СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение инновационных технологий, способствующих развитию устной и письменной речи детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителю использовать различные приемы, методы,упражнения, игры, различные виды рефлекии для развития речи, активизации мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных технологий, способствующих развитию устной и письменной речи детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы»

ГОУ ТО «Донская школа №1» Применение инновационных технологий, способствующих развитию устной и письменной речи детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Урманова Галина Заримовна 2018г.

ГОУ ТО «Донская школа №1»

Применение инновационных технологий, способствующих развитию устной и письменной речи детей с ОВЗ на уроках

русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы Урманова Галина Заримовна

2018г.

Инновационные технологии на уроках  русского языка и литературы   Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:   - соответствие концепции гуманизации образования; - преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания; - использование личностно -ориентированного обучения; - поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; - соответствие социокультурной потребности современного общества  - самостоятельной творческой деятельности.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно -ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества 

- самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:   - развивающее обучение; - проблемное обучение; - развитие критического мышления; - дифференцированный подход к обучению; - создание ситуации успеха на уроке ; - использование ИКТ; - здоровье сбережение; - проектная деятельность; - коммуникативные задачи и игровые методики и др.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке ;

- использование ИКТ;

- здоровье сбережение;

- проектная деятельность;

- коммуникативные задачи и игровые методики и др.

Фронтальный опрос «Слабое звено»

Фронтальный опрос «Слабое звено»

«Проверь себя»  Прием экономит время и силы учителя. В лун?ом безмолвии послыш_лось д_лёкое но я?ствен?ое булькание воды. Я пош_л на звук. От главного больш_го оврага отх_дил в стор_ну не?больш_й овраж_к-тупич_к. В лун н ом безмолвии послыш а лось д а лёкое, но я в ствен н ое булькание воды. Я пош ё л на звук. От главного больш о го оврага отх о дил в стор о ну небольш о й овраж е к-тупич о к.

«Проверь себя» Прием экономит время и силы учителя.

  • В лун?ом безмолвии послыш_лось д_лёкое но я?ствен?ое булькание воды. Я пош_л на звук. От главного больш_го оврага отх_дил в стор_ну не?больш_й овраж_к-тупич_к.
  • В лун н ом безмолвии послыш а лось д а лёкое, но я в ствен н ое булькание воды. Я пош ё л на звук. От главного больш о го оврага отх о дил в стор о ну небольш о й овраж е к-тупич о к.
прекрасно, похвально, щедро, здорово, замечательно, классно, ладно, лестно, любо, недурно
  • прекрасно,
  • похвально,
  • щедро,
  • здорово,
  • замечательно,
  • классно,
  • ладно,
  • лестно,
  • любо,
  • недурно
Имя существительное   

Имя существительное  

 «Диктант по памяти» Тихо струи (тся, ться) река с..ребристая В царств.. вечернем з..леной весны. Со(?)нце сади (тся, ться) за горы л..систые, Рог золотой выплывает луны.  (С.Есенин) Задание: 1.Спишите фрагмент стихотворения, соблюдая орфографические нормы. 2.Выучите отрывок наизусть и напишите его по памяти.

«Диктант по памяти»

  • Тихо струи (тся, ться) река с..ребристая
  • В царств.. вечернем з..леной весны.
  • Со(?)нце сади (тся, ться) за горы л..систые,
  • Рог золотой выплывает луны.
  • (С.Есенин)
  • Задание:
  • 1.Спишите фрагмент стихотворения, соблюдая орфографические нормы.
  • 2.Выучите отрывок наизусть и напишите его по памяти.
 Текст с пропусками   Заполните пропуски. Различают три типа речи:__________________________ В _________________________ рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия героев. В________________________ изображается, рисуется какой-либо предмет (природа, люди, животные и т. д.). В ______________________________ что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то явления, события. В рассуждении обычно выдвигается мысль, которую надо доказать — _______________________. Затем приводятся доказательства —___________________. В конце рассуждения делается _____________________.

Текст с пропусками

Заполните пропуски.

Различают три типа речи:__________________________

В _________________________ рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия героев.

В________________________ изображается, рисуется какой-либо предмет (природа, люди, животные и т. д.).

В ______________________________ что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то явления, события. В рассуждении обычно выдвигается мысль, которую надо доказать — _______________________. Затем приводятся доказательства —___________________.

В конце рассуждения делается _____________________.

Стихотворение английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» в переводе В.Жуковского. Кипя, Шипя, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Свиваясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, круша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, Так падают бурные воды В сверкающем быстром Лодоре.

Стихотворение английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» в переводе В.Жуковского.

Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды

В сверкающем быстром Лодоре.

«Подведём итог»  Используется на этапе первичного закрепления либо контроля. Что я знаю о деепричастии? Это особая форма _________. Деепричастие объединяет в себе признаки двух частей речи - __________ и ___________ . Деепричастие образуется от __________ с помощью суффиксов –а, -я, ____________. Отвечает на вопросы ______________________. Это неизменяемая форма, поэтому не имеет ______. Примеры деепричастий: ____________________.

«Подведём итог» Используется на этапе первичного закрепления либо контроля.

