СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Применение инновационных методов обучения в фортепианном классе".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема организации развивающего обучения в классе фортепиано детских  школ искусств остается актуальной уже в течение многих десятилетий. Сегодня в класс фортепиано приходят дети самого различного уровня одарённости и подготовки. Многие из учащихся не имеют к моменту поступления в школу необходимого уровня развития музыкальных способностей и умения учиться. Ребенок приходит в  школу искусств, и преподавателю приходится обучать его независимо от уровня музыкальных данных.

Просмотр содержимого документа
«"Применение инновационных методов обучения в фортепианном классе".»

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ.

Колесник Наталья Николаевна

преподаватель,

МБУ ДО Детская школа искусств № 8,

г. Ульяновск


Тема организации развивающего обучения в классе фортепиано детских школ искусств остается актуальной уже в течение многих десятилетий, причем в последние 25 лет эти вопросы стали обсуждаться особенно интенсивно. В этот период музыкальная педагогика пришла к выводу, что сложившиеся в середине ХХ века традиционные, направленные в основном на исполнительское обучение методы занятий в классе фортепиано, не могут быть использованы для всех детей, пришедших в школу искусств. Сегодня в класс фортепиано приходят дети самого различного уровня одарённости и подготовки. Многие из учащихся не имеют к моменту поступления в школу необходимого уровня развития музыкальных способностей и умения учиться. Ребенок приходит в школу искусств, и преподавателю приходится обучать его независимо от уровня музыкальных данных. Задачи общего музыкального воспитания поставили перед преподавателями необходимость изменения методов музыкального обучения. Как правило, почти каждый ребенок при поступлении в музыкальную школу имеет достаточно ясную мотивацию для учебы. Ему нравится музыка, и он хочет научиться играть. В процессе обучения он должен получить средства для реализации цели – освоить необходимые навыки и знания. Однако учеба оказывается достаточно трудным и не очень приятным занятием, поэтому интерес к музыке постепенно исчезает. Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка; превращение обучения в увлечение; обеспечение активного участия учащегося в учебной деятельности; повышение личного интереса к музыкальным занятиям; организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося.

Традиционное обучение игре на инструменте, к сожалению, не создает полноценных условий для решения этих задач. Поэтому тема организации развивающего обучения в классе фортепиано детской школы искусств является достаточно актуальной на сегодняшний день.

Музыкальное образование и воспитание детей характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка. В современном мире образованный человек должен уметь ориентироваться в традициях и в системе ценностей отечественной и мировой культуры, отличаться мобильностью и активной социальной адаптацией в обществе. Все эти требования не могут быть реализованы без помощи дополнительного образования, обучения в школах искусств, где учащиеся имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности, овладевая навыками игры на различных инструментах.

В настоящее время музыкальная педагогика претерпевает внедрение инноваций в процесс обучения игре на музыкальных инструментах. Опираясь на традиционные методики подготовки юных музыкантов, используя личный накопленный опыт, прибегая к помощи коллег и научных разработок, мы, преподаватели, получаем в итоге качественно новый продукт, который и называется «инновацией». В современное время это просто необходимо.

Изменился мир, мы вступили в эпоху информационных технологий, выросло новое поколение детей, которое требует от преподавателей новых знаний, умений, быть в курсе последних тенденций. И, пожалуй, самое важное, что в наши учреждения дополнительного образования мы зачисляем детей, желающих научиться игре на различных музыкальных инструментах, имея при этом разный уровень базовых профессиональных способностей (память, слух, ритм). Основное их желание – научиться играть.

По своим способностям учащиеся делятся на одарённых, талантливых, способных и учащихся со средними музыкальными данными. Именно для последних, в первую очередь, необходимы инновационные методические программы, специальные методики, направленные на развитие таких свойств и качеств как интеллект, эмоциональная отзывчивость на музыку, слухо-двигательная координация, музыкальный слух и музыкальное воображение. Именно этим часто вынужден заниматься преподаватель на уроках специальности, поскольку недостаточное развитие отмеченных выше качеств учащегося является безусловным тормозящим фактором успешного обучения такому сложному виду деятельности как музицирование. Порой приходится разъяснять, казалось бы, и самые простые вещи: ведь то, что кажется само собой разумеющимся и понятным преподавателю, не всегда представляется таким же учащемуся.

Современное состояние общества характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, в большей мере развиваются за счет внедрения различных инноваций. Хотя инновации и образование и имеют много общего, внедрение инновационных методов в образование идет очень трудно. Это связано с тем, что инновации, как производство новых идей и их внедрение в жизнь общества, находятся в сложных, противоречивых отношениях с социальным институтом образования, который, по сути своей, консервативен.

