СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение активных и интерактивных методов в обучении экономическим дисциплинам в спо

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИНТЕРАКТИВНЫЕ  И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СПО

Гатауллина Юлия Викторовна, преподаватель

ГАПОУ  «Казанский автотранспортный

техникум им. А.П.Обыденнова»

                                      

          Аннотация: Статья посвящена анализу влияния активных и интерактивных методов обучения на процесс подготовки специалистов, повышение эффективности практических занятий путём наиболее грамотного методического и материально-технического обеспечения. Объектом исследования является процесс подготовки будущих специалистов в условиях в среднем профессионально образовании.          

Ключевые слова: профессиональное обучение, педагогические технологии, компетентность, компетенция активные методы, интерактивные методы, игровые методы, экономические дисциплины

 

     Изучение экономических дисциплин – одно из важных условий успеха в современном мире. При изучении экономических дисциплин, педагог с особой ответственностью должен подходить к методике преподавания, чтобы обучающиеся освоили достаточно сложный экономический материал. Необходимо сформировать у них интерес к изучаемой дисциплине через их принятие во внимание цели обучения, приводящий к заранее планируемому результату.

     Так, Г.И.Щукина считает, что эффективное и интересное для студентов занятие можно создать за счет следующих условий: личности педагога, содержания учебного материала, методов и приемов обучения. На мой взгляд, если первые два пункта не всегда во власти педагога, то последний – поле для его творческой деятельности.

Чтобы студенты анализировали и постигали противоречивые  процессы рыночных преобразований, необходимо от преподавателей экономических дисциплин, целенаправленное использование активных и интерактивных методов обучения, тестовых заданий, приемов проблемного обучения и т.д.

В соответствии с ФГОС СПО основной задачей профессионального образования является освоение профессиональных и общих компетенций. Для выполнения этой задачи студенты с одной стороны овладевают знаниями, необходимыми в будущей трудовой деятельности, с другой – приобретают профессиональные умения и навыки. В профессиональной деятельности специалиста важное место занимают компетенции – это их личностная способность решать определённый класс профессиональных задач.  Каждая специальность уникальна, поэтому  нет универсальных методик по освоению профессиональных компетенций.

Методы обучения - это способы совместной деятельности преподавателя и студента, направленные на решение задач обучения. Сегодня, в наш век информативности, рождается огромное количество новых методов обучения. Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах обучения. Немецкие ученые доказали, что: человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И только, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он усваивает и запоминает материал на 90%.

На сегодняшний день в образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы взаимодействия преподавателя и студентов:

1) пассивные методы;

2) активные методы;

3) интерактивные методы.

 Каждый из них имеет свои особенности.

 Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод малоэффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это сравнительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активные методы обучения предоставляют возможность и обеспечивают проявление большей активности студентов, чем традиционные методы. Студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если активные методы больше предполагают демократический стиль взаимодействия, то пассивные методы авторитарный стиль.

При выборе формы проведения занятия, преподаватель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, важно найти такую форму занятия, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

- задействовать на уроке всех;

- в полной мере учесть возрастные особенности (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);

- учитывала бы личностные особенности самого преподавателя: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

 Конечно, не сразу и не все студенты становятся активными участниками мыслительной деятельности на занятиях, так как необходимо время, чтобы они осознавали  и принимали этот метод и его преимущества.

При интерактивном методе студенты, находятся в режиме беседы, диалога с кем либо. Следовательно, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие  студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.

Экономические дисциплины предоставляют широкие возможности для применения игровых методов обучения, как одной из форм интерактивных технологий обучения.

Проблема применения игровой деятельности в образовательном процессе в педагогической теории и практике есть. Создание и применения игр в учебно-воспитательном процессе были предложены А.А.Вербицким, Р.Ф.Жуковым, Ю.Н. Кулюткиным, Н.А.Каморджановой, В.А. Трайневым и др. Образовательная функция игры очень значима, поскольку, по мнению А.А. Вербицкого, «игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста» [1]. Применение игры в учебном процессе значительно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, активизирует деятельность студентов.     

В игре «обучение» участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в игре - это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Игра – это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества» [1].

Опыт применения игровых методик показал, что их  достоинства заключаются в том, что игра позволяет студентам почувствовать себя в реальной практической ситуации и испробовать все, что угодно без страха совершить ошибку. В ходе игры студенты учатся видеть проблемную ситуацию как бы «изнутри», так как она непосредственно затрагивает их самих.