  • Что я знаю о деепричастии? Это особая форма _________. Деепричастие объединяет в себе признаки двух частей речи - __________ и ___________ . Деепричастие образуется от __________ с помощью суффиксов –а, -я, ____________. Отвечает на вопросы ______________________. Это неизменяемая форма, поэтому не имеет ______.
  • Примеры деепричастий: ____________________.
 «Подведем итог» сложное союзное  ССП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи _______________________, которые находятся ______________ ______________________. нескольких независящих друг от друга сочинительной сочинительных союзов  между простыми предложениями  [ ], или [ ]. ССП

«Подведем итог»

сложное союзное

ССП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи _______________________, которые находятся ______________ ______________________.

нескольких независящих друг от друга

сочинительной

сочинительных союзов

между

простыми предложениями

[ ], или [ ]. ССП

 Замените предложение  одним словом  Наступает утро (Светает) . Настал вечер (Вечереет). Солнце садится (Закат). Мороз стал сильнее (Подморозило).

Замените предложение одним словом

  • Наступает утро (Светает) . Настал вечер (Вечереет). Солнце садится (Закат). Мороз стал сильнее (Подморозило).
присесть приподнять Приём “Корзина идей, понятий, имён” привстать приоткрыть

присесть

приподнять

Приём “Корзина идей, понятий, имён”

привстать

приоткрыть

Вариант приёма «Корзина» Сколько корзин вам понадобится, чтобы распределить данные слова? Задач, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, стричь, пригож, речь, меч, могуч. Возможны разные варианты ответов.

Вариант приёма «Корзина»

Сколько корзин вам понадобится, чтобы распределить данные слова?

Задач, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, стричь, пригож, речь, меч, могуч.

Возможны разные варианты ответов.

Решение лингвистической задачи   Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд. Су…фикс, сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение, син…аксис, глас…ные, ол…цетворение, транс…рипция, уд…рение.  Какое слово лишнее почему?  (панно – не термин)  Подчеркните слова, которые будут нужны для повторения и изучение темы?  По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике». Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция , ударение .

Решение лингвистической задачи

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.

Су…фикс, сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение, син…аксис, глас…ные, ол…цетворение, транс…рипция, уд…рение.

Какое слово лишнее почему? (панно – не термин)

Подчеркните слова, которые будут нужны для повторения и изучение темы?

По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике».

Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция , ударение .

Звуковые ассоциации при изучении орфоэпии Достойный аргумЕнт внесли мы в докумЕнт Нельзя ребёнка баловАть - знает это только мАть. ЗвонИт добрый доктор АйболИт. КаталОг кинул я под потолОк. Доход миз Е рный , хотя расчёты вЕрны. Чтобы боли облегч И ть , зубы мы начнём лечИть ПринУдить занУду. Много ели тОрты, не налезли шОрты. И работает экспЕрт в этой школе много лЕт.

Звуковые ассоциации при изучении орфоэпии

  • Достойный аргумЕнт внесли мы в докумЕнт
  • Нельзя ребёнка баловАть - знает это только мАть.
  • ЗвонИт добрый доктор АйболИт.
  • КаталОг кинул я под потолОк.
  • Доход миз Е рный , хотя расчёты вЕрны.
  • Чтобы боли облегч И ть , зубы мы начнём лечИть
  • ПринУдить занУду.
  • Много ели тОрты, не налезли шОрты.
  • И работает экспЕрт в этой школе много лЕт.
Приём «синквейн» Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Приём «синквейн»

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные.

Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Правила написания синквейна :   1 строка – одно слово, существительное. Это и есть тема синквейна. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Это описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. 5 строка – одно слово (существительное) – ассоциация , которая повторяет суть темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Правила написания синквейна :

1 строка – одно слово, существительное. Это и есть тема синквейна.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Это описание темы.

3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

5 строка – одно слово (существительное) – ассоциация , которая повторяет суть темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Примеры синквейна:   Русский язык. Живой, удивительный. Учит, объясняет, творит. Берегите наш родной язык! Знание.   Край. Любимый, родной. Любит, ценит, кормит. Мой любимый родной край. Родина!

Примеры синквейна:

Русский язык.

Живой, удивительный.

Учит, объясняет, творит.

Берегите наш родной язык!

Знание.

Край.

Любимый, родной.

Любит, ценит, кормит.

Мой любимый родной край.

Родина!

Анализ литературного произведения  Что мы видим в произведении?  Что мы слышим в произведении?  Что мы чувствуем в произведении?

Анализ литературного произведения

  • Что мы видим в произведении?
  • Что мы слышим в произведении?
  • Что мы чувствуем в произведении?
 «Диаграмма Венна»     Характеристика героев

«Диаграмма Венна»

Характеристика героев

«В авторском кресле».

«В авторском кресле».

«Плюс-минус-интересно» «П» «М» Всё, что понравилось на уроке «И» Всё, что не понравилось на уроке Все любопытные факты и вопросы учителю  Приём  «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог »

«Плюс-минус-интересно»

«П»

«М»

Всё, что понравилось на уроке

«И»

Всё, что не понравилось на уроке

Все любопытные факты и вопросы учителю

Приём «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог »

Высказывания по кругу сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…     Самооценка активности и качества работы: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный  «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный  «| »   - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный  «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный  «0» - не ответил.

Высказывания по кругу

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

 

Самооценка активности и качества работы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| »   - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил.

упражнение «Комплимент»  (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)   Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.  Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

упражнение «Комплимент»

(Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)

Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

«Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную .»  Л.Н.Толстой

«Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную .» Л.Н.Толстой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!