СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение коучинга в профессиональной деятельности»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коучинг — это особый вид работы коуча с людьми, благодаря которому человек добивается выдающихся результатов быстрее, радостнее и проще, чем он сам бы работал над их достижением.

Философия и принципы коучинга

  • Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни
  • Каждый человек обладает мощным потенциалом
  • В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха
  • Фокус на сильные стороны
  • Обучение на успехе, а не на ошибках
  •  Ориентир не на проблему, а на решение
  • Принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию

Направленность: из настоящего в будущее

Просмотр содержимого документа
««Применение коучинга в профессиональной деятельности»»

Курсакова С.Н. «Применение коучинга в профессиональной деятельности»:

Заморское слово «коуч» на российском рынке сегодня окутано ореолом мифов. Кто-то, заслышав, что ты коуч, старается держаться стороной, подозревая тебя в сектантстве. Другие смотрят на тебя, как на Бога, способного решить все твои проблемы. Есть и те, кто ищет лёгких денег, поэтому называют себя коучами, вне зависимости от того, чем они занимаются…

Что ж тут поделать? Такова суть современного человека – поддаться волне тренда, особо в неё не углубляясь…

И именно поэтому сейчас коучингом называют всё что можно и нельзя назвать. Встречая такое многообразие искажённых трактовок понятия «коуч» и «коучинг», будет не лишним вспомнить их истинное определение.

Поэтому, прежде чем ответить на вопрос: «Как стать коучем?», нужно для начала определиться, кто же это такой, коуч? А то есть риск стать тем, кем быть совсем не хочешь.

Посмотрите на эти картинки и скажите, что в них общего? (слайд №)

Тренер, наставник и репетитор (впрочем, как и вагон) перемещают человека в нужную точку, к желаемому результату. (Коуч – это английское слово, которое в переводе означает грузовой транспорт, это понятие иллюстрирует движение человека из одной точки в другую).

Предназначение коуча тоже в этом.

То есть коуч – это тот, кто помогает людям прийти в тот пункт назначения, куда им хочется прийти; добиваться тех результатов, которые люди хотят достигать; становиться такими, какими они хотят быть. Это тот, кто ведёт их вперёд к светлому будущему, делая это будущее настоящим.

Отличие в том, как они это делают? А также, какую позицию занимают во взаимоотношениях со своим подопечным.

Тренер, репетитор, наставник выступает в роли гуру, который знает, как нужно и в буквальном смысле «натаскивает вас».

А что бы сделал коуч?

Он не стал бы вас учить и показывать, как надо. Потому, что ему вовсе не обязательно все знать о предмете изучения. Он развил бы в вас навык самостоятельно учиться и преодолевать трудности!

И если бы вы решили изучать иностранный язык, он прежде всего, познакомившись с вами начал бы с:

  1. понимания вашей мотивации, чтобы она была источником вашего

вдохновения, когда вам захочется всё бросить:

-а почему вы решили изучать этот язык?

-а почему решили именно сейчас?

-а что изменится в вашей жизни, когда вы его выучите?

-почему для вас так важно выучить язык?

2. помог бы сформулировать цель:

-к какому сроку вы хотите выучить язык?

-на каком уровне вы будете его знать к этому моменту?

-как вы поймёте, что выучили язык на нужном уровне?

3. не предлагал бы вам готовых решений, программ и плана действий по

обучению языку.

Он бы задавал вам вопросы, а вы бы сами брали ответственность на себя за то, что

будете делать, двигаясь к своей цели.

И каждую новую встречу он задавал бы вам новые вопросы, вы бы сами давали себе домашние задания, которые вели бы вас к формированию нужного навыка.
Ещё он работал бы с вашими страхами, установками, например, с такими: «я столько раз учил(а)…у меня всё равно ничего не получится», «я не способен к языкам, я всегда это знал(а)»… В общем, он помогал бы вам рушить стереотипы и представления о себе, он бы работал с вашим внутренним состоянием, чтобы помочь вам «победить себя»! И стать лучшей версией себя!

Ведь недаром Тимоти Гэллви, один из основоположников коучинга, писал в своих книгах о спорте про «внутреннюю игру», развивая мысль о том, что самое главное — помочь избавиться человеку от внутренней неуверенности, тогда и проявятся скрытые способности. И повышать техническую нагрузку уже не потребуется.

Итак, только что, мы рассмотрели, в чём заключаются отличия в подходе коуча и таких специалистов, как тренер, репетитор и наставник.

