СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение форм и методов по развитию познавательной деятельности обучающихся на уроках учебной практики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение форм и методов по развитию познавательной деятельности обучающихся на уроках учебной практики»

Министерство образования и науки

Луганской Народной Республики

ГБОУ СПО ЛНР «Стахановский политехнический колледж»













ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ





















Разработала

Мастер п/о Кравченко Е.А.







г. Стаханов

Применение форм и методов по развитию познавательной активности обучающихся на уроках учебной практики

Проблема развития познавательной активности обучающихся не нова, но по-прежнему актуальна. Я замечаю тенденцию снижения интереса обучающихся к учёбе.

Поэтому я работала по теме “Формирование личности через методы и приемы на уроке, направленные на развитие познавательного интереса обучающихся”.

Основные задачи моей деятельности – это:

- единство обучения и воспитания;

- создание благоприятных психолого-педагогических условий для обучения, воспитания и развития личности обучающегося.

Я считаю, что важным фактором обучения, как средства воспитания личности, является организация процесса обучения. Поэтому необходимо воздействовать на чувства обучающегося, на его потребностно-мотивационную сферу, чтобы вызвать стремление к самовоспитанию определенных качеств и свойств личности.

1. Создание на уроках учебной практики такой атмосферы, при которой они чувствуют необходимость учебных занятий, с интересом воспринимают новые знания.

Цели:

  • создание психологически комфортного состояния обучающихся на уроках, которое повышает эффективность занятий, содействует пониманию обучающимися изучаемого учебного материала и помогает им не испытывать затруднений при изучении учебного материала;

  • повышение интереса обучающихся к обучению с применением современных педагогических технологий.

1) Для обучения на уроках учебной практики я применяю кейс – технологии. Данная технология позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Она позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы. Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение педагогами актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Процесс подготовки у обучающихся к решению кейсов основан на навыках и умениях работы с информационными средствами, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует научно-исследовательскую деятельность.

2) При подготовке уроков для дистанционной формы обучения, применяю видеоматериалы, которые являются эффективным средством обучения. Небольшую видеозапись использую в качестве эпиграфа урока, обеспечивающего положительную эмоциональную мотивацию изучения нового материала. Использование видеофильмов при объяснении или закреплении нового материала эффективно лишь при условии его активного восприятия обучающимися. Для этого следует в процессе показа видеофильма давать при необходимости разъяснения и уточнения, повторяя фрагмент, задавая уточняющие вопросы.

3)При подборе учебного материала для дистанционной формы обучения, учитываю различные интеллектуальные способности обучающихся. Особое внимание уделяю актуализации интуитивного опыта детей: поощряются высказывания сомнений, убеждений, “опережающих” идей, эмоциональные оценки учебного материала.

2. Творческие задания

Цели:

  • повысить интерес обучающихся к предмету;

  • дать возможность проявиться творческим способностям обучающихся;

  • развивать речь обучающихся, умение отстаивать собственное мнение.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами обучающимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

  1. в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других обучающихся (Приложение 1);

  2. в составлении сообщений, рефератов;

  3. в составлении схем и алгоритмов по теме урока.

  4. применение Пазл - терапии (Пазл - терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности). Для воспитания художественного вкуса, развития творческих способностей обучающимся (Приложение 2).

Результативность

Творческие задания дают возможность проявить себя любому из обучающихся, развиваются творческие способности обучающихся, прививается чувство вкуса.

3. Дидактические игры.

Цели:

  • повысить интерес обучающихся к предмету;

  • индивидуализировать и коллективизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке;

  • развитие наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах;

  • активизировать познавательную активность обучающихся.

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит обучающегося, как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением и трудом.

Например:

1.Светофор (Приложении 3)

Мастер производственного обучения использует вопросы трех уровней сложности. Для этого используются конверты разных цветов, в которых находятся вопросы по изучаемой теме. Красный конверт содержит вопросы высокого уровня сложности. Оранжевый конверт содержит вопросы базового уровня сложности. Зеленый конверт содержит вопросы низкого уровня сложности. Обучающиеся выбирают вопросы любого уровня. Они предупреждены об уровне оценивания заданий.

2.Древо познания (Приложение 4)

На доске изображена яблоня. На яблоках написаны вопросы по изученной теме (это несозревшие плоды). На яблоке несколько листочков – на них написаны варианты ответов. Обучающийся выходит к доске, срывает яблоко, зачитывает вопрос, дает ответ.

3.Мозговой штурм (Приложение 5)

Группа делится на две команды. Одна команда располагается лицом к другой команде. Обучающийся одной команды получает задание контролировать обучающегося другой команды, сидящего напротив. Сначала задаются вопросы первой команде (на вопросы отвечают по очереди каждый член команды) в течении 1 минуты. Затем результаты сообщают соперники. Позже задаются вопросы второй команде.

При обучении применяются простые и сложные, линейные и разветвленные алгоритмы. Особенно важно применять алгоритмы при изучении технологии приготовления блюд.

Результативность

Практика свидетельствует: уроки по игровой методике существенно повышают интерес обучающихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения и самое главное, – “раскрепощают” обучающегося, его мышление. Облегчается усвоение учебного материала, включается в работу на уроке каждый обучающийся, возможен контроль каждого задания, повысился уровень мотивации при обучении, улучшилась обратная связь с обучающимися.























Заключение

В данной работе предложены те средства активизации познавательной деятельности обучающихся, которые я с применяю на своих уроках учебной практики. Изучая методическую литературу, посещая уроки других преподавателей, пришла к выводу, чтобы заинтересовать обучающихся существует немало методов и приемов. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. У каждого преподавателя свое мнение о совершенном уроке, я придерживаюсь такого определения:

1.  Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап переходил в другой, и обучающиеся понимали, что и зачем они делают на уроке.

