Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа №17 имени А.А.Герасимова
Применение метода
интеллект - карт в образовательном пространстве
Педагогические технологии
Зачем учить? цели обучения
Чему учить? содержание учебного материала
Как учить? формы и методы обучения
Как учить результативно?
Педагогическая технология
… ..Слово без понятийного наполнения «есть звук пустой».
Л.С. Выготский
Умение использовать ассоциации - один из важнейших факторов в деле совершенствования памяти и творческих возможностей. Ассоциации - это инструмент, посредством которого наш мозг адекватно воспринимает реальный мир, соотнося наши текущие восприятия с предыдущим опытом, является ключом, отпирающим двери к тайникам памяти и мышления.
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
- глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их учебно-познавательных и эмоциональных затруднений; - вести мониторинг учебно-познавательных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе; - разрабатывать и реализовывать программы коррекции учебно-познавательных и эмоциональных затруднений; - развивать креативность школьников; - формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт; - формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.); - улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся; - ускорять процесс обучения; - формировать организационно-деятельностные умения; - учить учащихся решать проблемы.
Повышение профессионального уровня
Расширение кругозора
Знакомство с созданием ментальных карт
Обучение работе с информацией
Эффективный метод обучения
Цель
Создание материалов для информации
Усвоение учебного материала
Задачи
Систематизации
Сравним с предыдущим слайдом, представляющим цели и задачи. Что изменилось? Как реагирует наш мозг на такую подачу информации?
ясных
наглядных
Оказать помощь
знаний
понятных
навыков
умений
ментальная карта
карта интеллекта
мысленные карты
майнд-карта
карта сознания
интеллект-карта
Тони Бьюзен
mind maps
карта памяти
Нашему мозгу подавай картинки и ассоциации. Эту нехитрую тенденцию уловил американец Тони Бьюзен , он и стал основоположником теории интеллект карт. Мозг видит все целиком, он не может увидеть списком картинки. Допустим, солнечный день, начиная с неба и заканчивая землей. В голове один образ, в котором мы видим все сразу и небо, и землю. Мышление происходит образами, неосознанно и автоматически каждое жизненное явление для нас связано с каким-то образом
По-английски он называется "mind maps". Адекватного перевода на русский язык слов "mind maps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума", что допускает весьма вольную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова "ум". Не лучше выглядят и другие варианты перевода: "карты разума", "интеллект-карты" или "карты интеллекта", "карты сознания", "ментальные карты", "карты памяти", "карты представлений", "мысленные карты", "умственные карты" и т. д. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", которым мы и будем пользоваться в дальнейшем, хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций
Процесс построения интеллект-карт по-английски обозначается словом "mindmaping", которому ещё сложнее подобрать русский короткий эквивалент. Однако в настоящее время уже сложилась традиция не переводить это слово на русский язык, а записывать его с помощью кириллицы, но в английской транскрипции — майндмэпинг. Традиция не очень удачная, но распространённая сейчас настолько широко, что мы не считаем нужным оспаривать закономерности развития языка и будем пользоваться в дальнейшем этим лаконичным термином
карта разума
умственная карта
карта ума
карта представлений
Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам начать помогать своему мышлению. Бьюзен предлагает вместо линейной записи использовать радиальную . Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.
Записывать не всё подряд, а только ключевые слова . В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
Ключевые слова помещаются на ветвях , расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть ассоциативными. Ассоциации способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.
Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений. Ментальные карты помогают в анализе, понимании и запоминании довольно абстрактной информации, представить которую в виде рисунка или функциональной схемы достаточно сложно. Основными свойствами ментальных карт являются:
Наглядность: позволяет просмотреть и восстановить идею целиком практически одним взглядом, а не нужно перечитывать 10 страниц текста.
Эстетичность: является рисунком, обладающим приятным видом
Неоднородность: на разных ветках могут отображаться понятия с разными качествами, например, на одной ветке описывается внешний вид чего-то (форма, цвет…), а на другой — его вкус.
Роль интеллектуальных карт в обучении
10
2
1
Задействовать оба полушария головного мозга
Повышать качество знаний
Адаптироваться к условиям экзаменов
3
9
Повышать работоспособность
Формировать орфографические и пунктуационные навыки
Помогают обучающимся
4
Формировать ОУ навыки
8
Обогащать словарный запас
Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию.
Бьюзен предлагает действовать следующим образом.
Вместо линейной записи использовать радиальную . Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.
Записывать не всё подряд, а только ключевые слова . В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
Ключевые слова помещаются на ветвях , расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.
- Запоминание
- Конспектирование
- Аннотирование
- Разработка презентаций
- Разработка проектов
- Написание проектов
7
Развивать мышление, интеллект, речь
5
6
Выявлять слабые места
Учиться самостоятельно
11
Метод интеллект-карт позволяет:
- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;
- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);
- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся; ускорять процесс обучения.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.
Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.
Методика построения интеллект-карт
Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные программы: Mind Maps, Power Point, xmind.
Способ построения ИК с помощью компьютерной программы xmind.
