СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение компьютерных технологий в обучении английскому языку в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

1Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения.

Просмотр содержимого документа
«Применение компьютерных технологий в обучении английскому языку в начальной школе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Труновского муниципального округа Ставропольского края









ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХ-НОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКО-МУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Подготовила учитель англий –ского языка Полянская Тать-яна Дмитриевна



с. Подлесное, 2022 г.

Содержание

1. Сведения об авторе ............................................................................... 2

2. Актуальность и перспективность опыта............................................. 3

3. Теоретическая база и интерпретация опыта...................................... 4

4. Использование современных образовательных технологий в про-

цессе обучения английскому языку в начальной школе ..................... 7

4.1. Разработка и использование заданий на основе Интернет ресурсов на уроках английского языка.................................................. 8

4.2. Использование компьютерных презентаций на уроках англий-

английского языка.................................................................................. 15

4.3. Деятельность учителя по выполнению социально значимых

функций ................................................................................................... 17

5. Результативность опыта...................................................................... 20

Литература................................................................................................ 21

















1. Сведения об авторе

Полянская Татьяна Дмитриевна, 1962 года рождения.

Закончила Ставропольский ордена Дружбы народов государственный педагогический институт в 1983 году, факультет иностранных языков. Присуждена квалификация учитель английского и немецкого языков по специальности «География».

Учителем английского языка во 2-5 классах в МКОУ СОШ № 5 Труновского муниципального округа Ставропольского края работаю с 2018 г.

Педагогический стаж – 5 лет.

На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:

  1. Подробное изучение специальной литературы по проблеме использования ИКТ при обучении предмету:

    • Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. – М.: Айрис Пресс, 2004.

  • Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

  1. Изучение опыта коллег (посещение открытых уроков, мастер-классов, методических объединений). Некоторые учителя нашего Труновского округа вот уже несколько лет успешно используют ИКТ на своих уроках, добиваясь хороших результатов.

  2. Оснащение школы мультимедийным проектором.

  3. Желание разнообразить учебную деятельность школьников с помощью ИКТ, вызвать у них интерес к изучению английского языка.







2. Актуальность и перспективность опыта

Актуальность и перспективность данного опыта определяется рядом противоречий между необходимостью развития познавательного интереса учащихся средствами ИКТ на уроках английского языка в начальной школе и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы эффективного использования ИКТ для решения этой задачи; между растущими требованиями к мотивационной составляющей образовательного процесса и низким уровнем ее реализации в большинстве современных программных средств ИКТ по английскому языку, между увеличением числа компьютерных обучающих программ и отсутствием разработанной совокупности педагогических условий и методик их эффективного использования для формирования мотивации учебной деятельности учащихся на занятиях в классе и в самостоятельной работе.

Изменение образовательной среды, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьезные трансформации в технологиях преподавания. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения иностранному языку.

Реализация в России государственных программ "Единая информационная образовательная среда", "Компьютеризация сельских и городских школ" и др., активизировало интерес к применению всеми участниками педагогического процесса – учащимися, учителями – информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Мы рассматриваем их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширять поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования.

Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Использование ИКТ должно быть грамотно

организовано , чтобы стать помощником в процессе обучения и воспитания.


3. Теоретическая база и интерпретация опыта

Необходимость использования компьютерных технологий в образовательном процессе объясняется следующими факторами:

  • ростом государственной заинтересованности в обеспечении связей образовательных учреждений с информационными сетями;

  • степенью информационно-технологической поддержки учебных курсов и программ;

  • разнообразием форм представления учебного материала;

  • доступностью образования;

Использованию ИКТ в образовательном процессе школы посвящены исследования многих педагогов-новаторов, которые рассматривают особенности использования средств ИКТ в учебной деятельности, принципы создания образовательных программных средств ИКТ, роль компьютерных технологий в развитии системы образования, педагогические возможности отдельных программных продуктов и их влияние на мотивацию учебной деятельности.

Процесс построения открытого общества в России и интеграция ее в мировое сообщество, в том числе образовательное, способствует модернизации национальной образовательной системы.

