. Применение инновационных образовательных технологий, как средства формирования УУД на уроках географии в 5-8 классах"
Цель деятельности:
повышение качества географического образования через формирование УУД средствами инновационных технологий на уроках географии
Новизна представляемого педагогического опыта заключается:
- в расстановке акцентов при организации учебной деятельности на уровне универсальных учебных действий.
- в активном использовании инновационных методических средств и методов, технологий и подходов.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Познавательные УУД:
Методические приемы
Работа с картой
картометрические
чтение условных знаков
чтения карт
4
Приемы работы с картой:
1. Картометрические , к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.
2.Приемы чтения карт . Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории.
3.Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.
Методические приемы
- Работа с учебной литературой
- составление и использование схем ; анализ учебного текста; составление уровневых вопросов; работа с внетекстовыми компонентами учебника.
- составление и использование схем ;
- анализ учебного текста;
- составление уровневых вопросов;
- работа с внетекстовыми компонентами учебника.
- Наблюдение
- Сравнение
- Решение исследовательских задач
Учебник – инструмент организации учебного процесса!
Работа с учебным текстом позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое предметное содержание; по ходу этого освоения у ученика формируются необходимые личностные качества и разнообразные метапредметные умения:
регулятивные
информационно-логические
коммуникативные
рефлексивные
Приемы работы с текстом:
Прием составления плана
Прием составления схемы
Прием составления сводной таблицы
Прием комментирования
Прием логического запоминания учебной информации
Преобразование художественного текста в графический вид
Отбор необходимой информации
С помощью текста учебника, карты атласа, составьте таблицу «Природные рекордсмены Южной Америки»
Самое-самое название
Самая большая по площади
Самые высокие горы
Самая полноводная река
Самый высокий водопад
Самая крупная змея
Самая маленькая птица
Самая кровожадная рыба
Самый крупный грызун
Заполните пропуски с помощью учебника
Коренные жители Ю.Америки - ___________. Пришли они сюда из ________________ примерно ____ тыс.лет назад. Начиная с ____ века ________ и _______, а затем и другие европейские народы завоевывали материк. В настоящее время на территории Ю.Америки проживают потомки ______, _________ и ___________.
Технологии критического мышления
1.Приём «Верно-неверно», тема «Ветер»
ветер это перемещение воздуха в вертикальном направлении
ветер это перемещение воздуха в горизонтальном направлении
ветер это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлении
2. Приём Синквейн- используется на стадии рефлексии.
Река
Широкая, глубокая
Течёт, переносит, затопляет
Из далека долго, течёт река Волга
Поток
Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Проблемный метод изложения материала
- Прием «Мозговой штурм»
- Прием «Ассоциация»
- ПОПС:
П – позиция (точка зрения)
О – обоснование (доводы в поддержку позиции)
П – пример (факты, иллюстрирующие довод)
С – следствие (вывод, призыв к принятию позиции)
Проблемные технологии
Цель: активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе в Проблемные технологии
ыявления причинно-следственных связей.
- Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
- Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.
Примеры проблемных заданий:
- Почему в пустыни Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?
- У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление.
- Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?
- Почему белые медведи не едят пингвинов?
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Личностные УУД :
овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человек а.
Примеры задач по формированию личностных УУД
Тема урока: «География – наука о Земле», 5 класс.
Прочитайте внимательно параграф 3 в учебнике. Из текста параграфа вы узнали о разных географических науках. Каждая из них имеет свой предмет изучения. Напишите в тетради небольшое сочинение о том, какая из наук вам показалась наиболее интересной, о какой вам науке вам уже известно, какую географическую науку вы хотели бы изучать в будущем?
В ходе проектной и исследовательской деятельности развиваются
Поисковые умения:
умение выдвигать гипотезу, самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекать знания из различных предметных областей
Познавательные
Личностное самоопределение:
р азвитие готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала , формирование мотивов учения
Личностные
Менеджерские умения:
умение проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы, принимать решения, прогнозировать их последствия
Регулятивные
Организационные умения:
умение определять цели и функции участников, способы их взаимодействия, обмениваться знаниями для принятия эффективных решений
Коммуникативные
Текущий контроль –
основной вид мониторинга, позволяющий систематически получать информацию о динамике овладения учащимися метапредметными действиями и предметным содержанием.
ИКТ на уроках и во внеклассной деятельности
Позволяет сформировать
- активность,
- самостоятельность,
- креативность,
- адаптацию к условиям среды,
- информационную культуры личности
ЦОР
Видео-
фрагменты
Тесты
Презентации
Фото-
изображения
Интернет-ресурсы
Тексты
Схемы
Таблицы
Фрагмент презентации
у уроку в 6 классе
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