средства языка;

- развивать умение собирать материал, компоновать его, составлять текст- описание.

Воспитывающие:

-на примере творчества А.А.Пластова раскрыть взаимосвязь человека и природы в произведениях живописи и литературы,

- воспитывать интерес к русскому языку, духовность, эстетический вкус, гордость за историю своего народа.

Задачи урока:  - научить определять замысел художника ( выявлять авторскую позицию), тему и идею картины; - познакомить со средствами выразительности в живописи и литературе; учить писать сочинение по картине.  План урока Организационный момент. Формирование темы, задачи и цели урока. Подготовка учащихся к активному восприятию картины. Работа на картиной а) беседа о художнике А.А.Пластове  б) рассматривание учащимися репродукции картины « Жатва»  в) словарная работа  г) « погружение в картину»  д) лексическая работа. 5. Написание плана сочинения. 6. Написание учащимися сочинения.  Зачитывание отрывков( по мере написания сочинения). 7. Подведение итогов ( рефлексия). 8. Домашнее задание.

Задачи урока:

- научить определять замысел художника ( выявлять авторскую позицию), тему и идею картины;

- познакомить со средствами выразительности в живописи и литературе; учить писать сочинение по картине.

План урока

  • Организационный момент.
  • Формирование темы, задачи и цели урока.
  • Подготовка учащихся к активному восприятию картины.
  • Работа на картиной

а) беседа о художнике А.А.Пластове

б) рассматривание учащимися репродукции картины « Жатва»

в) словарная работа

г) « погружение в картину»

д) лексическая работа.

5. Написание плана сочинения.

6. Написание учащимися сочинения.

Зачитывание отрывков( по мере написания сочинения).

7. Подведение итогов ( рефлексия).

8. Домашнее задание.

Тип речи – описание. Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.  Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного , какого-либо предмета.   Цель описания - увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.   Композиция описания:  1. Общее представление о предмете.  2. Отдельные признаки предмета.  3. Авторская оценка, вывод, заключение.

Тип речи – описание.

Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.

Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного , какого-либо предмета.

Цель описания - увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.

Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение.

Аркадий Александрович Пластов  (1893 – 1972)- выдающийся русский живописец, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий.

Аркадий Александрович

Пластов

(1893 – 1972)-

выдающийся русский

живописец,

народный

художник СССР,

лауреат Ленинской и

Государственной

премий.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские  ребятишки.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником.

Художник всегда стремится передать

внутренний мир изображаемых им людей, их мысли, чувства, переживания.

Любимые герои Пластова – деревенские

ребятишки.

«Сенокос», 1945 г. «Крестьянская Россия» «Витя-подпасок», 1951 г. «Фашист пролетел», 1942 г.

«Сенокос», 1945 г.

«Крестьянская Россия»

«Витя-подпасок», 1951 г.

«Фашист пролетел», 1942 г.

«Жатва», 1945 г.

«Жатва», 1945 г.

Опишите старика, какой он? (бородат, борода почти полностью белая, седые, густые волосы не причесаны) Обратите внимание на руки старика. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки, тяжелые, натруженные руки. Они большие, крупные. В одной руке старик держит кусок черного хлеба, а в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудреную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи старик накинул старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах старые разбитые ботинки.
  • Опишите старика, какой он? (бородат, борода почти полностью белая, седые, густые волосы не причесаны)
  • Обратите внимание на руки старика.

Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки, тяжелые, натруженные руки. Они большие, крупные.

В одной руке старик держит кусок черного хлеба, а в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудреную еду из красноватого глиняного горшка.

На плечи старик накинул старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах старые разбитые ботинки.

Голова девочки покрыта, повязана белым ситцевым платком, из-под которого выбиваются две косички. Темная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишневого цвета сапожки. В руке у нее тоже ложка. Около девочки сидит ее братишка- рыжеволосый, вихрастый паренек. Он давно не стрижен: либо некогда, а может, некому привести его голову в порядок. И снова вспоминается: война ведь, и мало ли где мать этих детей. Мальчонка тоже сосредоточен на еде, как и все его родные. Другой жадно пьет воду из глиняного кувшина, а может и молоко. Видно здорово устал, и замучила жажда, даже не до еды ему. Оба одеты просто - в рубашки, желтую и белую, и темные штаны.

Голова девочки покрыта, повязана белым ситцевым платком, из-под которого выбиваются две косички. Темная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишневого цвета сапожки. В руке у нее тоже ложка.

Около девочки сидит ее братишка- рыжеволосый, вихрастый паренек. Он давно не стрижен: либо некогда, а может, некому привести его голову в порядок. И снова вспоминается: война ведь, и мало ли где мать этих детей. Мальчонка тоже сосредоточен на еде, как и все его родные.

