СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение групповых технологий в начальных школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение групповых технологий в начальных школе.»

Применение групповых технологий в начальных классах


Авторами технологии группового (коллективного) обучения являются В.К. Дьяченко, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, Н.Е. Щуркова.

Главные цели – формирование навыков совместной деятельности учащихся и активизация учебного процесса по предмету. 

В.К. Дьяченко, известный российский педагог и психолог, автор множества трудов по коллективным способам обучения, считает уместным сочетание различных форм групповой работы – групповую, парную и индивидуальную. 

Другой исследователь коллективных форм обучения - И.Б. Первин выделяет пять уровней  коллективной учебно-познавательной деятельности:

1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2) Работа в статичных парах.

3) Групповая работа (на принципах дифференциации).

4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5) Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

На современном уровне образования учителя применяют различные формы организации коллективной познавательной деятельности, такие как фронтальные, групповые.

Если учитель правильно управляет этой работой, то это позволяет реализовать основные условия коллективности:

-видеть и понимать общую цель;

- распределять обязанности, понимать взаимную зависимость и контролировать выполнение работы.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач.

Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учеников, открывает большие возможности для совместной деятельности, для возникновения духа коллективизма.

Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

Групповые технологии, как коллективная работа, предполагают:

- взаимное обогащение учеников;

- организацию совместных действий, которые ведут к активизации учебно-познавательных процессов;

- распределение начальных действий и операций;

- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;

- обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.


В рамках групповой технологии класс делится на группы (постоянные, временные, однородные, разноуровневые и т.д.) для выполнения конкретных учебных задач, далее каждая группа получает задание и выполняет его сообща,  достигая определенного результата.


Процесс групповой работы проходит три стадии:

1) Подготовка к выполнению задания

2) Групповая работа. Задание для всех групп может быть одинаковым, а может быть разным для различных групп.

3) Заключительная часть (подводятся итоги работы всех групп, делается общий вывод, анализируется  достижение поставленной цели).

 В своей педагогической практике я использую следующие формы групповой работы:

• Создание групп для проведения различных учебных занятий и внеклассных мероприятий (викторины, КВНы, уроки-путешествия, ролевые игры и т.д.)

• Создание небольших групп (как правило, парная работа) при подготовке творческих работ

• Работа по рядам в классе, состязания мальчиков-девочек, групп по схожим точкам зрения и т.д. 


Основными достижениями в применении данной технологии являются:

1) Развитие коммуникативных способностей обучающихся (умение слышать других, строить свой ответ, подбирать аргументы, четко и лаконично формулировать свои мысли)

2) Взаимное интеллектуальное, эмоциональное обогащение учащихся в группах 
3) Развитие навыков работы в группах, прививается чувство локтя, взаимопонимание и взаимная поддержка 

4) Обмен способами учебной деятельности 

5) Активизация самостоятельной познавательной деятельности учеников

6) Формирование навыков работы с различными источниками информации для решения поставленных перед группой задач




Особенности организации групповых форм обучения:

  1. Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  2. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами.

В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. При этом знания конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении слабому однокласснику.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся и группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех учебных задач.

Обучение в малых группах сотрудничества обычно оказывается очень полезным для всех ребят. Совместная работа, которую каждый ребенок использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания.

Повышается уровень эмпатии, развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу вовлекаются практически все ребята. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых учеников, делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий.

Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки. Многочисленные исследования показали, что хорошо организованные группы оказываются полезными для всех их членов независимо от их начального уровня.

При работе с группами у каждого учителя, конечно, возникают и трудности. Чаще всего возникают следующие проблемы:

• Некоторые ребята ведут себя слишком пассивно или, наоборот, излишне агрессивно.

• В то время как один или двое учеников делают все работу, остальные молчат или принимают минимальное участие.

• Некоторые ребята вообще отказываются принимать участие в групповой работе или отказываются работать с какими-то другими ученикам («Я ни за что не сяду с ним рядом!» или «Уберите его от нас, он все портит»).

• Дети боятся или не хотят делать что-то самостоятельно.

• Не все предложенные в группе идеи принимаются во внимание.

Эти и многие другие проблемы можно попытаться решить с помощью специальных стратегий организации работы.

От чего зависит успешность групповой работы?

• От позитивной взаимозависимости членов группы друг от друга.

Позитивная взаимозависимость возникает тогда, когда для того, чтобы добиться успеха, каждый член группы нуждается в остальных ее членах. Работа каждого члена микрогруппы должна быть выгодна как для него самого, так и для остальных ребят и всей группы в целом.

