СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение кейс-метода в процессе реализации компетентностного подхода в профессиональном обучении

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обеспечение качества профессионального образования в сложившихся условиях возможно при изменении подходов к организации образовательного процесса, одним из которых является внедрение образовательных технологий. 

Просмотр содержимого документа
«Применение кейс-метода в процессе реализации компетентностного подхода в профессиональном обучении»

Применение кейс-метода в процессе реализации компетентностного подхода в профессиональном обучении

Кунарова Евгения Вячеслвовна


Развитие Российского общества, современная парадигма образования требуют всемерного развития личностных особенностей человека - его сознания, духовности, культуры, интеллектуального потенциала, познавательной самостоятельности. Перед современной педагогикой стоит задача разработки методов формирования и развития активной личности, способной к эффективному самоопределению.

Изменение парадигмы образования на личностно-ориентированную повлекло изменение в целях обучения - овладении не только знаниями, но и обучение способам получения знаний и формирование личностного компонента знаний, т.е. развитие когнитивных (когнитивных) компетентностей. Компетентностный подход все более обозначается как перспективное направление в развитии отечественного образования различных уровней. Разработка компетентностного подхода отражена в работах А.М. Долгорукова, В.В. Болотова, А.П. Дахина, В.В. Серикова, П.П. Борисова, А.В. Хуторского и др.

Под компетентностным подходом понимается система построения образования, конечной целью которого следует считать формирование компетенций (как общих, так и профессиональных) обучаемого.

Резко увеличившийся объём информации, которую приходится воспринимать обучающемуся, требование формирования личного опыта формирования знаний и умений, требуют новых путей их передачи, разработки и применения современных средств обучения, передовых технологий. В настоящее время наблюдается переход от массовости к индивидуальности, от традиционализма к инновации, от завершённости к непрерывности, от нормативности к творчеству и неповторимости, от ориентации на знания к цели - формирование компетентности и самостоятельности.

Обеспечение качества профессионального образования в сложившихся условиях возможно при изменении подходов к организации образовательного процесса, одним из которых является внедрение образовательных технологий. Их важность была осознана в России еще в 80-х годах ХХ века в поисках эффективных систем обучения, а реальная технологизация отечественного среднего профессионального образования активизировалась с введением ФГОС.

Одной из действенных и эффективных технологий, хорошо зарекомендовавших себя за сравнительно небольшой срок применения, является "кейс-метод". Использование кейсов позволяет учащимся проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, также данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество преподавателя и обучающегося.

В педагогической литературе существует множество понятий и трактовок кейс-метода, однако выявляя сущность в представленной работе, мы придерживались А.М.Долгорукова о том, что это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

При использовании кейс – метода не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный взгляд на проблему. Кейс дает возможность преподавателю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей. Преподаватель, конструируя занятия с применением кейс-метода, отвечает на вопросы: для кого и с какой целью пишется кейс, чему должны научиться обучающиеся, какие уроки они из этого извлекут. Необходимо подобрать соответствующий материал, организовать работу с кейсом, направить беседу, дискуссию или групповую работу в нужное русло, оценить работу школьников. Работа с кейс – методом требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, а задача обучающегося разрешить поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих. Необходимо также учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся.

Для формирования умений и компетенций необходимо создавать интересные и «полезные» кейсы. Источниками создания кейсов выступают: реальные жизненные ситуации, художественная и публицистическая литература, статистические данные, статьи, монографии, отчеты, интернет.

Кейс-метод может быть использован на этапе выявления контроля знаний уровня освоения обучающегося программного материала. Метод сase-study, можно использовать в текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Текущая проверка помогает руководить процессом обсуждения кейса; промежуточная проверка позволяет фиксировать продвижение студента по пути решения кейса; итоговая – выявляет успешность студента в анализе кейса и овладение компетенциями.

Применение кейсов позволяет изменить сам процесс обучения - учащийся не только самостоятельно проводит частично-поисковую и исследовательскую работу по предложенной теме и разработанному плану, но и самостоятельно конструирует собственное знание, в том числе - ставит цель и разрабатывает стратегию ее достижения. Результатом такого рода деятельности является подготовка квалифицированного специалиста, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентностного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Список использованных источников:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 832

  2. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – М.: МПГУ, 1998.

  3. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики // Педагогика, 2007, №6. – С.3-10.

  4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

  5. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!