СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение логарифмов при решении задач по биологии

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение логарифмов при решении задач по биологии»


Ткачева Наталия Николаевна,

учитель математики высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №25»


Шарафутдинова Ольга Николаевна,

учитель химии высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №25»


Развитие метапредметных умений обучающихся является одним из обязательных требований нового стандарта. Эффективным средством реализации этих умений является многопредметный интегрированный урок, который имеет преимущества перед традиционным монопредметным уроком. Интегрированный урок развивает потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности урока. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития различных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применять теоретические знания в конкретных жизненных ситуациях. Использование технологической карты урока позволяет организовать учебный процесс более эффективно.


Технологическая карта урока


Предмет

Биология, математика

Класс

10

Тема урока

Применение логарифмов в решении биологических задач

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений

Форма урока

Урок-практикум

Цели

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Задачи

Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания по темам «Прокариоты», «Логарифмы. Свойства логарифмов».
Развивающие: развивать познавательный интерес к биологии и математике; создавать условия для формирования учебных умений школьников при выполнении практических действий; формировать умение выявлять сущность наблюдаемых процессов; устанавливать причинно-следственные связи; получать, обрабатывать и анализировать информацию; развивать умение логично излагать свою точку зрения.

Воспитательные: формировать умение работать в группах; развивать чувство товарищества и взаимопомощи; воспитывать толерантные отношения в классе.

Планируемые результаты

Предметные

По биологии: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности прокариот как представителей безъядерных организмов, решать расчетные и качественные задачи на значение прокариот природе и жизни человека.

По математике: Знать определение и свойства логарифмов.

Уметь применять свойства логарифмов в разных ситуациях.

Иметь представление о практическом применении логарифмов.

Личностные: рефлексия собственной деятельности, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Метапредметные: выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи, умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.

Межпредметные связи

Химия, биология, экология, математика, литература.

Ресурсы:

Интерактивная доска, компьютер, документ-камера для проекции заданий на экран. Индивидуальные задания для групп, оценочные листы для учащихся.

Технология

Интегрированное обучение



Формы контроля

Самоконтроль, взаимоконтроль

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный этап (1 мин.)

Личностные УУД: самооценка и готовность к уроку.

Метапредметные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Озвучивает эпиграф урока: «Математика – это язык, на котором написана книга природы» (Г.Галилей)

Приветствуют учителя, настраиваются на учебу.

2.Этап актуализации знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (10-12 мин.)

Личностные УУД: умение осознавать значимость своих знаний.

Регулятивные УУД: умение обнаружить и сформулировать учебную проблему, определить цель учебной деятельности.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, умение преобразовывать информацию, умение анализировать.

Учитель математики:

Краткий анонс темы «Логарифмы». Свойства логарифмов. Были ли трудности? В чем?

Предлагает сформулировать тему урока, цели и задачи.

Учитель биологии: Краткая диалогическая беседа по вопросам.

1.Систематическое положение прокариот.

2.Особенности строения клеток прокариот.

3.Значение прокариот в природе и жизни человека.

Предлагает сформулировать тему урока, цели и задачи.

Проводим «мозговой штурм».

Принимают участие в беседе. Формулируют тему урока, цели и задачи. Решают задания «мозгового штурма» (работают в парах)






3.Этап самостоятельного осмысления (10-15 мин.) Со звонком проводится физкультминутка (1 мин)

Личностные УУД: умение формировать адекватную самооценку, умение видеть и признавать свои ошибки.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, выбирать необходимую информацию, анализировать ее, строить логические рассуждения.

Регулятивные: видеть конечный результат.

Коммуникативные: умение самостоятельно организовать учебное взаимодействие группах.

Предметные: умение решать задачи биологической направленности.

Предлагает решить задачи по биологии и математике. После завершения работы просит учеников озвучить решения задач, предлагает учащимся принять участие в обсуждении решений, дополнить ответы. Напоминает о заполнении таблицы самооценки.


Работают в группах. После окончания работы озвучивают ответы, аргументируют свое решение, отвечают на вопросы учащихся, дополняют ответы. Заполняют таблицу самооценки.

4 этап. Домашнее задание (2 мин.)

Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока; умение оценить себя.

Метапредметные УУД: умение делать выводы.

Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях.

Предлагает разобрать домашнее задание.

