СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение инновационных форм и методов в реализации образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 36.02.01 Ветеринария

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены инновационные методы повышения качества образовательного процесса в профессионально-практической подготовке студентов колледжа.

Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных форм и методов в реализации образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 36.02.01 Ветеринария»

Применение инновационных форм и методов в реализации образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 36.02.01 Ветеринария

Хаирова А.Н., преподаватель высшей

квалификационной категории

Прибрежненского аграрного колледжа

(филиал) ФГАОУ ВО

«КФУ им. В.И. Вернадского»



Аннотация: В статье рассмотрены инновационные методы повышения качества образовательного процесса в профессионально-практической подготовке студентов колледжа. Представленные в статье методы обучения способствуют повышению качества подготовки студентов, позволяют воспитывать компетентных профессионалов, готовых решать производственные задачи любой сложности, способных к самообразованию и саморазвитию.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, инновационные методы обучения, электронные образовательные ресурсы, формирование профессиональной компетентности, выпускники колледжа, творческое развитие личности, информационно активные методы и формы обучения, практико-ориентированные задачи.



В настоящее время содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, творческими решениями. В связи с этим обоснована необходимость применения инновационных методов обучения, которые обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

В связи с этим, одними из основных задач, которые должен ставить перед собой современный преподаватель, являются следующие: проведение обучения в интерактивном режиме; повышение интереса студентов к изучаемой дисциплине, профессиональному модулю; воспитание профессионала с активной жизненной позицией, компетентного в своей сфере деятельности, с умением ориентироваться в изменяющихся условиях, готового решать профессиональные задачи, способного к самообразованию, саморазвитию и самореализации.

Для повышения качества образовательного процесса преподаватель в своей работе может использовать электронные образовательные ресурсы, такие как презентации, видеолекции, видеоконференции, электронные учебники, мультимедиа курс, компьютерные модели, образовательные порталы, образовательные ресурсы удаленного доступа и другие. Каждый тип электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе решает ограниченный круг специфических задач, поэтому их использование возможно в качестве вспомогательного материала в образовательном процессе с традиционными педагогическими технологиями и в сочетании друг с другом.

Современные методы образования основаны на принципах, которые фактически заставляют пересмотреть роли преподавателя и студента. Обязательства преподавателя при применении инновационных технологий заключается в том, чтобы создать в учебной аудитории такие условия, которые бы позволили развить у студентов умение критически мыслить, анализировать, побуждать их к тому, чтобы в процессе дискуссии поделиться своими мыслями, идеями, знаниями и опытом. Обязательства студента заключается в том, чтобы обогащая своей творческой энергией учебный процесс, принять на себя долю ответственности за его результативность. При этом студенты должны осознавать, что преподаватель находится в аудитории для того, чтобы помочь им, и они должны воспользоваться этим в полной мере, однако основная ответственность за то, чему они научились, лежит на них.

Комплекс учебно-методического обеспечения по каждой дисциплине, профессиональному модулю, опирающийся на использование отдельных элементов информационных технологий, обеспечивает повышение эффективности взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе и новое качество образовательной среды. Особенностью учебно-методических комплексов по дисциплинам, профессиональным модулям, использующих электронные образовательные ресурсы, является то, что они оптимально сочетают систематизацию теоретических знаний и практических навыков студентов, повышают качество текущего контроля успеваемости, развивают навыки самоконтроля студентов, позволяют актуализировать и сохранить интерес студента к выбранной профессии.

Преподаватель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Выделяют следующие виды инновационных занятий:

  1. Исследовательское занятие– это форма обучения на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского занятия – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

В основе такого занятия – организация практического исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Студенты на занятии ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.

Цель деятельности обучающихся на исследовательском занятии – получение конкретного результата.

Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную активность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументировано, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. Важно так организовать учебный процесс, чтобы студент не просто запоминал факты, которые он сможет использовать позже, но и жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстоит жить в будущем и, одновременно, учился его целесообразно преобразовывать.

  1. Занятие на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; зачет в парах и т.д.

Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если преподавателем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология их обсуждения в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в студенческом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с обучающимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает обучающимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно.

3. Занятие дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития обучающегося и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого обучающегося.

Самый распространенный тип таких занятий – занятие, предполагающее работу обучающихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения). Уровень знаний обучающихся, и их способности к обучению – главный показатель, на основе которого педагог должен организовывать учебный процесс.

  1. Проблемное занятие – форма организации обучения на основе создания проблемной ситуации. На таком занятии перед обучающими либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности обучающихся на основе выявления причинно-следственных связей, сочетания трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью – сталкиваясь с трудностью, обучающиеся убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Использование технологии проблемного обучения и воспитания создает благоприятные условия для активизации устной речевой деятельности обучающихся, которая в свою очередь способствует развитию личностных качеств, необходимых для эффективного общения.

  2. Проектная деятельность предусматривает развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а учащегося – ответственным и целеустремленным.

Обязанность преподавателя – подготовить всех студентов к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность.

4. Использование исследовательских методов:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и т.п.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

6. Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма»), так и с помощью модеративной работы обеспечивающих продуктивное общение.

Не стоит забывать и о творческом потенциале современных студентов, который во многом является движущей силой в овладении профессиональных знаний. Так на смену образованию, дающему высокий уровень общих знаний, должно прийти образование, ориентированное на творческое развитие личности каждого обучающегося. Системное становление творческой личности будет обеспечивать гармонизированный образовательный процесс, построенный на принципиально новых методологических основаниях, протекающий в результате творческой деятельности взаимодействия преподавателей и студентов и предполагающий превращение студента из пассивного объекта профессиональной подготовки в субъект взаимодействия. В современных условиях творческая личность становится востребованной на всех ступенях развития. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, а также адекватно на них реагировать, будущий специалист должен активизировать свой творческий потенциал. Однако традиционные подходы к организации профессионального образования не учитывают в полной мере специфику и особенности профессиональной деятельности выпускников в современных условиях.

Переход от информативных к активным методам и формам обучения студентов, через включение в учебную деятельность самих, является необходимым условием для плодотворной реализации задач. Перед профессионально-техническими колледжами поставлены задачи: обучение будущих специалистов фундаментальными знаниями; приучение студентов к самостоятельному получению информации за короткое время и развитие творческого мышления; обучение умениям научного исследования; воспитание разностороннего и культурного человека.

Во время работы над созданием электронных образовательных ресурсов, модель «преподаватель – студент», дает возможность подачи лекционного материала более наглядно, доступно, динамично. В тоже время сохраняется принцип научности. Приобретенный опыт практической деятельности может быть использован будущими специалистами для решения проблем, возникающих в повседневной жизни, в быту, на производстве. Практико-ориентированные задания повышают эффективность образовательного процесса за счет повышения мотивации к освоению данной области познания, которая проявляется только в условиях лично значимых для студентов.

Использование электронных ресурсов в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем электронные средства обучения не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.

Компьютерные инновационные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. 

Инновационные методы помогают студентам обучиться активным способам получения новых знаний, позволяют овладеть более высоким уровнем социальной активности, также стимулируют творческие способности и помогают приблизить обучение к практике повседневной жизни



Литература

1. Осмоловская, И.М. Инновации и педагогическая практика / И.М Осмоловская // Народное образование. – 2010. – №6. – С. 182–188.

2. Симоненко, Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения / Н.Н. Симоненко // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2012. – №2. – С. 201–206.

3. Соловьев, В.И. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности выпускников технических специальностей колледжей / В.И. Соловьев // Педагогический опыт: теория, методика, практика: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 09 апр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 121–122. 

4. Соловьев, В.И. Методы обучения, применяемые в процессе формирования профессиональной компетентности выпускников технических специальностей колледжей / В.И. Соловьев // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 157–158.

5. Черкасов, М.Н. Инновационные методы обучения студентов / М.Н. Черкасов // Инновации в науке: Сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012. – С. 124–130.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!