- В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.
- Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней.
- На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
- Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы.
Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.
Как создать интеллектуальную карту
2
1
2 уровень
2 уровень
Идея. 1 уровень
Идея. 1 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
Идея. 1 уровень
Идея. 1 уровень
Невозможно навести порядок в абсолютно пустой комнате, точно так же, как невозможно создать структуру интеллектуального продукта, не имея перед собой хаоса мыслей, связанных с ним. Это доказывает очень практичный метод ограниченного хаоса, предлагаемый Глебом Архангельским в книге «Тайм-драйв» 5 .
На этапе структурирования главная цель — понимание логики, то есть формирование образа интеллектуального продукта, которое достигается за счет структурирования, например в виде интеллект-карты. Знакомо ли вам приятное ощущение, когда вы вдруг неожиданно понимаете, как ответить на неприятное письмо, полученное несколько дней назад, или понимаете, куда хотите ехать в отпуск. Это происходит, когда мозг обработал полученную информацию и предложил вам наиболее подходящее решение.
То же самое, только гораздо быстрее, происходит, когда вы структурируете (лучше всего — в виде интеллект-карты) результаты мозгового штурма, например, по написанию статьи. В один прекрасный момент происходит понимание, какой будет эта статья, то есть формируется ее образ. Вы четко видите структуру, знаете, где что писать и какие данные и рисунки размещать, понимаете, какую информацию читатель возьмет из статьи и как он вообще будет ее воспринимать.
В момент достижения понимания формирования образа будущего интеллектуального продукта можно переходить к действию
2 уровень
От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею
От веток первого уровня, при необходимости, отходят ветки 2 уровня, разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня
Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы
При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, добавляем рисунки
Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа
По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты
Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами
2 уровень
2 уровень
4
3
11
Как создать интеллектуальную карту
Начинать следует с красочной цветной картинки в центре.
Все слова должны быть написаны большими буквами.
Конструктивно все предложения должны быть визуально связаны между собой.
Оптимально использовать один ключ на одну строчку.
Картинки и знакомые символы только придадут наглядности карте.
Лучше использовать несколько ярких цветов в проекте.
Требуется фиксировать абсолютно все, что приходит в голову по заданной теме
Как создать интеллектуальную карту
Делайте главные линии плавными и более жирными
Жирные линии автоматически сигнализируют мозгу о важности связанных с ними идей и понятий. Если преимущества интеллект-карты используются для нужд какого-либо исследования, в процессе создания интеллект-карты можно столкнуться с тем, что периферийные идеи оказываются более значимыми, нежели те, что изначально занимали центральное место. В таких случаях соответствующие линии делаются жирными. Слегка извилистые, плавные, проведенные от руки линии более отвечают духу и целям интеллект-карты, нежели начерченные с помощью линейки.
Следите за тем, чтобы длина линии примерно ровнялась длине соответствующего ключевого слова. Этот закон позволяет размещать слова теснее друг к другу, тем самым способствуя скорейшей ассоциации. Кроме того, сэкономленное пространство позволяет включить в интеллект-карту большее количество информации.
Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
Соединяя линии в своей интеллект-карте, вы обеспечиваете связность мыслей. Линии можно видоизменять в стрелки, кривые, петли, окружности, овалы, треугольники, многоугольники, превращать их в фигуры любой формы.
Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями
Линия, или ветвь, служит «скелетом», на который надета «плоть» в виде слов, образов, кодов и т. п. С помощью ветвей интеллект-карта приобретает структурную организованность и аккуратность; от того, как организованы ветви, зависит, будет ли карта ясной и легко запоминаемой. Ветви также стимулируют поиск новых ассоциаций, развитие интеллект-карты.
Используйте печатные буквы
Печатные буквы имеют стандартную форму, что дает возможность мозгу с большей легкостью их «фотографировать». Использование печатных букв также стимулирует стремление к лаконичности и краткости. Кроме того, то обстоятельство, какими буквами, прописными или строчными, написано слово, может служить индикатором значимости слов в составе интеллект-карты.
Стремитесь к ясности в выражении мыслей
Неясное выражение мысли затрудняет её восприятие. Если записи ведутся обычным беглым почерком, это скорее помеха, нежели помощь памяти. Придерживайтесь принципа: по одному ключевому на каждую линию.
Каждое отдельно взятое слово способно породить тысячи ассоциаций.
Используйте кодирование информации
Коды позволяют обеспечивать мгновенную связь между различными частями интеллект-карты. Кодами могут быть галочки, крестики, кружки, треугольники
При умелом использовании палитры цветов, наборов символов, форм и образов коды способствуют более четкой и ясной организации категорий и иерархий. Их также удобно использовать для привязки неких специальных данных (например, биографических сведений) к интеллект-карте.
Используйте цвета
Цвет играет роль одного из важнейших средств совершенствования памяти и творческих возможностей. Подбор удачных цветов для кодирования при составлении интеллект-карты обеспечит скорейший доступ к информации, позволит лучше запоминать информацию, будет способствовать увеличению числа и диапазона творческих идей. Цветные коды и символы могут применяться как в индивидуальной работе с интеллект-картами, так и в групповой работе.