Слушают содержание домашнего задания.

5 . Этап рефлексии (10-15 мин.)

Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, умение оценить себя, видеть свои ошибки.

Метапредметные УУД: умение делать выводы.

Давайте подведем итоги урока.

Что же вы узнали нового на уроке?

Достигли ли мы цели урока?

Поставленные задачи выполнили?

Предлагает выполнить итоговый тест

«Билетик на выход».

Осмысливают ответы, озвучивают их. Суммируют баллы в таблице самооценки, оценивают свою работу на уроке. Решают задания итогового теста «Билетик на выход».








Приложения к уроку.


Приложение 1.


Оценочный лист ___________________________________

(фамилия, имя)


задания

макс.балл

самооценка


1

Парная работа по математике

5



2

Парная работа по биологии

5



3

Групповая работа по биологии

10



4

Групповая работа по математике

10




Итого: по биологии

15


«5» -13-15 баллов, «4» -10-12 балла, «3» - 6 - 9 баллов


по математике

15


«5» -13-15 баллов, «4» -10-12 балла, «3» - 6 - 9 баллов















Приложение 2.


Задания для работы в парах


  1. Найдите ошибку…

А)Логарифмом положительного числа в по основанию а (а0, а # 1 ) называют число n, такое что аn= в

Обозначают так

Logва = n.

Б) Споры обеспечивают бактериям процесс размножения.

2.Вставьте пропущенное слово….

А) Логарифмом числа в по основанию а (а0, а # 1 ) называют число n, такое что аn= в

Обозначают так

logaв = n.

Б) Основное отличие прокариот от эукариот связано с отсутствием у прокариот ……

3.Найдите ошибку…

А)Логарифмом положительного числа в по основанию а (а0, а = 1 ) называют число n, такое что аn= в

Обозначают так

logaв = n.

Б) Основное отличие прокариот от эукариот связано с отсутствием у прокариот клеточного строения.

4.Верно ли что…..

А)Логарифмом положительного числа в по основанию а (а0, а # 1 ) называют число n, такое что аn= в

Обозначают так

logaв = n, где n0

Б) У прокариотических клеток есть нуклеоид с ДНК?

Задания для групп

  1. А) Поставить в соответствие.

Таблица 1.

log a (M γ) =


log b b =

  log a M=

  =

log a  =

log a (M ∙ N) =

log a 0 =

log a 1 =

log a M + log a N =

γ log a M =

lg 100 =

log a M – log a N =

ln e =

ln e4 =



Таблица 2.



= γ log a M

15



=1

14



= log a ( )

13



= log a M

1



= log a b

2



= log a M – log a N

3



= log a M + log a N

12



нет решения

11



= 0

10



= log a (M ∙ N)

4



= log a (M γ)

5



= 2

6



= log a  

9



= 1

8



=4

7


Б) Дописать пропущенные слова

1. Прокариоты не имеют оформленного_______.                                                                                         2. Вместо ядра у прокариот в клетке располагается _______.                                                                           3.Клеточная мембрана бактерий образует впячивания внутри клетки _______.                                   4.Поверх плазматической мембраны у бактерий располагается оболочка из углевода____               5.В клетках прокариот встречаются следующие органоиды_____                                                           6.Бактерии, не использующие  кислород, называются____                                                                     7.При неблагоприятных условиях бактерии образуют____







  1. А) Выбор ответа.

№ п/п

Найти решение логарифма

Варианты ответов

А

Б

В

1

log 2 4

4

2

–1

2

log 3 27

9

0

3

3

log 10 100

2

–5

10

4

log 2 64

8

5

6

5

 

0

3

–1

6

 

2

3

6

7

log 5 625

3

4

25

8

log 6 216

3

–3

4

9

log 2 64

4

5

6

10

log 5  

3

–3

11

log 0,5 0,125

3

–3

12

5

–5

13

2

–2



Ответы:

1. Б, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б, 6. В, 7. Б, 8. А, 9. В, 10. Б, 11. А, 12. А, 13. Б.