Коучинг — это особый вид работы коуча с людьми, благодаря которому человек добивается выдающихся результатов быстрее, радостнее и проще, чем он сам бы работал над их достижением.

Философия и принципы коучинга

  • Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни

  • Каждый человек обладает мощным потенциалом

  • В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха

  • Фокус на сильные стороны

  • Обучение на успехе, а не на ошибках

  •  Ориентир не на проблему, а на решение

  • Принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию

  • Направленность: из настоящего в будущее

  • Нет оценкам и советам! Все ответы внутри человека - человек себя оценивает сам

  • Легкость и позитив

Итак, Коучинг рассматривает человека не пустым сосудом, в который можно поместить всё что угодно, он предлагает новую модель. 

Мы более похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Нам необходимы питание, поощрение и свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти в мощное создание уже заложена в нас.

Хорошая новость №1

Некоторые утверждают, что коучу не обязательно быть экспертом в вопросе, с которым к нему обратились. Так как он не даёт рекомендаций и советов, а, значит, не может навредить. Он просто задаёт вопросы, помогая расширить и активизировать познавательную и исследовательскую активность человека, который к нему обратился. А также через вопросы помогает человеку лучше понять себя, свои желания и внутренние препятствия на пути к ним и начать действовать. Наш министр образования Ольга Васильева, заявила, что например историю может преподавать человек, который ее любит, а не профессиональный историк.

Но вместе с тем, все таки важно, чтобы человек, который является коучем в какой-то конкретной сфере, сам был в ней успешен. Так, например, коуч по взаимоотношениям, будет выглядеть сомнительно, если он одинок и имеет за плечами 4 развода. Коучу по финансовым вопросам будет сложно довериться, если на нём застиранный до дыр пиджак и 3 рубля в кошельке, коуч преподаватель должен не просто научить ученика новому, а подвести обучаемого к тому, чтобы он сам сделал свой вывод. Поэтому, тем, кто начинает практику коуча, важно выбирать те направления для консультирования, в которых они сами успешны, а не те, которые являются их проблемной зоной. 

Хорошая новость №2 Коучу совсем не обязательно иметь психологическое или психотерапевтическое образование. Это связано с тем, что коуч не работает с психическими отклонениями и не ставит диагнозов. Следуя философии коучинга, каждый человек – это кладезь непознанного потенциала. Изначально по своей природе каждый человек здоров и уникален. Нужно просто помочь ему раскрыть этот потенциал и стать счастливым, следуя за своей мечтой. Более того, порой наличие психологического образования может даже мешать в практике коуча, потому что есть соблазн войти в роль эксперта-психолога, вместо того, чтобы быть в партнёрской коуч-позиции.

Хорошая новость №3

Ваш жизненный опыт – бесценен.

Быть коучем – это отличная возможность самореализации, а особенно для людей с богатым жизненным опытом. Очень сложно стать коучем молодому специалисту. Почему? – спросите вы. Потому, что самый главный инструмент коуча – это не вопросы, не упражнения и техники, которые вы можете прочитать в книжках или обучиться им на тренингах… Главный инструмент коуча – это его личность! Именно вдохновляя своей личностью, вы помогаете людям верить в себя, раскрываться и преодолевать все препятствия на пути к мечте! Поэтому если вам за… 40…50…60… вам есть, что сказать этому миру, вы глубже понимаете, видите, чувствуете…у вас есть огромное преимущество в том, чтобы быть востребованным коучем. 

Цель коучинга в обучении - помогать обучающимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате - достигать желаемых результатов.






Немного истории

ТИМОТИ ГОЛВИ

Всё началось с Тимоти Голви, который был автором концепции внутренней игры, которая легла в основу коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (TheInnerGameofTennis), изданной в 1974 году. Именно эту дату и можно считать датой рождения коучинга.

Идея внутренней игры пришла ему в голову во время работы инструктором по теннису.

Противник в голове гораздо опаснее соперника по ту сторону «сетки». Задача тренера — помочь игроку устранить или смягчить внутренние препятствия. В результате проявится природная способность человека учиться и добиваться эффективности. Цель «внутренней игры» — уменьшить любое вмешательство в раскрытие и воплощение полного потенциала человека.

Тимоти Голви

ДЖОН УИТМОР

Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 году.

Он развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту. Джон Уитмор — британский автогонщик, один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создатель популярной модели коучинга GROW.