Игра – эффективная форма проверки пройденного материала, дающий студентам хорошую возможность применить полученные знания в условиях близких к реальным, придавая занятиям определенный интерес, применяя и совершенствуя  умение взаимодействовать с другими людьми.

Так же при проведении деловых игр возможны импровизации, так как это зависит  от уровня подготовки, темперамента, активности участников игры.  Во время игры выделяются лидеры: формальные и неформальные, аккуратные исполнители, генераторы идей, выявляется истинное отношение к будущей профессии. Деловая игра создает различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия, тем самым она является методом эффективного обучения через снятие противоречий между абстрактным характером учебного предмета (объекта) и реальным характером профессиональной деятельности.

Следовательно, активные и интерактивные методы можно применять в рамках курсов экономических и управленческих дисциплин, поскольку сама ситуационная задача позволяет комплексно охватить ряд дисциплин в их взаимосвязи, поставить студента в обстановку условной действительности, требующую применения знаний и навыков.  А поскольку студенты четвертых курсов СПО почти уже специалисты т.к. выпускаются техники по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, то применение таких игр на тему: «Разработка бизнес-плана шиномонтажного цеха», «Открытие малых предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей»,  «Анализ сильных и слабых сторон ТО и ремонта» являются наиболее актуальными и поэтому студенты принимают активное участие. Также хочется подчеркнуть, что без  тщательно продуманной  организации практических занятий, как одной из формы активного обучения, невозможно воспитать грамотного, востребованного на рынке труда специалиста. Благодаря практическим занятиям выпускники средних специальных учебных заведений зачастую являются более подготовленными к практической деятельности.

 

Список литературы

1. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. – 2012. – №3/39. – С. 17–21.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 2015. - 208 с.

3. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаронов Ю. А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. СПб.:"Изд. П-2", 2016.- 205с.

4. Макарова Е.Л. Использование интерактивных форм обучения для повышения эффективности образовательного процесса // М.: Инфра-М, 2015. - 8 с.

5. Трайнев В. А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 303 с.

 

                                                                     

Просмотр содержимого документа
«Применение активных и интерактивных методов в обучении экономическим дисциплинам в спо»

УДК 377.5

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В СПО


THE USE OF ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS IN TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация: Статья посвящена анализу влияния активных и интерактивных методов обучения на процесс подготовки специалистов, повышение эффективности практических занятий путём наиболее грамотного методического и материально-технического обеспечения. Объектом исследования является процесс подготовки будущих специалистов в условиях в среднем профессионально образовании.

Abstract: The article is devoted to the analysis of the influence of active and interactive teaching methods on the process of training, improving the efficiency of practical training by the most competent methodological and logistical support. The object of the study is the process of training future specialists in the conditions of secondary vocational education.

Ключевые слова: профессиональное обучение, педагогические технологии, компетентность, компетенция активные методы, интерактивные методы, игровые методы, экономические дисциплины

Keywords: vocational training, pedagogical technologies, competence, active methods, interactive methods, game methods, economic disciplinees


Изучение экономических дисциплин – одно из важных условий успеха в современном мире. Педагог с особой ответственностью должен подходить к методике преподавания экономических дисциплин, чтобы обучающиеся освоили достаточно сложный экономический материал. Также необходимо сформировать у них интерес к изучаемой дисциплине через их принятие во внимание цели обучения, приводящий к заранее планируемому результату.

Так, Г.И.Щукина считает, что эффективное и интересное для студентов занятие можно создать за счет следующих условий: личности педагога, содержания учебного материала, методов и приемов обучения. На мой взгляд, если первые два пункта не всегда во власти педагога, то последний – поле для его творческой деятельности.

Чтобы студенты анализировали и постигали противоречивые процессы рыночных преобразований, необходимо от преподавателей экономических дисциплин, целенаправленное использование активных и интерактивных методов обучения, тестовых заданий, приемов проблемного обучения и т.д.

В соответствии с ФГОС СПО основной задачей профессионального образования является освоение профессиональных и общих компетенций. Для выполнения этой задачи студенты с одной стороны овладевают знаниями, необходимыми в будущей трудовой деятельности, с другой – приобретают профессиональные умения и навыки. В профессиональной деятельности специалиста важное место занимают компетенции – это их личностная способность решать определённый класс профессиональных задач. Каждая специальность уникальна, поэтому нет универсальных методик по освоению профессиональных компетенций.

