Применение личностно-ориентированных технологий в работе педагога-психолога.
Основная задача личностно – ориентированных технологий - это раскрыть индивидуальность обучающегося, помочь развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Цель технологии – работать с каждым обучающимся в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Направления личностно-ориентированных технологий:
Гуманитарно-личностные технологии, отличающаяся своей гуманистической сущностью (в добре, ласке как основном средством) подчеркивающих право обучающегося на собственный путь развития.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый-ребенок»
Формы организации личностно-ориентированной технологии
Наблюдение
Игры, квест-игры, упражнения
Экспериментальная и проектная деятельность
Тренинги
Консудьтации, беседы
Диагностика
Участие в конкурсах, олимпиадах
Личностно – ориентированную технологию применяю на групповых занятиях по реализации психопрофилактической психолого – педагогической программе «Секреты общения» в 6 классе. Программа построенна на методическом пособии автором Шиманской Виктории Александровны - Доктор психологии, автор более 50 книг по развитию эмоционального интеллекта, бизнес-тренер,
Преподает психологию в образовательных учреждениях страны: в МГИМО, Московском институте психоанализа, Московской бизнес-школе управления Сколково, EQ MBA при Московской Торгово-Промышленной Палате.
В пособие: Где живут эмоции? предлагается в игровой форме познакомиться обучающимся с разными чувствами, лучше узнать себя и проработать отрицательные эмоции.
Всего в пособии четыре раздела:
1 - знакомство с собой: обучающиеся рассказывают о себе тем самым развивается необходимый для правильной коммуникации навык самопрезентации, обучающиеся узнают о своих сильных сторонах и чертах характера.
2 - знакомство с эмоциями: подробно разбирается пять основных эмоций: страх, радость, грусть, гнев, интерес. Через выполнение заданий обучающиеся смогут замечать эмоции и отделять их от себя. Научаться принимать свои чувства. Попробуют находить в них пользу для себя и окружающих.
3 - управление эмоциями и настроением: собраны практики с помощью которых обучающиеся узнают как поднять себе настроение, как спокойно реагировать на неприятные ситуации, как справиться с нежелательной эмоцией.
4 - планирование и достижение целей: как правильно ставить цели и выполнять их, научаться планировать, приобретет навыки самоорганизации и самоконтроля.
Предлагаю вашему вниманию, блок упражнений знакомство с эмоцией гнев:
Портрет гнева: Когда с нами происходят неприятные события. Тогда мы начинаем злиться, раздражаться, а мир вокруг нас окрашивается в краски гнева. Обучающимся предлагается познакомиться со своим гневом, нарисовать как он выглядит.
Коробка гнева: полезно знать, что тебя злит. Не зря говорят: «Предупрежден - значить вооружен». Необходимо написать или нарисовать на коробке гнева то, что может вывести их из равновесия. А в настоящую коробку можно сложить то помогает понять свой гнев и успокоиться (это могут быть кроссовки для занятия бегом, чай, карандаши…..
Лабиринт гнева: задание развивает навык умение говорить о своих переживаниях, не затаивая их, не проявляя слишком бурно. Понимать причины эмоций и действий, основанных на них.
Звездное дыхание: задание тренирует важный навык самоконтроля, учит влиять на эмоцию через дыхание, а также переключать внимание с внешних раздражителей на себя.
Ловушка гнева: гнев может перерасти в агрессию. Чтобы этого не случилось, давайте потренируемся его останавливать. С помощью ловушки для гнева. Существует много способов проявить злость, не навредив другим.
Личностно ориентированная технология с группой обучающихся на занятие по теме « Ловушка для гнева» прослеживается:
На начало занятия: проводилась индивидуальная оценка эмоционального состояния обучающихся (радость, обида, грусть), а так же психофизиологического состояния (усталость, возбуждение).
Во время выполнения упражнения:
1 обучающийся отказался выполнять данное упражнение, но глядя на группу детей выполнявших задание все таки выполнил, другой высказал и написал свое мнение как можно устранить гнев (свойственно только ему), остальная группа обучающихся высказывалась и участвовали в обсуждении, кто – то не знал как можно успокоиться, слушал и записывал высказывания других.
Во время рефлексии занятия: задавались вопросы не только что узнали нового, но и то что понравилось, чтобы вы хотели выполнить еще раз, а чтобы вы хотели изменить.
Предлагаю выполнить упражнение Ловушка для гнева.