Джон был учеником Тимоти Голви. В 2007 году получил награду президента Международной федерации коучинга (ICF), которой было отмечено признание его работы по продвижению коучинга во всём мире.

ТОМАС ЛЕОНАРД

Считается создателем коучинга в том виде, в котором мы знаем его сегодня.

Томас был консультантом по финансам. Однажды он обратил внимание, что самые успешные из его клиентов не столько просят его о консультации по финансам, сколько спрашивают личные бизнес-советы. Руководителям бизнеса и первым лицам компаний было интересно узнать, как быстро реагировать на меняющуюся экономическую обстановку, как эффективно управлять сотрудниками, а кто-то просто не мог сформулировать свои дальнейшие профессиональные цели.

Вот лишь небольшая часть достижений Томаса:

  • Основатель Университета коучей (CoachUniversity — www.coachu.com), Международной федерации коучей (ICF), Международной ассоциации сертифицированных коучей (InternationalAssociationofCertifiedCoaches — IAC)  и проекта CoachVille.com.

  • Разработал 28 персональных и профессиональных программ.

  • Автор шести книг для коучей и 14 внутренних эксклюзивных работ для студентов Университета коучинга.

  • Среди более 28 разработанных им программ у нас очень популярна CleanSweep.

Как развивался коучинг

  • С 70-х до середины 80-х — этап зарождения коучинга в США.

  • Середина 80-х — коучинг начал распространяться в США.

  • Середина 80-х — коучинг активизировался в Германии.

  • Конец 80-х — в Германии началось развитие персонала через коучинг.

  • Начало 90-х — в Европе и США стартовало разделение коучинга на специализации.

  • Середина/конец 90-х — в Европе и Америке коучинг активно набирает обороты.

  • С 2002 года и по сегодняшний день — фаза углубленной профессионализации.


Сегодня слова «коуч» и «тренинг» очень популярны.

В сети можно найти множество объявлений от тренеров личностного роста, бизнес-консультантов, практикующих психологов, коучей и прочих представителей интересных профессий, которые зазывают на свои тренинги. 
Отношение к коучингу в наше время полярное: кто-то восхваляет коучей, которые помогли полностью изменить жизнь и добиться успеха, кто-то упорно доказывает бесполезность данной профессии и называет всех тренеров мошенниками и обманщиками. 
Но есть и категория людей, что задумывается, как стать коучем, считая данную профессию подходящей для себя. 


Кто такой коуч и как им стать?

Слова «коуч» и «коучинг» пришли в русский язык из английского практически в первозданном виде. 
Впервые термин «коуч» появился в обиходе еще в 30-х годах ХІХ века благодаря студентам Оксфордского университета. 
И уже тогда коуч означал практически то же, что и сейчас: так называли тренеров, что помогали студентам готовиться к сдаче экзаменов. 
С тех времен профессия коуча видоизменилась и обрела более широкий спектр действия.

Преимущества работы коуча:

 Вы не будете умирать от скуки и рутины, потому что это действительно интересная профессия. 
 Сможете хорошо зарабатывать, когда сформируете клиентскую базу (для этого у вас должно быть не меньше 5 клиентов в год). 
 Будете постоянно знакомиться с новыми интересными людьми на тренингах. 
 Коуч не только учит учиться, но и постоянно учится сам, кстати, у каждого порядочного коуча должен быть свой коуч. 
 Сможете применять знания, которые передаете людям на тренингах, в своей повседневной жизни. 




Педагог в традиционном понимании

Языковой (лингво) коуч

Цель

Обучить навыкам владения иностранным языком в установленном объеме

Помочь создать образ «успешного себя»

Задачи

Подбор программы с учетом индивидуальных особенностей и задач (репетитор); презентация определенного объема информации и последующее его закрепление (школа).

Помочь клиенту достичь актуальных для него целей самым простым и коротким путем. В процессе работы раскрывается потенциал клиента, ищется внутренняя мотивация к обучению, повышается осознанность и ответственность за свои действия/бездействие, подбираются способы «вписать обучение в жизнь», снимаются индивидуальные барьеры, выявляются негативные установки о себе и формируются более эффективные.

Роль

Эксперт. Отношения иерархии.

Отношения партнерства, эмпатия, открытость. Создание безопасной среды.

Методики

Педагогические, чаще всего директивные: предлагаются формы работы, упражнения, методика

 

 

Коучинговые, максимально недирективные: развитие осознанности и ответственности за выбор, комплексного видения своего настоящего и будущего.