Методы обучения - это способы совместной деятельности преподавателя и студента, направленные на решение задач обучения. Сегодня, в наш век информативности, рождается огромное количество новых методов обучения. Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах обучения. Немецкие ученые доказали, что: человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И только, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он усваивает и запоминает материал на 90%.

На сегодняшний день в образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы взаимодействия преподавателя и студентов:

1) пассивные методы;

2) активные методы;

3) интерактивные методы.

Каждый из них имеет свои особенности.

Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод малоэффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активные методы обучения предоставляют возможность и обеспечивают проявление большей активности студентов, чем традиционные методы. Студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если активные методы больше предполагают демократический стиль взаимодействия, то пассивные методы авторитарный стиль.

При выборе формы проведения занятия, преподаватель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, важно найти такую форму занятия, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

- задействовать на уроке всех;

- в полной мере учесть возрастные особенности (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);

- учитывала бы личностные особенности самого преподавателя: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

Конечно, не сразу и не все студенты становятся активными участниками мыслительной деятельности на занятии, так как необходимо время, чтобы они осознавали  и принимали этот метод и его преимущества.

При интерактивном методе студенты, находятся в режиме беседы, диалога с кем либо. Следовательно, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.

Экономические дисциплины предоставляют широкие возможности для применения игровых методов обучения, как одной из форм интерактивных технологий обучения.

Проблема применения игровой деятельности в образовательном процессе в педагогической теории и практике есть. Создание и применения игр в учебно-воспитательном процессе были предложены А.А.Вербицким, Р.Ф.Жуковым, Ю.Н. Кулюткиным, Н.А.Каморджановой, В.А. Трайневым и др. Образовательная функция игры очень значима, поскольку, по мнению А.А. Вербицкого, «игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста» [1]. Применение игры в учебном процессе значительно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, активизирует деятельность студентов.

В игре «обучение» участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в игре - это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Игра – это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества» [1].

Опыт применения игровых методик показал, что их достоинства заключаются в том, что игра позволяет студентам почувствовать себя в реальной практической ситуации и испробовать все, что угодно без страха совершить ошибку. В ходе игры студенты учатся видеть проблемную ситуацию как бы «изнутри», так как она непосредственно затрагивает их самих.

Следовательно, игра – эффективная форма проверки пройденного материала, дающий студентам хорошую возможность применить полученные знания в условиях близких к реальным. Так же игры повышают интерес студентов, придавая занятиям определенный интерес, применяя и совершенствуя умение взаимодействовать с другими людьми.

При проведении деловых игр возможны импровизации, так как это зависит от уровня подготовки, темперамента, активности участников игры. Так же во время игры выделяются лидеры: формальные и неформальные, аккуратные исполнители, генераторы идей, выявляется истинное отношение к будущей профессии. Деловая игра создает различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия, тем самым она является методом эффективного обучения через снятие противоречий между абстрактным характером учебного предмета (объекта) и реальным характером профессиональной деятельности.

Следовательно, активные и интерактивные методы можно применять в рамках курсов экономических и управленческих дисциплин, поскольку сама ситуационная задача позволяет комплексно охватить ряд дисциплин в их взаимосвязи, поставить студента в обстановку условной действительности, требующую применения знаний и навыков. А поскольку студенты четвертых курсов СПО почти уже специалисты т.к. выпускаются техники по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, то применение таких игр на тему: «Создание малых предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей», «Разработка бизнес-плана шиномонтажного цеха», «Анализ сильных и слабых сторон ТО и ремонта» являются наиболее актуальными и поэтому студенты принимают активное участие. Также хочется подчеркнуть, что без тщательно продуманной организации практических занятий, как одной из формы активного обучения, невозможно воспитать грамотного, востребованного на рынке труда специалиста. Благодаря практическим занятиям выпускники средних специальных учебных заведений зачастую являются более подготовленными к практической деятельности.


Список литературы

1. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. – 2012. – №3/39. – С. 17–21.

2. Вербицкий А.А . Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 2015. - 208 с.

3. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаронов Ю. А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. СПб.:"Изд. П-2", 2016.- 205 с.

4. Макарова Е.Л. Использование интерактивных форм обучения для повышения эффективности образовательного процесса // М.: Инфра-М, 2015. - 8 с.


5. Трайнев В. А . Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения. М.: Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС, 2016. - 303 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!