Музыкально-компьютерные технологии – очень молодая и динамично развивающаяся область знаний. Вопрос о применении компьютеров в музыкальном образовании вызывает, безусловно, неоднозначные суждения. И сегодня довольно часто звучит вопрос: а зачем в школе искусств компьютерные технологии? Именно информационные технологии позволяют в полной мере педагогические, дидактические функции учебных методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

В своей педагогической работе я использую сайт htpp://www.muz-urok.ru/ С его помощью можно совершить увлекательное путешествие в мир музыки. Учащимся предлагается огромный перечень рассказов, посвящённых истории музыки и истории России, коллекция интересных сказок, мультфильмов.

Интересные игры, упражнения, советы: как правильно выбрать фортепиано, как за ним ухаживать, как правильно сидеть за инструментом, какие упражнения помогут преодолеть трудности при обучении. И много другой интересной информации для детей и родителей.

И все это можно узнать, нажав определенную кнопку, не тратя усилий по поиску тех или иных сведений. Так как в классе интернета нет, я советую родителям вместе с детьми познакомиться с этим сайтом. На своих уроках я применяю обучающие программы, в которых объясняются многие музыкальные термины, элементы музыкальной грамоты и теории музыки, и даются тестовые задания на определения нот, интервалов, длительности, размера, высоты и движения звука. («Нотный тренажер», «Уроки детского творчества», «Нотограф»).

Музыкальное образование и воспитание детей характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка. В современном мире образованный человек должен уметь ориентироваться в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей, отличаться мобильностью и активной социальной адаптацией в обществе. Все эти требования не могут быть реализованы без использования дополнительного образования, где учащиеся занимаются различными видами творческой деятельности, имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности, самореализоваться во многих видах искусства.

В настоящее время музыкальная педагогика претерпевает внедрение инноваций в процесс обучения игре на музыкальных инструментах. Опираясь на традиционные методики подготовки юных музыкантов, используя личный накопленный опыт, прибегая к помощи коллег и научных разработок, мы, преподаватели получаем в итоге качественно новый продукт, который и называется «инновацией». В современное время это просто необходимо.


Изменился мир, мы вступили в эпоху информационных технологий, выросло новое поколение детей, которое требует от преподавателей новых знаний, умений, быть в курсе последних тенденций. И, пожалуй, самое важное, что в наши учреждения дополнительного образования мы зачисляем детей, желающих научиться игре на различных музыкальных инструментах, имея при этом разный уровень базовых профессиональных способностей (память, слух, ритм). Основное их желание – научиться играть.

По своим способностям учащиеся делятся на одарённых, талантливых, способных и учащихся со средними музыкальными данными. Именно для последних, в первую очередь, необходимы инновационные методические программы, специальные методики, направленные на развитие таких свойств и качеств как интеллект, эмоциональная отзывчивость на музыку, слухо-двигательная координация, музыкальный слух и музыкальное воображение. Именно этим часто вынужден заниматься преподаватель на уроках специальности, поскольку недостаточное развитие отмеченных выше качеств учащегося является безусловным тормозящим фактором успешного обучения такому сложному виду деятельности как музицирование. Порой приходится разъяснять, казалось бы, и самые простые вещи: ведь то, что кажется само собой разумеющимся и понятным преподавателю, не всегда представляется таким же учащемуся.

Применение компьютерных технологий на уроке способствуют: повышению интереса к музыке; росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; повышению интереса к творческой деятельности; воспитанию активности и самостоятельности; формированию эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству; развитию теоретического мышления. Использование информационных технологий в образовательном процессе предоставляет преподавателю большие возможности при проведении урока, делает занятие более увлекательным, запоминающимся и наглядным. Во время занятий, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего, – это повышение интереса к обучению и к учебно-познавательной деятельности, усвоение учебного материала, активизация познавательной деятельности, реализация творческого потенциала учащихся.


Список литературы:

1. Гаккель А. Д. Фортепианная музыка XX века. – М.: Советский композитор, 1998. – 136 с.

2. Грохотов С. В. Как научить играть на рояле. – М.: издательский дом «Классика – XXI», 2005. – 216 с.

3. Сальникова Т. П. Педагогические технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 240 с.

4. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. Методическое пособие. – М.: Классика-XXI, 2002. - 176 с.

5. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности: Педагогические технологии. – Краснодар, 1993. - 19 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!