2.  Обучающихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию темы урока, используя проблемную ситуацию.

3.  На уроке должно быть интересно. Преподаватель должен эмоционально передать свой положительный заряд обучающимся, тем самым вдохновить их ум для деятельности.

4.  Задача каждого преподавателя – не только научить, а развить мышление обучающихся средствами своего предмета.

5.  Стараться на уроке обратиться к каждому обучающемуся по нескольку раз, чтобы корректировать непонятное или неправильно понятое.

6.  Стараться ставить оценку не за отдельный ответ, а несколько, данных на разных этапах урока.

















Приложение 1



















6

к


























у


























б


















1к

а

р

б

о

2в

а

н

и

е






















а



к





















6п

ю

р

е


и


















4

с


3

с



к




















2с

о

л

о

м

к

а





















у


р
























с


т






5п




















и






р




















3р

а

г

у



и














7ш






о






п













5к

а

л

и

б

р

о

в

к

а




у














м






к






с














п






4

а

р

т

и

ш

о

к














и











7

ш

а

ш

к

и











н


8ч










н












8а

л

ь

д

е

н

т

е





9

ф

р

и

т

ю

р











о


с








Р


е














н


н








и


















о


























к










































































По вертикале:

2. Способ термической обработки продуктов

3. Удаление посторонних примесей из овощей

4. Что подают к блюду для улучшения вкуса и повышения калорийности

5. Варка продуктов в малом количестве воды

6. Форма нарезки картофеля

7. Самый популярный съедобный гриб

8. Луковый овощ

9. Картофель жареный во фритюре


По горизонтали:

1.Вырезание продольных выемок на продукте, для дальнейшей фигурной нарезки?

2. Простая нарезка овощей

3. Блюдо из тушеных овощей

4. Десертный овощ

5. Распределение овощей по размерам

6. Блюдо из протертого картофеля

7. Форма нарезки капусты

8. Этот термин в переводе с итальянского языка обозначает «на зуб»

9. Жарка в большом количестве жира

































Приложение 2






Приложение 3


Игра: «Светофор»

Тема: «Приготовление бульонов и заправочных супов»

Красный конверт

1карточка. Составить технологическую схему приготовления рассольника ленинградского.

2карточка. По данному набору продуктов определить название супа и описать приготовление (телятина, говядина, окорок копчено-вареный, сосиски, почки говяжьи, лук репчатый, огурцы соленые, каперсы, маслины, томатное пюре, масло сливочное, бульон, лимон, сметана).

3 карточка. Составить алгоритм приготовления костного бульона.

Оранжевый конверт

1карточка. С какой целью овощи для супов пассеруют?

2карточка. Как влияют экстрактивные вещества на свойства бульона при варке рыбы?

3 карточка .Составить технологическую схему приготовления борща московского.

Зеленый конверт

1карточка. Назвать температуру подачи супов.

2карточка. Как подготавливают соленые огурцы для рассольника?

3 карточка .Как нарезают картофель для борща украинского?










Приложение 4

Форма устного опроса: «Древо познания»

Тема «Приготовление бульонов и заправочных супов»


На яблоках - задание или вопрос по теме.

На листочках – варианты ответа.


Вопросы (яблоки)

Варианты ответов (листья)

1.В каком заправочном супе составной частью гарнира являются листовые овощи

а)борщ

б)щи

в)рассольник

г)солянка

2.Рассольник – это…

а)прозрачный суп

б)заправочный суп

в)суп-пюре

г)бульон

3.В заправочных супах гарнир варят

а)в бульоне

б)отдельно от бульона

4.По температуре подачи супы делятся на:

а)теплые

б)кипящие

в)горячие

г)холодные

5.Горячие супы подают при температуре

а)40ºС

б)10ºС

в)100ºС

г)75ºС

6.Отличительной чертой заправочных супов является

а)вареные овощи

б)протертые овощи

в)пассерованные овощи

г)сырые овощи

7.Заправкой для супа называют

)вареные овощи

б)протертые овощи

в)пассерованные овощи

г)сырые овощи

8.Самая большая и распространенная группа супов

а)сладкие

б)холодные

в)заправочные

г)супы-пюре







Приложение 5

Форма устного опроса: «Мозговой штурм»

Тема: «Приготовление бульонов и заправочных супов»


  1. Какой борщ перед подачей заправляют чесноком?

  2. При какой температуре подают горячие супы?

  3. С какой целью овощи для супов пассеруют?

  4. Основной ингредиент борща украинского?

  5. В каком цехе готовят горячие супы?

  6. В какой последовательности необходимо закладывать картофель при варке борща?

  7. Чем отличается приготовление солянки мясной от солянки домашней?

  8. Как подготавливают соленые огурцы для рассольника?

  9. При приготовлении рассольника домашнего, какую форму нарезки имеет капуста?

  10. Для чего в заправочные супы вводят мучную пассеровку?

  11. На каком бульоне готовится суп-лапша домашняя?

  12. От чего зависит концентрация бульона?

  13. Какие супы заправляют льезоном?

  14. Для каких щей квашенную капусту тушат 3-4 часа с добавлением томатного пюре?

  15. Основной компонент заправочных супов?

  16. Какой борщ подают с пампушками?

  17. Что используют для осветления бульона?

  18. Срок хранения горячих супов?

  19. Какую посуду используют для подачи супов?

  20. В чем особенность приготовления супов с макаронными изделиями?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!