 

Индивидуали-зированность

Обучение часто построено по программе, по учебному комплекту. В группе слабо учитываются индивидуальные особенности восприятия и социокультурный контекст, т.е. «кто успел, тот и научился»

Взаимодействие максимально адаптированное под цели клиента, в том числе подбор материалов. При этом клиент буквально описывает, чем бы ему было оптимально пользоваться для достижения результата, а коуч (эпизодически в роли эксперта) лишь сокращает время на поиски нужных ресурсов.

Вовлечен-

ность

Пассивное восприятие указаний и инструкций. Частая проблема: отсутствие интереса в обучении, работа «из под палки», борьба с собой и пр.

100% активное участие в процессе создание программы и разработки стратегии обучения. Стимулирует на собственное творчество и открытия.

Ответствен-

ность

На педагоге

На обучающемся. Важно, что передавая ответственность, коуч помогает клиенту в полной мере присвоить себе все достижения.

Форма оценки

Работа над ошибками

Обратная связь, поддержка, празднование самых маленьких побед.

Конфиденциаль-ность

Часто отсутствует при работе с детьми и подростками.

Полная вне зависимости от возраста клиента.

Количество встреч

В зависимости от поставленных задач. Освоение языка может занимать годы.

1-10. Больше при желании клиента периодически (раз в 1-6 месяцев) делать сверку целей и стратегии обучения.



Новые ФГОС меняют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоят не столько в передаче знаний, умений и навыков, а  в личностном результате, формировании осознанной позиции ученика и будущего гражданина с активной позицией. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе или колледже.

Так что же такое коучинг? Это новый и для многих в нашей стране пока малоизвестный подход к развитию человека. Предтечей коучинга был профессор Гарвардского университета и спортсмен Тимоти Гэлвей (TimothyGallwey).

Коучинг (англ. coaching – обучение, тренировки) – это работа как с отдельным человеком или с группой, так и с организацией по постановке собственных целей и максимально быстрому достижению этих целей путем мобилизации внутреннего потенциала и освоения передовых стратегий получения результата. Коучинг больше помогает личности обучаться, нежели учит.

Коучинг позволяет педагогу, не забираясь в личностные проблемы, понять, что он может сделать для разрешения своих проблем и как направить своих учеников к наилучшему для них результату. У коучинга мягкая, не назидательная форма, которая активизирует ресурсы.

Коучинг – это искусство задавать сильные вопросы.

Коучинг – это построение своего будущего, это прорыв в будущее.
Логика применения коучинга в образовании

Цель коучинга в обучении - помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате - достигать желаемых результатов.

Основная задача коуча - поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.

Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей. Задача коуча - помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!»

Ключевые установки и ценности коучинга нам знакомы, они естественным образом включаются в любое учебное занятие:

  • развитие навыков целеполагания и проектирования,

  • разработка гипотез и продвижение проектов,

  • опора на творческую инициативу, позитивную мотивацию,

  • желание пробовать, ошибаться, идти дальше.

Что важно - они близки к форматам личностного развития, причем не только наших учеников, но и самих учителей. За счет глубокой включенности во взаимодействие учитель тоже получает стимул для изменения качества своей жизни.
Пять установок коуча, которые были сформулированы Милтоном Эриксоном:

«Люди хороши такими, какие они есть»;

«Люди уже обладают всеми ресурсами для успеха»;

«Изменения не только возможны, но и неизбежны»;

«Люди  действуют с позитивными намерениями»;

«Люди  делают наилучший выбор из возможных».
Как видим, в педагогичности установок не приходится сомневаться. Хороший педагог никогда не навешивает на детей ярлыки неисправимых, принимает всех, создает новые возможности для выбора. Он верит в желание ребенка быть хорошим, в то, что он стремится к лучшему; главное – учитель сам уверен в собственной способности меняться к лучшему.

Философия и принципы коучинга

  • Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни

  • Каждый человек обладает мощным потенциалом

  • В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха

  • Фокус на сильные стороны

  • Обучение на успехе, а не на ошибках

  •  Ориентир не на проблему, а на решение

  • Принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию

  • Направленность: из настоящего в будущее

  • Нет оценкам и советам! Все ответы внутри человека - человек себя оценивает сам

  • Легкость и позитив

Итак, Коучинг рассматривает человека не пустым сосудом, в который можно поместить всё что угодно, он предлагает новую модель. 