Б) Прочитайте текст и решите задачу:

1.Кислотность среды, в которой обитают микроорганизмы, оказывает на них большое влияние. Это один из наиболее важных факторов, определяющих рост и размножение микроорганизмов. Для большинства микроорганизмов оптимальны значения реакции среды около pH 7. Очень кислая или очень щелочная реакции обычно токсичны для бактерий. Предельные ее значения, выше и ниже которых известные в настоящее время микроорганизмы прекращают рост и размножение, приблизительно равны pH 1 и pH 11. При pH 1 могут существовать лишь немногие бактерии и грибы, при pH 11 — отдельные виды водорослей, грибов и бактерий.

Определите, сможет ли выжить группа микроорганизмов в среде, кислотность которой соответствует: а) кислотности раствора соляной кислоты с молярной концентрацией HCl 0,001 моль/л; б) кислотности раствора гидроксида натрия с молярной концентрацией NaOH 0,01 моль/л.

2. Бактерии — неотъемлемая часть нашей жизни. Они обитают на поверхности кожи, в ротовой полости, на гениталиях, в кишечнике и глазах, хотя ранее ученые думали, что глаза стерильны. Эти микроорганизмы появились задолго до нас, и в процессе эволюции человеческому организму пришлось научиться с ними сосуществовать. Любое бактериальное сообщество или экосистема бактерий называется микробиотой. Микробиота кишечника состоит из триллионов микроорганизмов. Одна из приоритетных задач бактерий кишечника — расщеплять пищу на простые молекулы, чтобы они могли всасываться в кровь. При этом на нормальное существование бактерий в кишечном тракте большое влияние оказывает кислотность среды, значение которой различается в разных отделах желудочно-кишечного тракта. К примеру, нормальная кислотность в луковице двенадцатиперстной кишки 5,6–7,9 рН, сока тонкой кишки 7,2–7,5 рН (при усилении секреции достигает 8,6 рН), сока толстой кишки 8,5–9,0 рН.

Определите, в каком из отделов кишечника будет жить группа микроорганизмов, для которой оптимальная кислотность среды соответствует: а) кислотности раствора соляной кислоты с молярной концентрацией HCl 10-6 моль/л; б) кислотности раствора гидроксида натрия с молярной концентрацией NaOH 10-8 моль/л.




Самостоятельная работа «Билетик на выход»

1.Задания по математике.

Вычислите:

















Вариант 1.

Найдите значение выражения:




Вариант 2.

Найдите значение выражения:







2.Решите тест по биологии.

Вариант 1.

Выберите один правильный ответ.

1.Генетический аппарат бактерий представлен: а) белковыми молекулами;    б) кольцевой молекулой ДНК;  в) РНК;  г) липидными молекулами.

2.Где располагаются необходимые ферменты прокариот?

а) на внутренней стороне клеточной мембраны; б) на внешней стороне клеточной мембраны;
в) на внешней оболочке ядра; г) в лизосомах.                                 

3.Клетка бактерий имеет органоиды:  а) митохондрии; б) комплекс Гольджи;

 в) эндоплазматическую сеть;  г) рибосомы.

4. Назовите единственное точное отличие прокариот от эукариот.

а) прокариоты не способны к автотрофному питанию;

б) прокариоты не способны к гетеротрофному питанию;

в) у прокариот нет митохондрий; г) у прокариот нет рибосом.

Выберите все верные ответы:

5.Болезнетворными являются бактерии:  а) холерные;  б) молочнокислые; в) дифтерийные;
г) туберкулезные;  д) клубеньковые.                                                                                                    

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

1. Какие из перечисленных организмов не обладают гаметами, пищеварительными вакуолями и мембранными органоидами? а) эукариоты; б) эукариоты и прокариоты; в) прокариоты.

2. Выберите верное утверждение.

а) размер рибосом прокариот намного больше, чем размер рибосом эукариот
б) размер рибосом прокариот такой же, как размер рибосом эукариот
в) размер рибосом прокариот намного меньше, чем размер рибосом эукариот

г) в клетках прокариот рибосомы отсутствуют.

3.  Наследственная информация в клетках бактерий содержится:

а) в кольцевой ДНК; б) в цитоплазме; в) в ядре; г) в белке клетки.

4. Как называется полимер, из которого построена клеточная стенка поверх клеточной мембраны прокариот? а) крахмал; б) муреин; в) казеин; г) целлюлоза.

Выберите все верные ответы:

5. Какие из названных организмов являются прокариотическими?

а) амеба; б) стрептококк; в) инфузория; г) дрожжи; д)кишечная палочка; е) холерный вибрион.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!