СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение игровых технологий на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на уроках литературы в условиях реализации ФГОС»

(1 слайд) Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли. Мы прекрасно понимаем, почему это происходит: ученики, загруженные уже с пятого класса, лишь частично воспринимают предлагаемую им информацию, чтение подменяют телевизором и компьютером, который необходим чаще всего для того, чтобы поиграть. Эта проблема не может не волновать учителя, и он стремится всеми возможными средствами пробудить у учащихся интерес к урокам литературы. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс (слайд 2).

Способствовать этому призваны игровые педагогические технологии, которые включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.

Цель применения игровых технологий обучения –это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения. (3 слайд)

Игры способствуют созданию эмоционального настроя, улучшают работоспособность, способствуют формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся.

Принципы проведения игр. (4 слайд )

- игра не должна быть обычным упражнением с использованием наглядности;

- игра не должна выпадать из общих целей урока, а должна содействовать их реализации;

- должно быть обязательное подведение итогов игры, выявление победителей

При проведении уроков с использованием игровых технологий формируются предметные результаты, также формируются универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные.

Познавательные: (слайд5)

 -выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных ситуаций:

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Регулятивные: (слайд6)

-целепологание

-планирование

-контроль

-оценка

-саморегуляция

Личностные: (слайд 7)

-развитие учебно-познавательного интереса;

-способность к самооценке;

Коммуникативные: (слайд 8)

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

-определение цели, функций участников, способов взаимодействия;





Игра - особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для её решения нужно совершить определённые мыслительные операции (слайд 9). Она дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, развивает способность делать выводы. И самое главное, в ней “доминируют эмоции”, что делает процесс участия в игре удовольствием для учащихся, а это способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения, создаёт на уроке творческую доброжелательную обстановку, способствует увлечённости при изучении предмета.

Игра как активный метод обучения выполняет ряд функций: (слайд 10)

- развивает познавательные интересы, толерантность,

- творческие способности,

- коммуникативную,

- способствует повышению самооценки

Названные функции имеют первостепенное значение именно на уроке литературы, который можно представить в различных игровых формах: викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии, ролевые игры, диспуты, круглые столы, турниры, литературные гостиные, салоны и т.д. (слайд 11).

Ученикам очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования, поэтому я часто их провожу (слайд 12). Вот примеры таких уроков:

- викторина по басням И. А. Крылова, проведённая как игра брейн-ринг (слайды 13–15);

- виртуальная викторина по сказке Г. Х. Андерсена “Снежная королева” (слайды 16–19);

- викторина-диалог, которую я использую при проверке домашнего задания; вопросы составляются по алгоритму игры “Что? Где? Когда?” (например, при изучении повести И. С. Тургенева “Муму” можно предложить ученикам такие вопросы: кто, где, когда сказал: “Скверная собачонка! Какая она злая!” или кто, где, когда нашел небольшого щенка.).

В методической литературе можно найти описание различных конкурсов, так как они помогают развивать речь учащихся, их творческие способности (слайд 20). Изучение темы “Устное народное творчество” в 5 классе я, как правило, заканчиваю конкурсом знатоков сказок “Сказочный калейдоскоп” (слайд 21–24).

Изучение теории литературы - дело сложное для учащихся. Чтобы помочь им усвоить новые понятия, я опять – таки призываю на помощь игру (слайд 25). Так, изучая тропы в 5 классе, предлагаю ребятам на время стать поэтами и поучаствовать в лингвистическом эксперименте (слайды 26–29), а затем посоревноваться с поэтом или писателем (слайды 30–32).

Таким образом, использование игровых технологий на уроках литературы способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок литературы интересным, разнообразным, содержательным. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный. А так же не забывать о том, что есть несколько советов по использованию игры на уроке, и это прежде всего (слайд 33)

- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока,

- доступность игры для учащихся данного возраста,

- умеренность в использовании игр на уроках.











Литература

1. Е.В. Карсалова. “Стихи живые сами говорят…”. М.: Просвещение, 1990.

2. М.Г. Качурин. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. М.: Просвещение, 1988.

3. Литературные праздники и нетрадиционные уроки. 5–7 класс. М.: Олма-Пресс, 2002.

4. Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. М.: НЦ ЭНАС, 2003.

5. http://www.istranet.ru/node/76585

6. http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=35&page=6

7.hppt://www.pushkin.ellink.ru

8.hppt://www.world.lib.ru

9. hppt://www.habit.ru/20/94.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!