СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение дидактических игр для формирования лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение дидактических игр для формирования лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка»

Применение дидактических игр для формирования лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка

Еганян Татевик Левоновна / - учитель немецкого языка ,

направление: методика обучения иностранному языку,

МАОУ Медвежье- Озёрская СОШ №19 ГОЩ

Аннотация: Данная статья посвящена роли дидактических игр на уроках иностранного языка, которые способствуют формированию лексико-грамматических навыков. Нами была рассмотрена специфика формирования лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка. Раскрытие понятия «дидактические игры», их виды и примеры.

Ключевые слова: иностранный язык, обучающийся, специфика иностранного языка, дидактические игры.

Изучение иностранного языка является одной из ведущих дисциплин в системе образования. На данный момент Министерство образования и науки рассматривает введение иностранного языка в перечень обязательных дисциплин для сдачи ЕГЭ. Знание иностранного языка позволяет человеку расширить кругозор, познакомиться с другой культурой, а также расширить границы коммуникативного поля, и, следовательно, повысить свою востребованность на рынке труда. Отсюда растет и общественная потребность в изучении языков, что повышает статус иностранного языка , как учебного предмета, его роль и место в общей системе школьного образования. Изучение языков, в том числе и родного, принципиально отличается от других предметов. Языковые навыки и знания важны как средство формирования коммуникативных умений, что значит, способность сообщать и получать информацию.

Рассматривая особенности иностранного языка как учебного предмета, мы придерживаемся мнения И.А. Зимней которая определяет эти особенности , как беспредметность, беспредельность и неоднородность.

В отличие от других учебных дисциплин иностранный язык, да и язык в целом выступает в роли средства обучения. Например , если мы проведем параллель с русским языком, то очевидно , что все остальные дисциплины преподаются на этом языке, что подтверждает опцию беспредметности. Аналогично выступает и иностранный язык, так как он изучается как средство общения. Суть в том, что в целом язык несет сведения не только о культуре изучаемого языка, но и о других областях , как, например наука.

Беспредельность, характеризуется, тем , что язык не ограничен в своем многообразии , отсюда следует вывод, что невозможно выучить язык полностью, поэтому изучение ограничивается рамками учебной программы.

Проблема неоднородности языка заключается в следующем вопросе: Как много должен знать обучающийся , чтобы быть в состоянии совершить языковую коммуникацию ( говорить на изучаемом языке). Для достижения этой цели необходимо обратиться ко всем аспектам языка, а именно к фонетике, лексике и грамматике. Эти широкие понятия включают в себя различные правила употребления единиц языка, речевые паттерны, грамматические конструкции, формулы речевого этикета , умение дифференцировать языковой материал, прогнозирование и языковая догадка

Таковы существенные различия иностранного языка от других учебных предметов.

Уровень форсированности коммуникативных компетенций зависит от качества овладения иностранным языком, в частности лексической стороной речевой деятельности

Среди элементов речевой деятельности, лексика является одной из важных компонентов , что определяет ее место на уроках иностранного языка, как одно из ведущих. Лексические единицы языка являются фундаментом, (на котором строится дальнейшая речевая деятельность)при помощи которого осуществляется речевая деятельность. В современной школе при изучении иностранного языка, лексические единицы вводятся перед каждым видом речевой деятельности, что позволяет расширять активный и пассивный словарный запас.

Для успешного освоения большого количества лексики и для ее активного употребления, работа над словом должна быть организованна таким образом, чтобы обеспечить обучающимся следующие условия:

- словарный запас, который можно легко использовать со многими темами, предотвращение забывания лексики ,

- использование в устной речи лексических единиц соответствующих целям общения.

Коммуникация не сможет состояться , если обучающийся не владеет лексикой в том объеме, который требуется. Исходя из этого работа над лексикой должна проводиться в несколько шагов , чтобы закрепить лексическую единицу эффективно , выделяют такие этапы как:

- ознакомление с новым материалом;

первичное закрепление;

- развитие умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности.

Наряду с лексикой, грамматика также является одним из ведущих элементов речевой деятельности, без которого формирование языковой компетенции невозможно.

Успешное овладение грамматическими конструкциями играет важную роль в понимании и употреблении устной и письменной речи . Не стоит пренебрегать обучением сложным грамматическим конструкциям, так как это необходимо для формирования не только языковой, но и социокультурной компетенции.

Одним из современных направлений в методике обучения является коммуникативно-ориентированный подход, который предполагает формирование грамматических навыков с учетом условий функционирования грамматических структур в речи, т.е. готовит учащихся к использованию речевых грамматических навыков в реальной жизни.

Для успешного освоения грамматической составляющей языка, необходимо закреплять каждую пройденную тему, и в последствии обращаться к пройденному материалу. Обучающиеся должны не только запоминать и правильно воспроизводить конструкции, но и понимать их структуру.

Исходя из вышеперечисленных особенностей языка, мы пришли к выводу, что упражнения в форме игр наиболее успешно способствуют развитию лексико-грамматических навыков, так как могут сочетать в себе несколько видов речевой деятельности , а также повышают мотивацию к изучению иностранного языка и создают благоприятную психологическую атмосферу на уроке.



Дидактическая игра отвечает современным требованиям к методам обучения иностранному языку в рамках новых стандартов.

Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организованных в виде учебных игр, которые реализуют активное обучение и отличаются наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и системы оценивания, является одним из методов активного обучения

Большинство исследователей считают, что дидактические игры, которые проводятся на уроках иностранного языка, можно дифференцировать по следующим показателям:

1) по содержанию и целям (языковые, речевые);

2) по типу задач (оперативные, тактические, стратегические);

3) по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, фронтальные);

4) по уровню сложности (простые, сложные, моноситуативные , полиситуативные );

5) по уровню сложности интеллектуальной деятельности (игры на узнавание, репродуктивные, репродуктивно-вариативные , творческие игры);

6) по способу, характеру, форме проведения (письменные, устные, подвижные, предметные, функциональные, ролевые, имитационные, игры-соревнования ).

Приведем примеры некоторых дидактических игр, которые активно используются на уроках иностранного языка.

1. Игра "Найди слово".

Оборудование: карточки.

Порядок выполнения: С левой стороны карточки слова, написанные по - немецки, с правой - изображения предметов., которые нужно соединить. После построить предложение по схеме , которую дает учитель в начале упражнения.

2. Игра: "Одень куклу"

Оборудование: две куклы и два комплекта одежды (можно из бумаги).

Порядок выполнения: В игре участвуют две команды. Им дается задание: одеть свою куклу, назвав предметы одежды по-немецки.

Sie trägt eine Bluse.

Sie trägt einen Rock.

Sie trägt einen Mantel.

Побеждает команда, которая правильно составила большее количество предложений.

Эффективность дидактической игры в формировании лексико-грамматических навыков определяется широкими методическими возможностями реализовать ситуации общения на иностранном языке. В атмосфере увлечённости и радости обучающиеся приобретают уверенность в своих силах и успешно решают коммуникативные задачи.





Литература:

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. / Зимняя И.А.- М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. – Рига: НПЦ «Эксперимент», 2015- С.96.

Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: Владос , 2016. – С.158.

.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!