В настоящее время происходит борьба двух моделей образования: «классической» и «прагматической». Первая модель основано на передаче знаний от учителя к ученику. Вторая модель условно называется «американской» и базируется на конструктивистской теории. Она близка личностно-ориентированной модели обучения, так как акцент с лидирующей роли учителя смещается на самостоятельную работу ученика в процессе познавательной деятельности.

Индивидуализацию и дифференциацию обучения, усиление самостоятельной работы учащихся можно обеспечить путем вовлечения их в информационно-образовательную среду. Формированию таковой способствует технология открытого обучения, которая может быть реализована в условиях развитой информатизации образовательных учреждений. В процессе информатизации образовательного учреждения создается качественно новое информационно-образова-тельное пространство, в котором увеличивающийся информационный поток заставляет всех участников процесса переходить от модели накопления знаний к системе овладения навыками самообразования. Компьютерные технологии позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. При правильной организации и соответствующей методологии использование компьютерных технологий делает образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. ИКТ делает образование и самообразование исключительно увлекательным и привлекательным для учащихся, так как у них формируется ценностное отношение к компьютерным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний.

Однако, по моему глубокому убеждению, нельзя заставить учителя применять ИКТ на своих уроках. Здесь важен внутренний настрой, который побуждает учителя внедрять технологии в свой педагогический процесс. Для реализации такого рода инноваций учитель-предметник должен сам проявлять интерес освоению новых технологий и владеть компьютером хотя бы на уровне пользователя.

Новизна опыта. Задав себе вопрос, как сделать урок иностранного языка интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным, мне стало понятно, что успех зависит не только от знания учителем предмета, от общей эрудиции педагога, от способности рефлексировать и даже от человеческого обаяния, но и в большей степени от способности на современном этапе преподавания иностранного языка мыслить по-новому, внедрять интерактивные методики обучения, новые информационные технологии, мультимедийные проекты, Интернет, медиаресурсы, обеспечивающие высокое качество подачи и контроля учебного материала.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет использовать текст, графику, видео-и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Информационно коммуникационные технологии создали новый спектр возможностей:

  • сократили время на выполнение таких операций как опрос, контрольная, постановка домашнего задания и т.д.;

  • позволили увеличить время для творческой работы, индивидуального общения с учащимися;

  • позволили интегрировать мультимедийный материал с традиционными средствами обучения;

  • обеспечили хранение базы данных;

  • повышена мотивация учащихся в процессе самостоятельной работы с мультимедийными материалами.

Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся, способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала, что использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников.

Компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме.

Адресная направленность опыта. Разработки могут быть использованы всеми учителями английского языка, работающими в начальных классах, не только на уроках, но и во внеурочное время (внеклассные мероприятия, кружковая работа).








4. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку в начальной школе

Работа по внедрению ИКТ в учебный процесс достаточно трудоемкая. Учитель-предметник должен учитывать следующие факторы:

  • Владение компьютерной компетентностью;

  • Необходимость владения навыками компьютерного дизайна;

  • Затрата времени на отбор и адаптацию материалов при подготовке урока;

  • Согласование расписания с учителем информатики;

  • Устранение перегрузки учащихся в работе с компьютером.

Не все преподаватели готовы и имеют необходимые знания для использования ИКТ на своих уроках. В большей степени это объясняется пока еще слабым методическим обеспечением использования ИКТ в образовательном процессе и в преподавании английского языка. Однако, если эти проблемы решаются учителем, применение ИКТ на уроках оказывается технологичным и развивает познавательный интерес у учащихся.

Всё это побудило меня заняться изучением проблемы внедрения ИКТ в процесс преподавания иностранного языка. Информационные технологии позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей ребёнка – ощущение полезности своей деятельности. Что обычно происходит с детскими рефератами, стенгазетами, фотоальбомами, рисунками, поделками? Они исчезают. Только учителя знают, как печальна судьба этих предметов детского творчества. И хранить их негде, и вид с годами теряют, и актуальность. Да и систематизировать их тяжело. А между тем осознание востребованности своей деятельности является едва ли не ведущей мотивацией ребенка в учебе.

Новые информационные технологии создают ребенку прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными. И это тоже очень важно. Кстати, факт востребованности вызывает у ребят повышенное чувство ответственности за выполняемую работу, ведь ее могут увидеть сотни, тысячи людей! Этот воспитательный момент необходимо учитывать уже на первых этапах работы школьников в сети Интернета. Воспитание ответственного отношения к своей деятельности позволит нам надеяться на качественное улучшение этой информационной среды.