Мы более похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Нам необходимы питание, поощрение и свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти в мощное создание уже заложена в нас.

Технологичность коучинга

Почему реализацию коучингового подхода в обучении школьников можно считать образовательной технологией? Да потому, что он соответствует существующим определениям образовательной технологии и имеет все присущие ей компоненты. О.Б. Епишева трактует образовательную технологию как продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Модель процесса коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:

  1. Постановка цели и осознание её реальности.

  2. Анализ необходимых составляющих успеха.

  3. Анализ имеющихся возможностей.

  4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.

  5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.

Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) — это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами.

На этом пути ему поможет совместная работа с коучем, который будет оказывать действенную помощь, поддержку, делиться опытом: будет формировать своеобразную поддерживающую среду (для успешного достижения целей, ученику также необходима поддержка и признание его успехов со стороны всего класса, коллектива учителей и родителей, что тоже является результатом комплексной работы с учителем-коучем)

Работает коучинг и в общении  с родителями. И родители могут успешно применять коучинг в воспитании детей.

Коучинг и школьный урок

Если говорить о традиционной структуре урока и структуре коуч-сессии, то они удивительным образом совпадают. Это обстоятельство свидетельствует в пользу естественности применения коучингового подхода даже в этом основном элементе учебно-воспитательного процесса.

 ВОЛШЕБНЫЕ ВОПРОСЫ КОУЧИНГА

Это открытые вопросы. Вопросы о будущем.

Вопросы по коучинговой модели GROW

Модель представляет собой логическую последовательность в задавании вопросов.

G – goal – цель (чего хотим достичь?)

R – reality – реальность (что есть на данный момент?)

O – options – варианты (каковы варианты/возможные пути достижения желаемого)

W – way&will – путь и намерение (какой вариант выбираю, каков конкретный план действий?)

Выводы

Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, особенно на старшей ступени образования, т.к. именно старшеклассники уже готовы ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, но не знают как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.

Во вторыхкоучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования (по крайней мере, нам пока неизвестна наиболее личностно-ориентированная и конкретная образовательная технология), а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

Успехов на пути мастерства!

 





Техника быстрого коучинга. Как за 10-15 минут проблему превратить в решение.

Статьи / Прочее

Или : как построить беседу так, чтобы в короткое время ваш партнер самостоятельно смог решить сложную ситуацию.

Мы живем в очень динамичное время. Темп жизни у многих из нас достаточно высокий, у нас много целей и задач, которые мы хотим достичь и реализовать часто в очень сжатые сроки. И в нашей жизни часто возникают ситуации, когда мы испытываем нехватку времени и к нам обращается наш клиент, коллега, партнер или друг с просьбой помочь ему в решении какой-либо сложной ситуации.

Возможно, что Вы обладаете необходимой профессиональной квалификацией, но время  для проведения полноценной коуч-сессии ( так называется в терминологии коучинга консультация) ограничено, а отказать, например, не всегда бывает возможно или уместно. Тогда эта статья о «быстром коучинге» Вам будет полезна.

Также, я допускаю, что возможно, пока у вас нет знаний, умений, навыков, но попробовать применить коучинг все-таки есть желание, или же вы просто хотите помочь своему подопечному выбраться из «тупика». В таком случае, данная статья будет полезна и Вам.

Возможно, что вы уже что-то знаете о коучинге, возможно вы только знакомитесь с этим методом, и эта статья является вашим первым шагом на пути познания данной технологии. 

Так или иначе, я предлагаю определить, что же это такое. В настоящее время есть множество различных определений этого термина. Однако, создатель метода Тимоти  Голлви , в книге «Работа как внутренняя игра»  (2001 г.) дает следующее определение: « Коучинг-это искусство с помощью беседы и поведения создавать среду, которая облегчает движение человека к целям, при этом человек получает удовлетворение».

Прежде чем начнем изучение одной из техник коучинга, я хотел бы предложить Вам вспомнить и поразмышлять вот о чем. У вас наверняка были ситуации, когда кто-то из ваших близких или коллег по работе, партнеров в бизнесе сталкивался с какой-то сложностью, трудностью, и обращался к Вам за помощью. С такими ситуациями сталкиваюсь и я.