Используйте стрелки
Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты. Глаз самопроизвольно следует за стрелками в направлении, которое они указывают, обнаруживая тем самым связь между отдельными элементами интеллект-карты. Стрелки могут быть однонаправленными, двунаправленными, варьироваться по длине, толщине, форме; могут использоваться также объемные стрелки. Их главное назначение - задавать направление.
Своевременность
Творческий
характер
Возможность пересмотра
Свойства интеллектуальной карты
Привлекательность
Запоминаемость
Интеллект карта дает мозгу замечательную возможность расслабиться и увидеть проблему целиком, мозгу это нравится и он обязательно поможет ее решить
Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи
Ментальные карты помогают в анализе, понимании и запоминании довольно абстрактной информации, представить которую в виде рисунка или функциональной схемы достаточно сложно. То есть ментальные карты следует использовать для представления информации, слабо представленной в пространстве и времени
Основными свойствами ментальных карт являются:
Наглядность: позволяет просмотреть и восстановить идею целиком практически одним взглядом, а не нужно перечитывать 10 страниц текста.
Эстетичность: является рисунком, обладающим приятным видом
Неоднородность: на разных ветках могут отображаться понятия с разными качествами, например, на одной ветке описывается внешний вид чего-то (форма, цвет…), а на другой — его вкус.
Наглядность
11
Применение интеллект-карт в обучении
Применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Технология обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование.
Применение интеллект-карт в обучении
С помощью интеллект-карты обучающиеся не только учатся пересказу, но и выделять ключевые слова, моменты систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты учащиеся учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.
Использование технологии интеллект-карт способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета.
Запоминание
Обучение
Презентации
Планирование
Мозговой штурм
Принятие решений
подготовка к экзаменам;
запоминание списков: что сделать, кому позвонить
3
за меньшее время даётся больше информации, при этом она лучше понимается и запоминается;
проведение деловых встреч и переговоров
2
5
генерация новых идей, творчество;
коллективное решение сложных задач
управление временем: план на день, неделю, месяц, год…
разработка сложных проектов
Области применения
4
1
создание ясных и понятных конспектов лекций;
максимальная отдача от прочтения книг, учебников;
написание рефератов, курсовых проектов, дипломов
Применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Технология обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование.
С помощью интеллект-карты обучающиеся не только учатся пересказу, но и выделять ключевые слова, моменты систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты учащиеся учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.
Использование технологии интеллект-карт способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой
6
четкое видение всех «за» и «против»;
более взвешенное и продуманное решение
11
Применение интеллект-карт в обучении
Применение интеллект-карт в обучении
Применение интеллект-карт в обучении
Применение интеллект-карт в обучении
Применение интеллект-карт в обучении
Применение интеллект-карт в обучении
Применение интеллект-карт в обучении
Применение интеллект-карт в обучении
Применение интеллект-карт в обучении
Применение интеллект-карт в обучении
Применение интеллект-карт в обучении
Применение интеллект-карт в обучении
А.С.Пушкин « ОСЕНЬ» Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Итоги. Вывод
Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.
Итоги. Вывод
С помощью интеллект-карты обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты школьники учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.
Итоги. Вывод
Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка и литературы способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно ученик усвоил информацию, как структурировал и связал её элементы.
Результативность использования ментальных карт
активная жизненная позиция
конкурентоспособная
глубокие, прочные
знания
сформированность
компетенций и
компетентностей
учебно-интеллектуальные
умения и навыки
высокая организация
совместного учебного труда
способы учебной деятельности
Вопрос: в чём, по-вашему результативность ментальных карт?
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее
Главный результат применения – способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, взаимодействовать с окружающим миром
По данным, взятым из Интернета, 250 миллионов человек по всему миру используют в своей жизни интеллект-карты. Не это ли доказательство эффективности данного метода?
Закончить наш мастер-класс можно словами Э. Тоффлера: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты».
взаимная ответственность за результаты деятельности
11
Применение метода
интеллект - карт в образовательном пространстве
Учитель Измайлов Александр Николаевич
Статьи об интеллект-картах
http://razvitie-intellecta.ru/intellekt-karty-chto-yeto-takoe-kak-sost/
http://ruskweb.ru/interesnoe/intellekt-kartyi-ili-mentalnyie-kartyi.html
http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32
http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/08/16/chto-takoe-mentalnaya-karta
http://www.selfcreation.ru/zhizn/mentalnye-karty-izbavyat-ot-chuvstva-zabytoj-idei.html
http://www.b17.ru/article/mentalniekarti/
https://multiurok.ru/ntckf/blog/mietod-intielliekt-kart-sriedstvo-razvitiia-koghnitivnykh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia.html
http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-na-temu-ispolzovanie-metoda-intelekt-kart-v-proektnoi-dejatelnosti-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
11
О методе интеллект-карт http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32.
Сайт М. Е. Бершадского