В своей работе я использую программу Power Point для создания мультимедийных презентаций, которые можно использовать на различных этапах урока. Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет мне интенсифицировать усвоение учебного материала, повысить мотивацию учащихся и проводить занятия на качественно новом уровне, а использование мультимедийного проектора и экрана включает в работу весь класс.

4.1. Разработка и использование заданий на основе Интернет- ресурсов на уроках английского языка

Перед нами, как учителями английского языка, стоит главная задача – дать средство для осуществления коммуникации нашим ученикам. Наши учащиеся должны уметь находить необходимую для них информацию, анализировать ее, выбирать главное и использовать выбранное для решения своих собственных целей и создания нового продукта. Мы также должны развивать навыки самообразования у наших учащихся так, как сегодня, как никогда, от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию и переквалификации. Мы должны создавать условия для развития сотрудничества между учащимися, умения работать в группах неоднородного состава.

В настоящее время, когда общение между Россией и другими странами стало неотъемлемой частью нашей жизни, возрастают и требования к овладению английским языком. Это, в первую очередь, касается педагогов и их учеников. Если в больших городах есть возможность общения с носителями языка, то в небольших городах одной из самых важных проблем обучения английскому языку является проблема слабой мотивации ученика, что постоянно подстегивает преподавателя английского языка к поиску дополнительных источников информации, как для себя, так и для ученика.

Сейчас во главу угла ставятся две, на мой взгляд, равнозначные задачи: научить ребенка понимать англоязычную речь на слух и научить его читать и понимать прочитанное на иностранном языке.

В процессе обучения иностранному языку аудирование и чтение являются основными источниками языковой и социокультурной информации. На уроке невозможно отрабатывать какой-то один языковой или речевой навык, поэтому, работая с тестами и аудиофрагментами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические и фонетические навыки. Грамотно выстроенная работа с текстами предполагает дальнейшее развитие навыков говорения и письма.

В обучении аудированию перед учителем стоит задача научить ребенка понимать речь с первого раза, поскольку в реальных ситуациях общения повторов обычно не бывает. И второй проблемой является то, что мы не в состоянии приспособить речь говорящего (в живом общении) под свой уровень понимания. Мы не можем создать в живом общении идеальную среду для понимания: устранить внешние шумы и помехи, улучшить акустические возможности помещения, изменить тембр и особенности дикции говорящего.

Чаще всего учителями в школе являются женщины и ребенок, привыкнув к голосу своего учителя, чисто психологически не сможет понять сообщение, произнесенное мужским голосом. Так же важно предоставить ребенку возможность аудировать людей разного возраста, ведь речь ребенка и подростка значительно отличается от речи человека среднего и пожилого возраста. В современных условиях ведения диалога ребенка необходимо научить понимать различные диалекты английского языка, а не только, так называемый «литературный английский». В ходе овладения навыками аудирования ребенок сможет усвоить большое количество новой лексики, фразеологические обороты, специальные термины, научиться понимать (не без помощи учителя) фразы, из которых «выпали» некоторые члены предложений и которые широко используются в обиходе носителями языка.

Чем шире словарный запас ребенка, тем легче ему будет понимать речь на слух. Что же происходит в обычной школе? В вопросе аудирования, к сожалению, многие учителя английского языка сталкиваются с основной
проблемой: их ученики испытывают трудности с восприятием речи носителя языка на слух. Большинство школ не обеспечены аудиоматериалом вообще, а уж качественным тем более, на должном уровне. Учителя небольших городов, сельских школ и поселков стоят перед проблемой поиска такого материала к

урокам. В решении этой проблемы может помочь Интернет, который является источником аудиоматериалов с речью носителя языка (профессиональных актеров) в виде звуковых файлов и текстов к ним в виде текстового файла.

Обучение чтению на уроках английского языка столь же важно. Мы недостаточно читаем на уроках английского языка. Бесспорно, наши ученики читают тексты в учебнике, у нас есть раздаточный материал и т.д. Но этого явно недостаточно для более полного усвоения англоязычной речи. Большинство текстов учебника адаптировано и схематично.

