Использование ментальных карт при изучении математики.
Автор: учитель математики Юргатова Валентина Юльевна
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда необходимо понять и запомнить много информации, для этого её нужно сгруппировать, упорядочить. Хорошо если являешься специалистом в данной области, и эта информация сама собой "отложилась" в голове и уже приведена в порядок. А если информация совсем "свежая" и её использование нужно уже сейчас. Вот именно для такого случая и были придуманы интеллектуальные карты.
Современный метод составления интеллект-карт, которые также называют ментальными картами, диаграммами связей или картами мыслей, разработал британский психолог Тони Бьюзен в семидесятых. Вот как он сам пишет об этом инструменте в предисловии к своей книге:
«Изначально я считал, что интеллект-карта станет инновационной формой ведения записей, которую можно применить в любой стандартной ситуации: для конспектирования лекций, фиксирования информации во время телефонного разговора, деловой встречи, для проведения анализа во время изучения чего-либо.
Однако довольно скоро стало ясно, что интеллект-карта является не менее эффективным инструментом планирования, способна обеспечить всесторонний аналитический обзор по заданной теме, помогает генерировать новые идеи, найти неочевидные решения и отказаться от непродуктивных вариантов.
В этой книге вы найдёте бесчисленное множество примеров применения интеллект-карт. Их можно использовать даже для того, чтобы просто потренировать мозг и стимулировать творческое мышление».
«ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ», Тони Бьюзен
В современных подходах к обучению интеллект-карты заслуженно занимают важное место. Они помогают воспринимать сложные концепции и прочнее запоминать изученное, делают обучение осмысленным, а не механическим. Составление карты мыслей эффективно сочетается с ТРИЗ-педагогикой, различными активными и групповыми методами обучения.
Книга «Интеллект-карты» поможет получить представление об этом методе и научиться его применять. В первой главе автор делится главными принципами составления таких карт и историей их развития. Во второй вы найдёте практические упражнения и советы по применению интеллект-карт. В главах 3 и 4 описаны распространённые ошибки, которые возникают при использовании метода (да, они бывают!), а также способы их решения. В пятой главе Бьюзен рассказывает, как применять интеллект-карты на продвинутом уровне, и даже предлагает «вдохновляющие идеи использования интеллект-карты, чтобы изменить свою жизнь». Наконец, последняя глава посвящена тому, как диаграммы связей эволюционируют в цифровую эпоху.
Многие современники называют технику создания интеллект-карт (mind-карт) по-настоящему революционным инструментом мышления. При должном усердии оно позволяет в корне изменить собственную жизнь. Интеллект-карты помогают эффективно генерировать новые идеи, обрабатывать большие объемы информации, улучшать память и рационально использовать собственное время.
Тони Бьюзен в своей книге детально описывает технику построения mind-карт для расширения творческого и интеллектуального потенциал. Практические советы, рекомендации, различные подходы. Плюс множество реальных историй людей, которые смогли значительно изменить собственную жизнь.
Книга Тони Бьюзена – это не просто руководство к действию. Это еще и мощный мотиватор, который показывает, насколько сильно может поменяться ваша жизнь, если суметь ее рационализировать и привести в порядок.
Все, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект дают толчок нашим мыслям, возникают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируется воображение. Так работает ассоциативное мышление.
Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.
Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы. Ассоциативное мышление - исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.
Для изображения карты необходимо соблюдать три условия:
1.Центральное изображение, захватывающее главный объект
2.Толстые ветви, исходящие от центрального изображения
3.Одно ключевое изображение или слово на каждой ветке.
Сегодня я представляю вашему вниманию ментальные карты обучающихся, составленные при обучении математике. Много лет решала проблему, как легко и с удовольствием понимать и запоминать учениками изучаемый материал. Один из способов найден.