Творческий человек понимает это как никто другой. Именно поэтому большинство экологических движений неразрывно связаны с творчеством. На сегодняшний день существует множество жанров экологического искусства, среди которых хотелось бы отметить музыку. Экологическое движение, особенно на таком уровне, появилось сравнительно недавно. Раньше люди не сильно задумывались о судьбе природы. Наверное, первыми «зелёными» можно считать американских хиппи и советских бардов. Хоть это и совершенно разные субкультуры, но появились они примерно в одно время – в 50-60-е годы. В своих песнях американские хипперы часто поднимали тему защиты Земли и благодарности Природе, за все, что она делает для человека. Пожалуй, самым знаменитым хитом хипперов в защиту природы можно назвать композицию Калча Канделы «Mother Earth». Мы сожалеем о наших разрушениях, Мать-Земля О слишком больших загрязнениях, Мать-Земля Мы теряем связь с тобой И хотим найти искусственное решение Покажи свою красоту, Мать-Земля Мы знаем, что защищать – это наш долг Никакие деньги тебя не купят Мать-Земля, Мать-Земля, Мать-Земля Движение хиппи и в современности является не последним в мире. Естественно, оно уже не такое массовое и сильное, как в 60-х, но его заслуга в том, что впервые подняло экологические проблемы на транспаранты человеческой ответственности. |
Примерно в 50-60-е годы о защите окружающей среды задумались и в Советском Союзе. Тема природы все чаще стала звучать в бардовских песнях. Конечно, открыто выступать с экологическими манифестами барды не могли, так как в этой стране тогда было принято считать, что проблем с экологией нет. Но, несмотря на это, бардовская культура изначально была тесно связана с природой. Ее еще называют культурой «песен у костра». Поэтому барды просто не могли не восхвалять в своих песнях мир, его красоту и величие. Такая музыка была чувственной и проникновенной, поэтому хоть как-то затрагивала сердца советских людей, практически не задумывающихся о сохранности окружающей среды. Стихи песни Ады Якушевой «Я приглашаю вас в леса»: Я приглашаю вас в леса, Мы так давно там не бывали, Что вспоминается едва ли Их несравненная краса, Я приглашаю вас, пока Они уютны и зелены, Мы там коленопреклоненно Испьем воды из родника. Я по тропе вас поведу, Она усталость вашу снимет, И станем снова молодыми Мы у нее на поводу, Под вечер сосны запоют, Над головой сомкнутся ветки, И нам покажется некрепким Наш крепкий городской уют. И под костра знакомый звук Я приглашаю вас к поляне, Где бросим между тополями Мы скатерть прямо на траву, Здесь юность звонкая моя Живет, пронизанная солнцем, Здесь, может мы и прикоснемся К великой тайне бытия. Эти люди просто пели о лесах и реках, восходах и закатах. Они передавали свое восхищение природой через музыку, тем самым, пробуждая у слушателя уважение к нашей Земле, тягу к ее защите. Экологическая направленность поэзии в песнях бардов не оставляет сомнений. Вся эта атмосфера – блики горящего костра, запах сосен, уханье филина где-то в деревьях и трогательная песня из уст барда о душе леса – всё это заставляет не просто задуматься, а тут же встать на защиту всей этой прелести. Естественно, не всегда можно назвать бардовские песни пропагандой защиты окружающей среды. Наверное, многие из этих людей даже и не ставили эту цель. Они просто восхищались красотой природы, пели о лесах, полянах, реках. Но, тем не менее, бардовская песня самым естественным образом пробуждает уважение к природе и тягу к её защите. Сейчас с уверенностью можно говорить, что барды как никто другой в СССР, да и сейчас, способствовали экологическому воспитанию. |