Современные дети, желающие изучить современный язык, нуждаются в таких источниках, которые бы подстегнули в них интерес к живому языку, к сегодняшним реалиям жизни людей. Что же сможет нам помочь получить доступ к таким текстовым источникам? Интернет! Уроки с использованием материалов для чтения, полученных из Интернет ценны потому, что ребенок соприкасается с реальным языком (а не условно учебным и у него всегда есть доступ к самой свежей информации. Интернет является для учителя и ученика колоссальным информационным хранилищем.

Задания на основе ресурсов Интернета и международные Интернет проекты одни из самых эффективных способов достижения вышеперечисленных целей. Они способствуют развитию самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Дети учатся проводить исследования, систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Они учатся планировать, осуществлять мониторинг и давать оценку своей деятельности. Задания на основе ресурсов Интернет способствуют обучению в сотрудничестве, формированию навыков взаимопомощи, умения осуществлять совместную деятельность, умения работать в группах неоднородного состава, чувства личной ответственности, а также развитию толерантности – терпимости к разнообразию, к чужой точке зрения. Учащиеся учатся выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать решения. Учащиеся могут общаться с носителями языка с помощью чатов, видеоконференций, форумов и электронной почты. Они узнают больше о жизни, ценностях и культуре людей, чей язык они изучают. Это особенно ценно для России, где все еще существуют очень маленькие возможности для живой коммуникации с носителями языка.

Прежде чем разрабатывать задания на основе Интернет-ресурсов необходимо определиться с целями, которых вы хотите достичь. Задайте следующие вопросы:

  • Что, вы надеетесь, ваши ученики извлекут при выполнении задания?

  • Почему вы хотите использовать Интернет, а не другие средства? Вам действительно нужен Интернет для данной работы? Можете ли вы, достичь того же самого результата, используя другие средства, например, мел, карандаш, бумагу?

  • Сколько времени потребуется для этой деятельности: часть урока, несколько уроков, весь год?

  • С кем ваши учащиеся будут общаться: друг с другом, другим классом в вашей же школе, другой школой, учащимися другого города, учащимися из другой страны, носителем языка, компанией или организацией?

  • Планируете ли вы организовывать этот вид деятельности в одном классе или на параллели?

Дид Тилер и Пита Грэй выделяют следующую последовательность разработки заданий на основе Интернет ресурсов:

    1. Просмотрите учебный курс и выделите задания, которые не очень успешны на уроках в вашем классе, которые не мотивируют учащихся и не вызывают у них интереса.

    2. Проанализируйте недостатки этих заданий, которые имеют область улучшения при помощи Интернета. Например: письма на основе электронной почты, которые не имеют реальных адресатов, старые газетные статьи или задания на обсуждение фильмов, которые никто и никогда не смотрел.

    3. Подумайте, как ресурсы Интернета могут помочь вам сделать эти задания более интересными и полезными для ваших учащихся. Помните, что нет одного правильного средства для всех заданий или для всех учащихся, поэтому вам надо будет экспериментировать.

    4. После определения применения или применений, которые вы бы хотели использовать для задания, следующий шаг найти область или сайт, который вы будете использовать, например чат, рассылку, или веб-сайт. Вам необходимо разработать определенные критерии для оценки и выбора сайтов.

    5. Это зависит от вашей ситуации и от того, как вы хотите применить Интернет ресурсы. Полезные критерии могут включать оценку инструкционных элементов, таких как содержательная понятность, доступность и ценность для достижения целей, так же как функциональные элементы и элементы дизайна, такие как скорость и гибкость, согласованность и удобность для пользователя.

    6. Выбрав область или сайт, вы можете перейти к этапу проектирования задания, которое будет отвечать, как вашим целям, так и выбранному сайту.

Разрабатывая задание нужно помнить, что оно не должно просто интерпретировать то, что можно было сделать и без Интернета. Учащиеся выиграют, в том случае, если упражнение тренирует различные стили учения, дает реальную возможность для коммуникации и способствует взаимодействию и сотрудничеству, как местному, так и международному. Задания должны давать учащимся возможность оценивать, рецензировать, публиковать, сравнивать, договариваться, моделировать, создавать, исследовать, выдвигать гипотезы, организовывать, рассчитывать, спорить, брать интервью, слушать, смотреть, наблюдать, пересказывать, экспериментировать, играть, проводить опрос и делать доклады. В этом случае задания данного типа будут способствовать формированию и развитию информационной компетенции у учащихся.