Создать позитивную взаимозависимость можно разными способами, но в любом случае членов группы должно объединять нечто общее:

- общая цель;

- общая награда, материалы,  роли, задания;

- индивидуальная отчетность и персональная ответственность за общую работу.

Также на эффективность работы малых групп влияет создание условий, не позволяющих кому-то из ребят «спрятаться» за спинами товарищей и получить оценку за чужой труд.

Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешной работы в группе.

Скорее всего, первые опыты групповой работы будут не очень удачными. Ребята будут плохо слушать друг друга, ссориться. Необходимо постоянно обращать внимание ребят на то, какие качества и умения необходимы для того, чтобы совместно выполнить задание.

Это:

— умение слушать друг друга;

— умение доверять друг другу;

— умение задавать друг другу вопросы;

— умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей по группе);

— умение принимать и положительно относиться к различиям между членами группы;

— умение учить друг друга;

— умение разрешать споры;

— умение руководить групповой работой;

— умение приходить к согласию;

— умение работать в команде.

Для того чтобы работа в группе соответствовала заявленным стандартам, необходимо постоянно анализировать, как она организовывается, и убеждаться, что все вносят свой вклад, все помогают друг другу, никто не узурпирует вынесение решений и т. д.

Учитель может описать ребятам, как выглядит их работа со стороны. Чтобы осуществлять анализ и решать, что нуждается в улучшении, можно распределить организационные роли в группе. Получившие их будут следить за выполнением правил групповой работы. Можно проводить быстрый анализ в конце занятия или обсуждать этот вопрос с каждой группой отдельно.

Оценивать работу каждого члена группы можно по следующим критериям:

— все время работает над заданием, не отвлекается сам и не отвлекает других членов группы;

— выполняет справедливую (не меньшую, чем другие) часть работы;

— сотрудничает с другими членами группы;

— вежлив со всеми членами группы;

— помогает улучшать работу группы.

Для учащихся начальной школы при обучении работе в малой группе можно использовать следующие приемы.

Прием «Вертушка».

Обучение ведется в сотрудничестве в малых группах, в которой состоят четыре ученика разного уровня способностей.

Учитель объясняет новый материал, а затем учащиеся в группах должны его закрепить, поделиться, разобраться и понять все детали. Каждой группе дается определенное задание и необходимые опоры. Задания можно выполнить по частям (каждый ученик занят своей частью) или по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начать может любой ученик). При выполнении любых заданий ученик объясняет вслух и его деятельность контролирует вся группа. Затем учитель проверяет выполнение заданий и дает тест на проверку усвоения пройденного материала.

Прием «Пила». 

Ученики образуют группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на несколько фрагментов (блоков). Каждый член группы работает индивидуально и находит материал по своей части. Затем ученики, которые изучили один и тот же вопрос, но состояли в разных группах, встречаются, делятся информацией и помогают усвоить материал по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

Прием «Учимся вместе».

 Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме.   Класс разбивается на разнородные группы по 3-5 человек.

Учебный материал разделен на несколько фрагментов. Каждой группе для всех членов дается одно задание, которое является частью задания большой темы. В итоге совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — результативность всей группы, индивидуальный подход к каждому ученику, равные возможности.

Прием «Зигзаг».

  Данный прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимного обучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Целью приема является развитие навыков работы в группах.                        

При организации групповой работы младших школьников на основе выбранных приемов оказывается индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны учителя и учащегося-консультанта.

Умение общаться, сотрудничать, понимать и принимать другую точку зрения – все эти качества развиваются при работе в группах.

Таким образом, объединение учащихся в группы способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

В группе ребятам предоставлена возможность оценивать деятельность группы и самого себя, высказать свое мнение, послушать мнение других, у них вырабатывается умение работать именно в команде, младшие школьники учатся  выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.            

Групповая работа младших школьников на уроке организовывается по следующим условиям:            

1) предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебной задачи и инструктаж учителя;            

2) обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей;            

3) групповая работа по выполнению учебного задания;            

4) наблюдение учителя и помощь работе группы и отдельным учащимся;            

5) взаимопроверка и взаимоконтроль за выполнением задания в группе;            

6) сообщение учащихся учителю и классу о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.         

7) индивидуальная самооценка работы в группе, взаимооценка.

Учебная деятельность по группам предполагает общение младших школьников, т.е. принимать во внимание эту особенность и организовывать специальные социализирующие, воспитывающие ситуации в процессе обучения.

Групповые формы учебной деятельности развивают личностные отношения учащихся, позволяют учитывать социальный статус конкретного ученика, помогают ему самоутвердиться в среде одноклассников; создают между учащимися отношения ответственных зависимостей, организуют общественный контроль, рождают общественное мнение, развивают самооценку учащихся, переживание коллективных достижений.    




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!