В современном мире тема экологии в музыке проглядывается и в более массовой музыке. Не чужда «зеленая» тема и украинским исполнителям: певица Alyosha представляла свою страну на Евровидении-2010 с социальной песней «Sweet people». От сильного голоса украинской исполнительницы и просмотра видеоработы на эту песню по коже «пробегают мурашки»… Перевод песни Sweet People* О, люди добрые, Что же мы наделали? Скажите, что происходит? Ведь всё, что мы построили, Рушится, уже ничего не осталось... О, люди добрые, Неужели вы не любите человечество? Зачем вы продолжаете убивать, Чтобы хоть чем-то занять себя? Идея очевидна - Конец действительно близок. То, что я испытываю, удручает меня, Ведь мы лишимся самого дорогого. Да, послание ясно всем: Не превращайте землю в камень, Потому что, потому что, потому что Это ваш дом! О, люди добрые, А как же наши дети? В кино и видеоиграх Они смотрят на то, как мы разрушаем. О, люди добрые, Какая бездумная игра! Неужели в неё играли все мы? Никто не виноват, кроме вас самих... Идея очевидна - Конец действительно близок. То, что я испытываю, удручает меня, Ведь мы лишимся самого дорогого. Да, послание ясно всем: Не превращайте землю в камень, Потому что, потому что, потому что Это ваш дом! Это ваш дом... Еще один клип в защиту экологии был снят молодым поп-дуэтом Emotion. Основные съемки проходили на юге Украины. Режиссеры объяснили свой выбор тем, что именно сила крымских гор и моря сможет передать весь социальный характер песни Savior. Композиция призывает задуматься о спасении человечества и сохранении природы. Где-то между моими снами, Где-то под кожей, В местах, которые я не вижу, Есть что-то, что известно, как грех... Скрываясь в моих глазах, Сгорая от глубины внутри, Что-то нуждается во лжи, Пытаясь превратится в грех... Спаси меня, перед тем как я потеряю контроль, . Спаси меня от этого огня в моей душе, Только ты — тот, кто может остановить меня от падения, Мне нужен спаситель, нужен мой спаситель... Спаси меня перед тем как я потеряю голову, Спаси меня от взгляда сожаления, Потому что только твоя любовь может остановить меня от желания, Мне нужен спаситель, ты мой спаситель. Постучав за моей дверью, Спросив можно ли войти, Что-то, что я игнорирую Хочет быть грехом... Это постоянно существует рядом с нами И ждет, чтобы начать... Я знаю, что это неправда, Не могу позволить, чтобы это был грех... Очень популярен бессмертный хит Майкла Джексона – «Earth Song». Несмотря на то, что песня исполнена в жанре поп, она наделена очень проникновенным смыслом, и сама по себе очень трогательна: Как же утренняя заря? Как же дождь? Как же все, что, по-твоему, Должно было у нас быть? А уничтожение полей? Есть ли у нас ещё время? Как же все то, Что ты говорил, было общим? Ты хоть раз остановился, чтобы взглянуть На кровь, пролитую нами ранее? Ты хоть раз остановился, чтобы взглянуть На эту плачущую Землю и рыдающие берега? Эта песня была и есть своеобразным поп-гимном в защиту природы. Многие музыкальные исполнители сейчас посвящают частичку себя проблемам экологии для того, чтобы поделиться ею с другими. Во многих песнях сейчас звучит своего рода послание, просьба, призыв – «Любите свой дом, делайте его лучше, заботьтесь о нём во имя будущего». И, несомненно, отголосок этих песен звучит и в наших сердцах. Группа Rammstein «Donaukinder» - «Дети Дуная» 14 февраля 2000 на Румыно-Австралийском смешанном предприятии «Аурул» в городе Бая-Маре, занимающемся добычей золота и серебра, произошел выброс 100 тысяч кубометров цианистых солей в приток реки Дуная. В результате в последующие дни флора и фауна реки на венгерском её отрезке была уничтожена, поскольку допустимая концентрация этих солей в пиковые моменты была превышена в 800 раз. Погибли даже все бактерии. В Венгрии для уменьшения эффектов загрязнения сразу было выловлено из воды около 100 тонн гиблой рыбы, а катастрофу окрестили «Вторым Чернобылем». 2) Strom = Donau (название «поток, крупная река» связано с тем, что Дунай является главной рекой) Donauquell dein Aderlass Wo Trost und Leid zerfließen Nichts gutes liegt verborgen nass In deinen feuchten Wiesen Keiner weiß was hier geschah Die Fluten rostig rot Die Fische waren atemlos Und alle Schwäne tot An den Ufern in den Wiesen Die Tiere wurden krank Aus den Auen in den Fluss Trieb abscheulicher Gestank Wo sind die Kinder Niemand weiß was hier geschehen Keiner hat etwas gesehen Wo sind die Kinder Niemand hat etwas gesehen Mütter standen bald am Strom Und weinten eine Flut Auf die Felder durch die Deiche Stieg das Leid in alle Teiche Schwarze Fahnen auf der Stadt Alle Ratten fett und satt Die Brunnen giftig aller Ort Und die Menschen zogen fort Wo sind die Kinder Niemand weiß was hier geschehen Keiner hat etwas gesehen Wo sind die Kinder Niemand hat etwas