Задания могут быть на знакомство с Интернетом, с фокусом на языке, на развитие навыков чтения, навыков устной речи, письма или аудирования.

Организация Интернет заданий обычно проходит в три этапа: подготовительный, работа с ресурсами сети Интернет, работа в классе вне сети Интернет.

  1. Подготовка - развитие навыков говорения, актуализация ранее полученных знаний, изучение слов, мотивация учащихся и настрой на дальнейшую работу, введение в тему.

  2. Работа в сети Интернет - поиск в сети Интернет, чтение и письмо, поиск специфичной информации и занесение ее в бланки для ответов, поиск ответов на вопросы и т.д. На этом этапе, учащиеся должны четко понимать, что им надо сделать и сколько времени у них на это есть.

  3. Работа в классе вне сети Интернет - обмен полученной информацией и обсуждение того, что ученики нашли, узнали во время работы в сети.

Ниже, в качестве иллюстрации, приведен пример задания данного типа:

«Поиск друга по переписке» (4 класс)

Цель задания: развитие навыков поискового чтения, чтения с полным пониманием и письма.

1 этап. Учащиеся обсуждают информацию, которую они могли бы предоставить о себе на сайт знакомства с целью найти друзей по переписке (повторяется лексика по теме внешность и увлечения).

2 этап. Учащиеся должны выйти на сайт http://its-online.com, определиться с выбором друга по переписке с учётом их интересов и предпочтений. Они должны прочитать письма и заполнить таблицу о двух или трех наиболее заинтересовавших их людях.

Name




Age




eyes




Hair




Built




Can




Like




Dislike




Want




3 этап. Учащиеся делятся в группах результатами своей работы. Рассказывают о том кого они выбрали своим другом по переписке и почему. В качестве домашнего задания они пишут ответ своему потенциальному другу или подруге по переписке и на следующем уроке отправляют его этому человеку. Если время

позволяет, учащиеся могут написать и отправить свои ответы сразу на первом уроке.

Возможны два варианта организации работы учащихся. В первом случае работа полностью осуществляется в рамках одного урока. Во втором случае подготовительная работа осуществляется в конце одного урока, с ресурсами Интернет учащиеся работают дома в рамках выполнения домашнего задания, работа, предполагаемая на третьем этапе, проходит на следующем уроке.

План урока может включать следующие пункты: цель урока, оборудование (компьютер, интерактивная доска), программное обеспечение, необходимые приготовления к уроку (распечатка раздаточных материалов, электронные бланки, списки сайтов), необходимые ссылки на сайты, ожидаемые результаты, ход урока – задания для учащихся во время урока, домашнее задание.

Для учителей решивших использовать задания рассматриваемого типа на своих уроках хочется дать еще несколько советов:

  1. Каждый раз, когда вы используете технологии на уроке, это касается как видео- и аудиомагнитофонов, так и компьютеров, вам следует приготовить запасной план урока, на случай если техника выйдет из строя, не будет работать сайт или отключат электричество.

  2. На уроке можно организовать работу непосредственно в сети Интернет, а можно скачать несколько страниц или необходимую часть сайта на диск. В этом случае вы не будите зависеть от работы самой сети и можно проводить урок, даже не имея выхода в Интернет, страницы будут загружаться намного быстрее, чем с отдаленного сервера. Вы сможете работать даже в том случае, если в данный момент сайт недоступен, учащиеся будут ограничены только сохраненными страницами и не смогут выйти на запрещенную информацию. Хотя в этом случае вы не сможете организовывать задания предполагающие свободный поиск информации детьми.

  3. Предпочтительно если ваши задания будут предполагать парную или групповую работу так, как это способствует развитию навыков коммуникации, обучению в сотрудничестве и предотвращает эффект, когда компьютер становится препятствием для общения в классе. В то же время помните, что в больших группах, где более 3 человек, детям неудобно работать за одним компьютером.

