СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение информационно-коммуникационных технологий в курсе русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение информационно-коммуникационных технологий

в курсе русского языка

Просмотр содержимого документа
«Применение информационно-коммуникационных технологий в курсе русского языка»






Применение информационно-коммуникационных технологий

в курсе русского языка как средство активизации

познавательной деятельности учащихся

























Применение информационно-коммуникационных технологий

в курсе русского языка как средство активизации

познавательной деятельности студентов


В связи с внедрением ФГОС СПО поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в обучении русскому языку. Это не только новые технические средства, но и нестандартные формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает как компетентность самого преподавателя, развивающего свои профессиональные навыки, так и качество обучения.

Педагогическое мастерство учителя основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

Применение ИКТ способствует обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникативным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

В связи с тем, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, изучение такого базового курса, каким является русский язык, должно быть направлено на формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Так как ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами, -

преподавание курса русского языка ориентировано на достижение запланированных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планирование триады результатов включает в себя прогнозирование учебно и внеучебной деятельности и постановку учебных задач, в том числе:

• использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе;

• формирование у студентов устойчивого интереса и стремления к расширению информационного поля;

• развитие коммуникативной компетенции;

• создание условий для формирования положительной мотивации к обучению.

В настоящее время современному школьнику необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и перерабатывать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для преподавателя новые возможности в визуализации и обобщении понятийного аппарата, а также в значительной степени облегчает его работу, повышает эффективность обучения, позволяет улучшить качество преподавания.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, помогает реализовать принципы здоровьесбережения. Преподавателю приходится осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Выбор и применение ИКТ проходит несколько этапов:

1 этап. Определение учебного материала, требующего визуализации и конкретизации, анализ тематического планирования, выбор типа занятия, выявление особенностей материала занятия;

2 этап. Анализ, подбор и создание информационных ресурсов (презентационных, обучающих, тренирующих или контролирующих);

3 этап. Применение информационных продуктов;

4 этап. Мониторинг эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, анализ рейтинга по предмету.

Результатами использования ИКТ в курсе русского языка являются готовые медиаресурсы, используемые в обучении, а также созданный студентами совместно с преподавателем или самостоятельно и информационный продукт.

Например, интеллект-карты (Mind maps) – инструмент, позволяющий структурировать и обрабатывать информацию. Интеллект-карты – полезный инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, самообучение, развитие, и многих других.

В работе словесника интеллект-карты удачно вписываются в выполнение заданий по конспектированию, систематизации теоретических знаний; в написание рефератов, курсовых проектов, дипломов; на этапе подготовки к экзаменам. Интеллект-карты позволяют обрабатывать больше информации за короткие промежутки времени, проводить мозговой штурм (генерировать новые идеи), коллективно решать сложные задачи.

Интеллект-карта «Правописание н и нн в причастиях и прилагательных» позволяет визуализировать и конкретизировать условия выбора орфограммы н и нн в суффиксах.

Интеллект-карта «Типы придаточных предложений « позволяет визуализировать информацию по синтаксису и пунктуации в сложноподчиненных предложениях.

Визуализация знаний по русскому языку происходит и при применении облака слов как при объяснении, так и в процессе закрепления или повторения учебного материала.

Облака слов, составленные студентами первого курса (2013-2014 учебный год)

К разделу «Синтаксис и пунктуация»








С помощью ИКТ ( презентаций, тренажеров, тестов) в курсе русского языка графически оформляем логические связи в теоретическом аппарате ( выделяем главное и второстепенное) , разрабатываем и применяем алгоритмы рассуждения по орфографии и синтаксису, используем схемы и таблицы по темам, связанным с однородными членами и пунктуацией в сложных предложениях, составляем опорные конспекты по теоретическим укрупненным блокам. ИКТ применяем и на уроках развития речи, в частности составляя лингвистическое рассуждение и лингвистические сказки по пройденным темам морфологии и синтаксиса. Так как лингвистическая сказка - занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличительные признаки этого языкового явления, то перед студентами ставится цель: перевести пройденный теоретический материал с языка науки на язык сказки, то есть доступно и увлекательно объяснить его.

Применяя и разрабатывая ИКТ, словесники, как и другие преподаватели в системе среднего профессионального образования, внедряют новые технические средства, нестандартные формы и методы преподавания, инновационный подход к процессу обучения. Применение ИКТ в педагогическом процессе соответствует запросам времени и современному уровню развития науки, техники.

Студенты, постоянно осваивающие все новые гаджеты и продукты информационных технологий, свободно ориентирующиеся в информационном пространстве, особенно охотно участвуют в разработке и применении медиаресурсов, приобщаются к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и повышают свою информационную культуру.

Использованные источники:

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)

  2. Научная литература по применению ИКТ

http://www.telenir.net/nauchnaja_literatura_prochee/informacionno_kommunikacionnye_tehnologii_v_shkolnom_obuchenii_russkomu_jazyku_i_podgotovke_k_egye/p2.php




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!