gesehen | Дунай-река, твоя кровь Там, где отрада и горе разливаются, Ничего хорошего не скрывается В твоих сырых лугах Никто не знает, что случилось здесь, Волны ржаво-красные, Рыбы стали бездыханными, И лебеди мертвы. По берегам, в лугах Звери стали больными, От речных долин к реке Потянулся отвратительный смрад. Где же дети? Никто не знает, что случилось здесь Никто ничего не видел Где же дети? Никто ничего не видел Матери стояли вскоре у Дуная2 И плакали горько, На пашни через плотину Хлынула скорбь в каждую заводь. Чёрные флаги над городом, Крысы жирные и сытые, Родники повсюду отравлены, И люди уходили прочь Где же дети? Никто не знает, что случилось здесь Никто ничего не видел Где же дети? Никто ничего не видел | |
Ольга Кормухина «Берегите землю» На лугах по утрам за рекой туман, От росы отряхнулся тяжелый шмель, И планета, как жизнь нам одна дана Среди тысяч миров и чужих земель. Здесь сосновые иглы колючих звезд, Акварели морей и молчанье льдин, Ты под пение птиц на планете роз Здесь однажды рассветы увидел сын. Припев: Взгляни на эту землю с высоты, Прозрачна даль и синева чиста Мы за нее в ответе я и ты, Не забывай об этом никогда. Здесь на синих вершинах лежат снега, И дождям подставляет ладони клен, И плывут в небесах облака-века Над землей, где себе ты поставил дом. Семицветные радуги на заре Перекинули в завтрашний день мосты, И с тебя начинается новый день В том единственном доме, где счастлив ты. Припев: тот же Олег Газманов «Красная книга» Не увижу никогда тех зверей, Что на земле исчезли. В Красной книге навсегда Силуэты их ушли в бездну. Никогда чистого неба, Никогда пёструю зебру, Никогда стран, где я не был, Не увижу никогда. Вслед фламинго я кричу, Я молю его: "Останься, птица", Но лишь розовый прибой Будет в плёнке нефтяной биться. Никогда чистого неба, Никогда пёструю зебру, Никогда стран, где я не был, Не увижу никогда. Над отравленной рекой Вдоль течения сизый дым вьётся, А под ним такой покой, Что не слышно, как река бьётся. Никогда. Страшное слово Никогда. Реки застыли Навсегда. В бездну дельфины Уплывают от меня. Неужели никогда Не вернётся пеликан в море. Мне олень лесной кричит: "Мы же братья, мы одной крови, Ты и я. Нам друг без друга Не прожить. Небо застынет И Земля станет пустыней, Если нас разъединить". Я. Дубравин «Песня о земной красоте» Опять черёмуха в цвету, Сбежались ландыши гурьбою. Свою земную красоту Природа дарит нам с тобою. Ты оглянись, ты окунись В её рассветы и закаты, В её лесные ароматы И до земли ей поклонись. И до земли ей поклонись. Лишь только солнышко весной Лучи рассыплет над полями, Уже ручей звенит струной, Уже гроза гремит громами. А там лесные соловьи Опять засвищут до восхода. Ты слышишь, дарит нам природа Напевы лучшие свои. Напевы лучшие свои. Где красота - там доброта, Их разлучить ничто не может. Любая светлая мечта На двух подруг всегда похожа. И нам без них не обойтись Ни светлым днём, Ни днём дождливым. И если хочешь быть красивым, Ты добротою поделись. Ты добротою поделись. Трек А.Тарануха - Полевая ромашка (песня об экологии) Очень сложное время досталось Жить сегодня нам с вами друзья Экология наша такая, что не петь нам об этом нельзя Припев: Мы встречаем зарю на рассвете С экологией дружим всегда Полевую ромашку в букете Не забудем с тобой никогда Берегите родную планету Ее реки, леса и поля Пусть счастливыми вырастут дети И цветущая будет земля Припев. Наши внуки пусть тоже услышат Соловьиные трели в лесу Искупаются в озере чистом И ромашек букет принесут |
Песня «Давайте сохраним» Музыка А.Черный, слова Н.Старшинов Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, лететь в одном полете. Давайте сохраним ромашку на лугу. Кувшинку на реке и клюкву на болоте. О, как природа-мать терпима и добра! Но чтоб ее лихая участь не постигла. Давайте сохраним на стрежнях – осетра. Касатку в небесах, в таежных дебрях – тигра. Коль суждено дышать нам воздухом одним. Давайте-ка мы все навек объединимся. Давайте наши души вместе сохраним, Тогда и на Земле мы сами сохранимся! Детские песни экологического содержания способствуют формированию навыков разумного поведения в лесу, не рвать цветы, не губить животных и насекомых. «Посади деревце» муз.