СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение личностно-ориентированных технологий в рамках современного урока химии»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Применение личностно-ориентированных технологий в рамках современного урока химии»»

Обобщение педагогического опыта учителя химии МОУ «СОШ №8» г. Саранск Саканян Жанны Рустамовны

«Применение личностно-ориентированных технологий в рамках современного урока химии»

  1. Суть личностно-ориентированного обучения (ЛОО) на уроках химии

Личностно-ориентированное обучение с сочетанием метода проблемного обучения, который я также использую в своей практике, обеспечивает учет возможностей и способностей учащихся, а также создает необходимые условия для дальнейшего развития их индивидуальных способностей. Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

При личностно ориентированном обучении химии изменяется сам подход к образовательному процессу, который конструируется на основе следующих идей:

  • ученик является центральной фигурой;

  • главной является деятельность познания химии, а не ее

преподавание;

  • приоритетными становятся самостоятельное приобретение учащимися химических знаний из различных теоретических источников и при выполнении химического эксперимента, а также применение полученных знаний о веществах, материалах и химических процессах как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной и бытовой

деятельности;

  • совместные с учителем и одноклассниками активные формы обучения химии имеют главенствующее значение для развития личности учащихся, а запоминание и воспроизведение знаний по предмету при этом отходят на второй план;

  • в процессе общения учителя химии с учеником в любых ситуациях должно проявляться взаимное уважение к личности, а не назидание и со стороны учителя.

Целью обучения ЛОО является не только овладение знаниями, умениями, навыками, интеллектуальное развитие каждого ученика на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, но и формирование коммуникативных умений, нравственное воспитание личности, и в первую очередь воспитание таких общепризнанных ценностей, как открытость, честность, альтруизм, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь.

В рамках требований к современному образованию задача учителя сформировать начала компетентных, конкурентно способных специалистов. Современный выпускник школы должен быть готов к активной творческой деятельности, обладать определенным объемом знаний, методами и приемами, позволяющими осуществить трудовую деятельность, а также современными ценностями, быть готовым к межличностному и межкультурному общению как внутри страны, так и за рубежом. Цели данного метода полностью соответствуют современным стандартам образования, формируя «жесткие» и «мягкие навыки».

Используя традиционные методы обучения на уроках химии возникла проблема в отсутствии мотивации, поисковой направленности, личностноориентированного материала, а отсутствии творческого подхода и в открытии нового знания. Поэтому я совмещаю в работе традиционные методы обучения с ЛОО, а также с продуктивными, интерактивными технологиями. Данная методика показала свою эффективность, зафиксировав в повышении заинтересованности учащихся в предмете «Химия», повышения успеваемости учащихся в ряде заданий, в привлечении учеников к исследовательской работе, развития внимания на уроках, развития навыков поискового чтения, работы с информационными технологиями, развитие навыков сотрудничества, а также результативность воспитательных целей. По началу я считала, что данные технологии способны успешно реализоваться столько в классах с высокой успеваемостью и заинтересованностью в обучении, однако, грамотно распределив роли в дебатах, дискуссиях, ролевых играх, каждый ученик сможет проявить свои интеллектуальные, коммуникативные способности, поделиться личным опытом, что поможет сформировать критическое мышление, анализировать, обобщать, формировать картину мира.

Я использую в своей практике 5 основных технологии ЛОО:

технологию проектной деятельности, игровую, информационнокоммуникационную технологию, интерактивную, ролевую игру.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, высказывать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Совместная деятельность учащихся в процессе познания означает, то каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что даёт возможность получать не только новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Для этого на уроках организуется индивидуальная, групповая и парная работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения. ИТИ могут быть использованы не только во внеклассной и внеурочной работе, но и на уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного, контроля знаний учащихся и т. д.)

Наиболее сложны и трудоемки деловые и ролевые игры. Проведение подобных игр позволяет достигать следующих целей: научить учащихся выделять главное в содержании учебного материала, излагать его в краткой форме; развивать навыки анализа текста, ассоциативное мышление, самостоятельность суждений, способствовать самоопределению учащихся, развивать коммуникативные способности, расширить кругозор, повторять и обобщать изученный материал.