Давайте вспомним какой-нибудь похожий случай. Что мы обычно чаще всего делаем в такой ситуации, если искренне хотим помочь нашему собеседнику? Выслушиваем его ситуацию. Правильно. Потом обычно (я не говорю сейчас про тех, кто уже практикует коучинг)))  начинаем думать над тем, какое решение предложить…Так? Соответственно, предлагаем это решение, а говоря иначе, даем совет о том, как правильно по нашему мнению, нужно поступать нашему собеседнику для того, чтобы он смог разобраться со своей ситуацией.

Мне довелось в свое время работать в качестве руководителя, и я делал все точно также. Мои сотрудники обращались ко мне, получали готовую рекомендацию, выполняли ее…  И возвращались вновь, чтобы получить очередной готовый совет по поводу решения текущих сложностей, возникавших в их работе. Какое-то время подобный стиль общения мне очень нравился. Появилось чувство значимости, важности той роли, которую я играл в жизни своих сотрудников. Я знаю, как решать все их проблемы. Я контролирую ситуацию. Эйфория длилась весьма недолго. В какой-то момент я осознал, что ощущаю себя нянечкой в детском саду, а мои подчиненные – это дети, которые без того, чтобы не спросить какую-нибудь мелочь, сами ничего не предпринимают)))   Вся ответственность за принятие ими решений лежала на мне. 

Я начал изучать разные методы построения эффективного взаимодействия в профессиональной сфере, и познакомился с коучингом. Применяя методы коучинга в решении текущих задач, я научился тому, как построить беседу так, чтобы сотрудники сами могли находить варианты решения своих задач, сами брали на себя ответственность за их реализацию, и за результаты. Моей задачей было лишь сопровождение до цели и получение обратной связи о результатах и дальнейших планах достижения целей. Количество обращений ко мне от сотрудников снизилось, появилось больше времени для решения своих актуальных рабочих задач.

Если отвлечься от работы и перенести внимание на сферу, например, дружеских взаимоотношений, могу вспомнить не об одном примере, когда искренне желая помочь друзьям в решении их сложностей, я давал готовые решения. Думаю, что подобные ситуации знакомы и Вам. Друзья мои советы  принимали,  делали так, как я сказал, но ситуации не решались, или еще хуже, мои советы приводили к ухудшению. И я слышал от друзей фразы, такие как, например: «Ну, вот, помнишь, ты мне посоветовал ерунду какую-то, ничего не получилось, только хуже все стало. Не знаю, как Вы, а я честно скажу: не очень приятно себя чувствовал. С одной стороны вроде хотел помочь, а с другой стороны, все испортил…

Тот вид помощи другим людям, о котором мы сейчас рассуждали, называется экспертным консультированием. Экспертное консультирование базируется на том, что вы, находясь в некоторой ситуации неопределенности по поводу какой-либо задачи, обращаетесь к специалисту (эксперту) в данной области. Он дает определенные рекомендации, советы по поводу решения вашей задачи, исходя из собственного опыта, набора знаний и умений в решения подобных вопросов, или из опыта других экспертов в данной области, и вы эти рекомендации выполняете. Данный вид помощи наиболее эффективен в профессиональных узкоспециализированных сферах, например, в юриспруденции, медицине, бухгалтерском учете, и т.д., где требуется набор конкретных рекомендаций от специалиста для решения вашей задачи.

Коучинговый формат взаимодействия опирается на знание о том, что решение уже есть, и оно самое лучшее. Оно присутствует в каждом человеке или группе людей, как определенный опыт, которым обладает каждый из нас. Даже если такого опыта нет, его всегда можно приобрести. При этом коуч в процессе работы создает условия для того, чтобы человек сам осознал свое решение определенной проблемы, нашел альтернативные варианты того, что ему нужно делать, доверяя своей мудрости, определил способы, с помощью которых он будет достигать желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный из них и сам наметил основные этапы достижения цели.

Иначе говоря, коучинг- технология, которая не обучает тому, как правильно что-то делать, или как правильно разрешить какую-то ситуацию, или как правильно дать совет. Этот метод предполагает, что все ответы, все решения, все возможности уже есть в каждом из нас, и нужны лишь определенные условия, для того, чтобы эти ответы, решения были найдены, осознаны и реализованы.

Формат взаимодействия в коучинге предполагает, что вы как коуч, помимо того, что внимательно слушаете своего подопечного,  задаете определенным образом сформулированные вопросы. Цель вопросов – направить внимание вашего подопечного,  например, на осознание текущей ситуации, сфокусировать его внимание на каком-то аспекте, прояснить фразу, и т.д. Советов, рекомендаций  о том, как правильно поступить в той или иной ситуации, в коучинге не предполагается.