Кудряшова, Стихи И. Яворовской Я деревце кудрявое У дома посажу, И вместе с братом Славою Водой его полью. Расти скажу я деревцу, Расти и подрастай. И все вокруг изменится, Когда наступит май. Припев: Хорошо, когда березки Дарят нам свои сережки, Хорошо, когда дубки, Подрастают у реки. Хорошо, когда у ивы Косы длинные красивы И певучий ветерок Гладит стройный тополек, И певучий ветерок Гладит стройный тополек. И деревце, вот умница Конечно подросло. И на него любуется Сегодня все село. Щебечут птицы весело На ветках молодых И радуга развесила Дождиночки на них Припев «Мы хотим, чтоб птицы пели» муз. Жабко, текст Е.Каргановой и Я.Жабко Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса. Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась И на ягодах сверкала хрусталем роса. Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела, И под ёлкой жил смешной колючий ёж, Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала, Чтобы летом лил веселый золотистый дождь. Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети. Ах, как хочется со всеми нам дружить! Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться И сады в краю любимом будем мы растить! «Лес – наш дом» Керст Кууск, рус.текст Майя Мюкканен Лес большой зеленый Всех нас приютит, Клены, мох росой блестят. Все здесь дышит миром Для зверей и птиц. И всем людям в дружбе С лесом надо быть. Лес - ведь этот дом Деревьям и цветам. Лес – ведь этот дом и ягодам-грибам, И для муравьев, и хитрых рыжих лис. Лес как дом большой Для перелетных птиц. Жизнь в лесу огромном День за днем идет, Трудятся с рассвета Все кто там живет. Припев: Люди любят тоже В лес прийти с семьей: За грибами летом, С санками зимой. Но природу нужно Знать и уважать, Так давайте дружно Лес наш охранять. |
Развитие экологии послужило мощным импульсом к выдвижению перед человечеством специфических ценностей и формированию особого к ним отношения. В ответ на эти веяния в музыкальной культуре зарождается стилевое направление, называемое «экологической музыкой», и возникает потребность осмысления ее проблематики. Изучение этой области представляет значительный интерес для современной науки. В условиях кризиса системы «человек – природа – общество» важны исследования, посвященные разработке проблем экологии и, в частности, экологии музыки в разных аспектах: от шумового загрязнения окружающей среды до воздействия (художественного, психологического, социального, биологического) на духовный мир человека. Помимо общенаучных проблем, в орбиту экологии музыки попадает вопрос о стилевом направлении в музыкальном искусстве ХХI века, основанном на оригинальной образности, соответствующей экологической тематике. В рамках музыкального искусства в качестве объекта выступает «экологическая музыка». Композиторы данного стилевого направления используют в качестве звукового материала любые природные шумы плеск волн, пение птиц, голос дельфина, шуршание лесной листы, ветер и т.д. и голоса животных. Они активно используют звуки природы: Они прекрасно помогают передать музыкальный образ и особое мироощущение – гармонию с матушкой-природой. Среди этих музыкантов – американец Пол Уинтер – эко-джазмен. Он лауреат премии «Grammy». Его музыку критики называют «воистину живой», «экологическим джазом», «пограничной текстурой звуков». В джазе Уинтера есть все: фолк, классика, этно и др. Но что делает его живым, экологическим и уникальным – крики горных орлов, вой северных волков и т.д. Еще в 1986 году американский джазмен посетил Россию, Сибирь. Особенно ему понравился Байкал. Там Уинтер записывал звуки природы и начал создавать неповторимую экологическую музыку. Это действительно дикий джаз, давно перешедший все границы. Например, одна из его композиций «Глаза Волка». Как явление культуры экологическая музыка довольно широко распространена. Это стилевое направление охватывает как академический пласт, так и рок, джаз, электронику. В ряду ее авторов – представители разных периодов, стилей, национальных школ: О. Мессиан и П. Васкс, А. Хованесс и Дж. Крам, Э. Денисов и В. Артемов, П. Карманов и основатель экологического джаза П. Уинтер, а также успешно работающий в области электронной музыки Китаро и многие другие. |