  1. Применение технологий ЛОО

«Дерево решений» – это инструмент прогнозного моделирования, применяемого в ряде различных областей. На уроках ученики, как правило, делится на группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем “дереве” (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

«Мозговой штурм»

На уроках введения нового материала на начальном этапе я использую технологию «мозговой шурм», который является одним из

методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Данная технология позволяют быстро активизировать и систематизировать знания.

«Дебаты», «экспресс – дебаты» Дебаты на уроках химии:

Проблемные дебаты (затрагивают ключевые, дискуссионные проблемы)

Экспресс-дебаты по мини-проблемам (по материалам учебника или рассказу учителя, при закреплении учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности).

Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой – либо проблеме.

В форме дебатов могут проводиться повторительно-обобщающие уроки.

Преимущества «Дебатов» перед другими технологиями

  • междисциплинарность;

  • сочетание развития интеллектуальных навыков и навыков

практической деятельности;

  • представление учащимся различных средств для самореализации и самообразования;

  • способность формировать социальную ответственность,

обусловленность поступков;

  • открытость для взаимодействия с другими педагогическими технологиями.

Я использую технологию дебаты в своей педагогической деятельности

в модифицированном формате. Они помогают сформировать коммуникативные навыки, монологизированные речи, быть внимательным и терпеливым к собеседнику, грамотно реагировать на ответы собеседника, замечания и вопросы модератора.

«Аквариум»

Прием «Аквариум» – это «спектакль». Наблюдатели, критики, эксперты и аналитики – эти роли распределяются учителем среди зрителей. Преподаватель так же выбирает пару и/или более учащихся на роль актеров. Последние выступают внутри круга, образованного зрителями. Например, если на уроке иностранного языка изучается тема «эмоции и чувства» («Feelings and emotions»), то студентам можно предложить разыграть аквариумную сценку-диалог. Выбор текста диалога не принципиален. Это может быть ситуация, соответствующая возрастному уровню класса.

Перед «актерами» ставится задача передать определенные чувства и черты характера героев. Задание для наблюдателей/зрителей – определить весь тот спектр чувств, которые выражают актеры в центре круга. Так же и сами ученики могут выбрать героев, эмоции и чувства которых они готовы передать/обсудить охотнее.

Задача наблюдателей – активно наблюдать за происходящей инсценировкой, соглашаться или наоборот не соглашаться с происходящим.

Внешний круг может выходить с блокнотами, делая необходимые заметки. Перед ребятами внешнего круга может стоять широчайший спектр задач. Так же конкретное задание преподаватель может определить для каждого отдельного наблюдателя, учитывая индивидуальные особенности характера и цели обучения.

Учитель включается во внешнюю группу, задачи которой сводятся к наблюдению, обсуждению и дополнению поставленного вопроса.

Способ подачи выступлений

  • Возможны два варианта высказываний. Каждый член внешней группы озвучивает свое мнение, периодически прерывая речь внутренней группы, при этом дополняющий должен стать возле того ученика, мнение или высказывание которого он хочет дополнить.

  • Второй вариант учитель ждет логической паузы в диалоге или монологе. И дает сигнал для начала «прений» внешнего круга, который должен к этому моменту успеть сделать достаточно пометок и выступить с собственными замечаниями. После чего работа центровой группы может быть возобновлена.

«Ролевые игры»

В своей практике я систематически использую игровые формы организации контроля знаний и постоянно замечаю, как это повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и предмету в целом, как учащиеся, которые в последнее время так мало читают, вдруг начинают листать книги, справочники, энциклопедии. Так на уроках, при изучении тем, связанных с экологией, например по теме “Природные источники углеводородов и их переработка”, применяю ролевые игры с применением экспертных групп. Класс разбивается на две группы: “специалистов” и “журналистов”. Первые подбирают материал и подготавливают наглядное пособие. Вторые готовят вопросы, которые они должны задавать во время игры.

  1. Перспективы

В данный момент я работаю над рациональным распределением времени, включая в урок данные технологии, так как интерактивные методы обучения состоят из заданий, занимающих большее количество времени, чем нужно. Поэтому, для ускорения, активизации знаний и освоение материала я готовлю к уроку наглядное пособие в виде плакатов, картинок, раздаточного материала, которые ориентируют их в теме, целях, задачах урока. На уроках мы с учениками рассматриваем интердисциплинарность в химии, поэтому в исследовательской и творческой проектной деятельности они отражают метапредметные знания, пользуясь также метапредметными подходами в изучении тему.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!