Как я уже говорил ранее, иногда случаются ситуации, когда вы испытываете нехватку времени и к вам обращается ваш коллега, партнер или друг с просьбой помочь ему в решении какой-либо сложной ситуации.

Я бы хотел попросить Вас вспомнить сейчас похожую ситуацию. Если не вспоминается, тогда попробуйте предположить, что как если бы здесь и сейчас к вам обратился кто-то с просьбой помочь ему решить какую-то проблему. Вы можете сами определить, кто это будет: ваш коллега по работе, товарищ, партнер в ваших взаимоотношениях.

Как я уже говорил ранее, иногда случаются ситуации, когда вы испытываете нехватку времени и к вам обращается ваш коллега, партнер или друг с просьбой помочь ему в решении какой-либо сложной ситуации.

Я бы хотел попросить Вас вспомнить сейчас похожую ситуацию. Если не вспоминается, тогда попробуйте предположить, что как если бы здесь и сейчас к вам обратился кто-то с просьбой помочь ему решить какую-то проблему. Вы можете сами определить, кто это будет: ваш коллега по работе, товарищ, партнер в ваших взаимоотношениях.

Используя модель, приведенную далее, вы можете провести эффективный сеанс коучинга всего за 10-15 минут. Важно отметить, что задав очередной вопрос, дослушайте ответ собеседника, не перебивая, не комментируя, не давая оценок. Когда в ответах вашего подопечного будут появляться большие паузы, старайтесь их выдерживать. Он в данный момент размышляет, ищет варианты, слова. Не торопите его, задавая следующий вопрос.

Итак, я предполагаю, что вы вспомнили или представили такую ситуацию.

1). Попросите подопечного в общих чертах описать сложную ситуацию. Попросите его использовать только факты. Используйте вопросы:

Как давно возникла ситуация?

В чем сложность ситуации?

Какие есть конкретные примеры того, что ситуация является сложной?

Какие еще есть факты, подтверждения?

Что ты предпринимал для решения этой ситуации?

Как ты понимаешь, что эта ситуация требует решения?

Зачем тебе ее решать?

Чем может быть важно ее решить?

Что случится, какие изменения произойдут, когда ты ее решишь?

Чем это может быть для тебя ценно?

А это чем может быть тебе полезно?

2) Попросите его описать желаемое решение данной ситуации. Иными словами, рассказать, каким он видит конечный результат успешного решения.

Не пытайтесь решить ситуацию как можно быстрее, не торопитесь задавать следующий вопрос, дослушивайте ответы, не давайте советов, просто отмечайте все высказанные подопечным идеи. Их можно запоминать, или записывать кратко, тезисно на бумаге. Используйте вопросы:

-Какое решение было бы для тебя идеальным?

-Опиши тот результат, про который ты рассказываешь.

-Представь, что как если бы ситуация уже разрешилась наилучшим образом.

-Притворись представить, что это произошло прямо сейчас.

-Опиши,  где ты находишься в этот момент?

- Что ты видишь?

- Что слышишь?

-Какая это дата, месяц, год?

-Как ты понимаешь, что ситуация решилась так, как ты хочешь?

-Какие есть доказательства того, что ситуация решена эффективно для тебя?

-Чем это для тебя ценно?

-Чем это полезно?

-Как ты себя сейчас чувствуешь, когда ты решил эту ситуацию?

-Расскажи подробнее, какие эмоции ты сейчас испытываешь?

-Где в теле больше всего это ощущается?

-Опиши, как это выглядит.

-Расскажи, как ты это чувствуешь.

-Кем ты себя сейчас ощущаешь?

-В какой роли ты себя видишь?

3) Создаем стратегию решения. Попросите подопечного находиться в том моменте, когда ситуация решена для него наилучшим образом, и удерживать то состояние, в котором он находится. Можно предложить ему положить руку на то место, где в теле находится самое яркое ощущение. Рекомендации здесь те же, что и в предыдущих пунктах. Ваша задача как коуча на данном этапе- помочь обнаружить способы, варианты решения.

Задавайте вопросы:

-Расскажи, каким образом ты действовал, чтобы решить эту ситуацию?

-Что ты делал?

-Как именно?

-В какой последовательности?

-С чего начал, какой был первый шаг?

-Какие знания, умения или навыки, способности тебе пригодились?

-Какие знания, умения, навыки, способности ты приобрел, получил, для решения ситуации?