  4. В компьютерном классе необходимо свободное пространство, которое должно возрастать в зависимости от количества учащихся работающих совместно около каждого компьютера. Идеальный класс должен иметь место свободное от компьютеров для групповой работы, дискуссий или работы с другими заданиями. Оборудование и столы не должны препятствовать зрительному контакту учителя с классом, ее работе с доской или передвижению между группами учащихся.

Все плюсы организации работы с ресурсами Интернета на уроке, на мой взгляд, очевидны. Однако, планируя урок с использованием ресурсов Интернета, вы всегда должны оценивать, насколько это оправдано и нет ли других более эффективных средств достижения ваших целей. Организуя работу на основе Интернета нужно помнить, что работа с Интернет-ресурсами требует тщательного отбора учителем материалов, предварительной их проработки и, конечно, современных педагогических технологий, отвечающих принципам личностно-ориентированного подхода и, соответственно, проблемной направленности всего процесса обучения. В ином случае существует опасность технократического подхода, т.е. увлечения использованием информационных технологий ради них самих, забывая о целях обучения иностранному языку, его специфике.

Наша задача - научить детей общаться на английском языке в самом широком смысле этого слова. Работа эта трудоемкая, а значит, мы, учителя, должны быть готовы к тому, что поставленную задачу быстро не решить. Но мы все должны стремиться к поиску пути преодоления сложившейся ситуации. Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.


4.2. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка

В своей работе хотелось бы остановиться на использовании компьютера для создания презентаций для уроков английского языка. Презентации можно использовать (в отличие от Интернета, как было сказано выше) и на начальном, и на продвинутом этапах обучения.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет ин-

тенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран или персональный компьютер (ноутбук) для каждого учащегося.

Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.

Стоит ли создавать презентации на каждый урок и не слишком ли много времени это занимает? Совершенно не обязательно постоянно использовать презентации, тем более что в некоторых случаях, когда материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, необходимость применения презентации отпадает.

Существующие на рынке программного обеспечения средства построения презентаций позволяют без программирования в короткий срок создавать, и при необходимости изменять, компьютерные презентации. Одна из самых эффективных программ для создания презентаций – Microsoft Power Point. Она позволяет учителю в короткие сроки создавать собственные презентации. Американские ученые Кэрол А. Поп и Джефри Н. Голуб рассматривают программу Power Point как инструмент, который может стимулировать изучение иностранных языков и как настоящий ключ к увеличению роста своих достижений.

Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивного использования компьютерных презентаций в образовании.

Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:

  • повысить мотивацию учащихся;

  • использовать большое количество иллюстративного материала;

  • интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;

  • вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

В данном случае компьютер служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний.

Красочно оформленные презентации вызывают большой интерес на начальном этапе обучения. Презентации решают проблему использования наглядного материала. Например, если раньше приходилось вырезать и приклеивать картинки на доску, то сейчас с помощью Интернет можно найти картинки и рисунки и сразу вставить на слайд. Если картинок много, то оформить несколько слайдов. Детям очень нравятся презентации.

Создание презентаций требует творческого подхода со стороны учителя и просто хорошего знания компьютера.

Таким образом, компьютер не заменяет учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. В настоящее время использование компьютера в учебном процессе очень актуально.

4.3.Деятельность учителя по выполнению социально-значимых функций

Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них мож-но выделить индивидуализацию обучения, интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности. Среди учеников 2-5-х классов ни одного класса, в котором группа учеников не была бы задействована в обучении английскому языку с применением ИКТ.

Обучение любому предмету в школе должно быть организовано так, чтобы ученику было интересно на уроке, чтобы он сам стремился получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять его усваивать учебный материал.

Часто ученики начальной школы связывают компьютер с играми, но задача учителя – научить детей использовать «умную машину» не только для игровых целей, но и для учебных.

Чтобы ученик продуктивно и деятельно работал на уроке, требуется использовать активные методы обучения. Они отличаются от других высокой вовлечённостью в учебный процесс обучающихся, побуждают быть активными, стимулируют мышление, обеспечивают запоминание главного. Нетрадиционные методы, формы занятий позволяют ребятам начальной школы научиться принимать решения в различных ситуациях. Ведь именно на этом этапе можно подготовить учащихся к использованию в учебной деятельности информационных источников, сформировать элементарные умения и приобрести навыки работы с компьютером. А уж его использование открывает большие возможности тогда, когда можно показать то, что на доске не изобразишь и словесно не опишешь. На мой взгляд, это и будет первым шагом учащихся в информационное образовательное пространство.