Другой жадно пьет воду из глиняного кувшина, а может и молоко. Видно здорово устал, и замучила жажда, даже не до еды ему. Оба одеты просто - в рубашки, желтую и белую, и темные штаны.

Собака пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидает, когда же ей перепадет кусочек

Собака пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидает, когда же ей перепадет кусочек

Слева от обедающих – большая только собранная скирда , на которой навалены косы, грабли. На платке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка. Немудреная крестьянская еда.

Слева от обедающих – большая только собранная скирда , на которой навалены косы, грабли.

На платке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка. Немудреная крестьянская еда.

 Словарная работа Жатва – время уборки хлебов ( существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки хлебные растения) Стог - куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной. Сноп – связанный пук колосьев какого- нибудь злака. Стерня ( стернь) – сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле ( они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами). Лексическая работа Синонимы: А. А.Пластов – художник, живописец, мастер, автор. Картина – полотно, холст, произведение, репродукция  Жатва – уборка урожая. Правильно пиши: взлохмач енн ые ветром, запут анн ые, волосы не причес ан ы, натруж енн ые, нестриж енн ый, труже н ик, ярко -  желтый, светло - коричневый, си т цевый платоч ек

Словарная работа

Жатва – время уборки хлебов ( существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки хлебные растения)

Стог - куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной.

Сноп – связанный пук колосьев какого- нибудь злака.

Стерня ( стернь) – сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле ( они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами).

Лексическая работа

Синонимы:

А. А.Пластов – художник, живописец, мастер, автор.

Картина – полотно, холст, произведение, репродукция

Жатва – уборка урожая.

Правильно пиши:

взлохмач енн ые ветром, запут анн ые, волосы не причес ан ы, натруж енн ые, нестриж енн ый, труже н ик, ярко - желтый, светло - коричневый, си т цевый платоч ек

План I . Знаменитый художник – пейзажист Аркадий Александрович Пластов II .  Картина « Жатва»  1. Передний план. Люди, изображенные на картине (старик, дети)  2. Задний фон картины (скирды, орудия труда, еда)  III . Мое впечатление от картины.     !!!  Каждый пункт сочинения начинаем с красной строки. Написание учащимися сочинения

План

I . Знаменитый художник – пейзажист Аркадий Александрович Пластов

II . Картина « Жатва»

1. Передний план. Люди, изображенные на картине (старик, дети)

2. Задний фон картины (скирды, орудия труда, еда)

III . Мое впечатление от картины.

!!! Каждый пункт сочинения начинаем с красной строки.

Написание учащимися сочинения

Перед нами картина А.А.Пластова "Жатва". С большой любовью и мастерством художник раскрывает красоту и силу родной земли. Чувствуется глубокое восхищение человеком-тружеником.

Картина написана в теплых тонах: желтое безграничное поле, золотые стога. Казалось бы, ничего не предвещает беды. И только предгрозовое небо напоминает нам о том, что все происходит в тяжелом 1945 году.

На переднем плане мы видим старика и ребятишек. Закончив нелегкий труд, они обедают. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью белая, а густые волосы не причесаны. Художник показал его тяжелые, потемневшие от работы, руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой – деревянную ложку, которой аккуратно набирает еду из красноватого глиняного горшка. На плечах старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах –разбитые ботинки.

Рядом с ним ребятишки. Девочка одета в темную кофту и красное платьице, голова покрыта белым платком. В руке ложка. Возле нее мальчишки. Один рыженький, нестриженный, тоже увлечен едой. Другой жадно пьет воду, видно, очень устал. Одеты очень просто: желтую и белую рубашки, темные штаны. На них с любопытством смотрит песик, с нетерпением ожидает, когда же и ему перепадет кусочек.

На заднем плане картины видны скирды. На одну из них навалены косы, грабли. На платке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка.

Эта картина оставляет светлое чувство радости, глядя на бескрайние просторы полей. Художник сумел передать свою любовью к людям-труженикам и к Родине.

Творческая работа учащихся

Подведение итогов. Рефлексия. Мы познакомились с замечательным русским художником Аркадием Александровичем Пластовым.  12 мая 1972 года на своей малой родине А. А. Пластов скончался. Там же в 1988 году был открыт Народный Музей имени художника

Подведение итогов. Рефлексия.

Мы познакомились с замечательным

русским художником

Аркадием Александровичем

Пластовым.

12 мая 1972 года на

своей малой родине

А. А. Пластов скончался.

Там же в 1988 году был

открыт Народный Музей

имени художника


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!