-Где именно, каким образом ты это делал?

-Какие еще ресурсы тебе были нужны для того, чтобы наилучшим образом решить эту ситуацию? (Ресурсы- информация, время, знания, умения, навыки, опыт, привлечение других людей, и т.д.)

-Как ты можешь их получить, приобрести?

-Мог ли ты к кому-то обратиться?

-Если да, то к кому?

-Какие могли быть еще варианты для решения?

-Что бы ты мог сделать иначе?

-Что бы ты делал по-другому?

-Как именно?

4) Создаем реальную стратегию решения.

В предыдущем пункте мы исследовали некоторые варианты того, как ваш подопечный мог бы решить свою ситуацию, а также, описали способы, которыми он может действовать, ресурсы, которые он использовал, и возможные дополнительные варианты решения.

На данном этапе вам нужно сформулировать и конкретизировать первые шаги, определить сроки, требуемые ресурсы, и те, что необходимо привлечь.

Здесь можно озвучить ответы вашего подопечного на заданные вами в п.3 вопросы, и уточнить, что из перечисленного наиболее реально и эффективно применить для решения. После этого задавайте вопросы:

-Что из перечисленного реально сделать в ближайшее время?

-Что еще можно сделать?

-Какие ресурсы тебе помогут это сделать?

-Какие дополнительные ресурсы нужно привлечь?

-Каким будет первый шаг?

-Когда ты его можешь сделать?

-Каким будет второй шаг?

-Когда ты его сделаешь?

4) Подведение итогов. На данном этапе полезно подвести некое резюме вашему взаимодействию. Помочь вашему подопечному осознать, что нового для себя он выяснил, на что обратил внимание, чем ему ваша совместная беседа может быть полезной, ценной. Задавайте вопросы:

-Что нового ты узнал?

-На что обратил внимание?

-Какой новый опыт у тебя сейчас появился?

-Чему ты научился?

-Было ли в этой беседе для тебя что-то полезно?

-Что именно для тебя было полезным?

-Чем это понимание ценно?

-Как будешь использовать этот опыт?

Ну, что ж, вот мы с вами и освоили одну из техник коучинга, которая не требует много времени, но позволяет направлять внимание ваших подопечных на самостоятельный поиск решений  их сложных ситуаций.

Прежде чем использовать ее с кем-то я бы рекомендовал попробовать ее с самим собой. Для этого нужно вспомнить вашу ситуацию, которая требует решения, или нет понимания, как ее можно решить, и после того, как вспомните ситуацию, ответьте на вопросы по каждому пункту. Ответы записывайте, или запоминайте.

Строгую последовательность вопросов, указанную в упражнении соблюдать необязательно. Важно понять, какова структура беседы, и следовать своему внутреннему «Я». Ведь коучинг- это не набор последовательностей задавания вопросов и жестких алгоритмов, следуя которым можно научиться решать любые ситуации и помогать другим достигать их целей легко и с удовольствием. Помните, первое слово в определении коучинга, которое дал Тимоти Голлви: коучинг- это искусство…А значит, вдохновение, творчество, новаторство. Доверяйте своему потенциалу, и он будет вас вести.

Если вы стали применять эту технику для помощи другим, и на ваш взгляд, что-то пошло не так, не верно, действуйте, так как если бы все было в порядке, и просто продолжайте беседу в комфортном для вас режиме. Тимоти Голлви пишет так: « - Роль коуч-консультанта заключается  не в том, чтобы давать советы, или консультировать. Я просто прошу человека начать думать о проблеме вслух и позволить мне «подслушать» его мысли». Иногда разговор с понимающим, заинтересованным  собеседником, да и просто, проговаривание ситуации  вслух помогает осознать ее лучше, и найти решение.

Я буду искренне признателен за ваши комментарии, и вопросы относительно данной статьи, и вообще, относительно различных аспектов коучинга. Если эта статья Вам была полезна, не забудьте поставить «лайк». Буду рад, если поделитесь своими результатами, расскажите о том, что получилось, или просто, поделитесь своим опытом, или сообщите,  что бы вы хотели узнать еще. 

Ну а в следующей статье, посвященной изучению техник быстрого коучинга мы поговорим о том, как за 10-15 минут вернуть мотивацию к достижению цели

Благодарю Вас за ваше терпение и за то, что дочитали.

Желаю, чтобы достижение ваших целей приносило удовольствие!

 



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!