Первые уроки с использованием ИКТ строились на основе самостоятельно созданных презентаций по текущему материалу. Использование объяснительно-иллюстративного метода обучения позволяло рассказ сопровождать постепенно появляющимися кадрами, в том числе и с использованием анимации, на глазах у детей что-то рисовала, создавала графики и схемы. Ученики самостоятельно могли посмотреть различные варианты решения проблемы, переходя от слайда к слайду, и, если нужно, возвращались назад.

После объяснения нового материала иногда проводится проверка знаний дифференцировано, с различным уровнем сложности. Но все эти задания не пишутся на доске или карточке, а демонстрируются в презентации, давая ребёнку самому выбрать уровень сложности.

Часто на уроке перед учениками ставится задача и показываются различные пути её решения. Это могут быть наводящие и прямые вопросы, схемы, алгоритмы для получения конкретного результата, которые указывают путь размышлений. Всё это может появляться на экране монитора постепенно, по мере выполнения задания, где каждый следующий шаг нельзя преодолеть, не решив предыдущего.

В поисках решения, когда знания не даны в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно, учащиеся могут пользоваться различными средствами и источниками, т.к. учебник не всегда поможет в этом. При наличии различного мультимедийного программного обеспечения (словарей, дополнительной литературы, фильмов и т.д.) ребята учатся самостоятельно искать интересующий материал, при этом у них появляется возможность проработать его, выбрать главное для решения поставленной проблемы. На этом этапе можно дать понять ученику, что компьютер может использоваться не только для выполнения учебной задачи, но и для решения различных, не связанных с учёбой проблем ребёнка, развития его познавательных интересов.

Для ученика начальной школы важна постоянная смена деятельности на уроке, красочная наглядность. Добавим к этому эффект необычности, неожиданности — и мы получим один из шагов к мотивации в обучении младших школьников. А если ко всему прибавить анимационные рисунки, различные эффекты анимации, звук, музыку — и учитель на уроке станет в глазах детей просто волшебником.











5. Результативность опыта

Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, т.к. индивидуальной, прежде всего, является речь ученика. И действительно, речь ученика это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов и т.д. Можно сформулировать следующее правило: любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, т.е. исходить как бы из внутреннего я. Для достижения целей обучения, намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции учащихся необходимо, прежде всего, общение.

Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор.
Целостно-интегрированный подход представляет собой непрерывное взаимодействие субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, разума и чувств, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического.
Из всего вышеизложенного следует, что результатами использования новых компьютерных технологий являются индивидуализация обучения, повышение мотивации учеников при обучении иностранному языку, усиление обратной связи ученик-учитель, объективность оценивания знаний, умений и навыков (т.к. оценивание результатов проводится компьютером), облегчение сбора статистики, выявление слабых мест в знаниях и дифференциация обучения, изменение структуры занятости учителя, повышение уровня успешности.

Что же изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения английскому языку на уроках? Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Им это нравится. Компьютер реально помогает повысить интерес к изучению языка. Многие компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче. Следующий немаловажный фактор — это успешное использование индивидуальной формы работы. К примеру, в таком сложном разделе изучении языка как грамматика не всеми учениками легко усваиваются правила и структуры. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия.

Таким образом, использование компьютерных технологий раскрывает новые возможности для обучения иностранному языку и позволяет перейти на качественно новый уровень в преподавании.


Литература


  1. Владимирова Л.Н. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ. 2002. – №3. – 39-41с.

  2. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителей английского языка // ИЯШ. 2000. – №4. – 57-59с.

  3. Матвеева Н.В. Применение компьютерных технологий при обучении иностранным языкам //Информатика и образование. 2006. – №6. – 72-76с.

  4. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам // ИЯШ. 2003. – №5. – 25-31с.

  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.

  6. Соломахина И.А. Мультимедийные средства в обучении иностранным языкам // Школьные технологии. 2004. – №5. – 198-202с.



28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!