СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение метода дискуссии в проектной деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для реализации проектной деятельности используются активные формы работы над проектом. Одной из таких форм работы является метод дискуссии. В данном материале представлены эффективные инструменты метода дискуссий с конкретными примерами.

Просмотр содержимого документа
«Применение метода дискуссии в проектной деятельности»

Применение метода дискуссии в проектной деятельности.

Проектная деятельность в образовательном процессе играет фундаментальную роль в формировании у студентов не только технических навыков, но и важных мягких навыков, таких как самостоятельность, критическое мышление и командная работа. Этот метод активного обучения обеспечивает студентам возможность применять теоретические знания на практике, сталкиваться с реальными задачами и развивать целый комплекс компетенций, необходимых для успешного функционирования в современном обществе.

Для реализации проектной деятельности используются активные формы работы над проектом. Одной из таких форм работы является метод дискуссии. Рассмотрим, почему метод дискуссии является эффективным инструментом на уроках Основы Проектной Деятельности.

Метод дискуссии позволяет:

I. Стимулировать критическое мышление.

Метод дискуссии активирует критическое мышление обучающихся, поскольку они вынуждены анализировать информацию, вырабатывать свое мнение и аргументировать свои взгляды. Это способствует развитию навыков логического мышления и оценки информации с разных точек зрения.

Так же метод дискуссии предоставляет уникальную площадку для активизации критического мышления обучающихся. Рассмотрим подробно, каким образом происходит этот процесс, используя конкретные приемы и примеры.

  1.  Анализ Информации

Прием: Обзор фактов и данных.

Дискуссии могут начинаться с предоставления учащимся фактической информации по теме проекта. Задача студентов — анализировать эту информацию и выделять ключевые аспекты. Например, при изучении экологических проблем, студенты могут анализировать статистику загрязнения водных ресурсов.

  1.  Формирование Мнения

Прием: Ролевые игры.

Студентам могут быть предложены роли или точки зрения, которые они должны представить в ходе дискуссии. Например, при обсуждении экологических проблем, одни студенты могут представлять голоса за сохранение природы, в то время как другие — интересы промышленных предприятий.

  1.  Аргументация Взглядов

Прием: Дебаты.

Структурированные дебаты поощряют студентов разрабатывать аргументированные позиции. Каждая группа представляет свою точку зрения, поддерживая ее фактами и логическими аргументами. Например, при обсуждении энергетических источников, студенты могут участвовать в дебатах о преимуществах солнечной энергии по сравнению с использованием ископаемых топлив.

  1. Пример Внедрения:

Кейс: Решение Экологической Проблемы.

В ходе дискуссии студенты могут рассматривать конкретный кейс — например, загрязнение реки в их регионе. Они анализируют причины, вырабатывают стратегии решения, представляют разные точки зрения за и против различных подходов. Это подталкивает их к критическому мышлению, в поиске оптимальных решений и учете различных аспектов проблемы.

Таким образом, метод дискуссии становится эффективным инструментом для активизации критического мышления студентов, обеспечивая им необходимые навыки для успешного участия в проектной деятельности.

II. Развивать коммуникативные навыки.

Метод дискуссии способствуют развитию обучающихся в области коммуникативных навыков. В процессе обсуждения они выражают свои идеи, слушают точки зрения других и учатся эффективно взаимодействовать в группе. Это отражает реальные навыки, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности. Рассмотрим, каким образом это происходит с использованием конкретных приемов и примеров.

  1.  Выражение идей

Прием: Круговая дискуссия.

В учебной среде круговая дискуссия может быть эффективным инструментом. Обучающиеся сидят в круге, и каждый имеет возможность высказать свое мнение по теме проекта. Этот прием позволяет развивать умение ясно и четко выражать свои мысли, а также учиться внимательно слушать.

  1.  Слушание точек зрения других

Прием: Парные обсуждения.

Разделение обучающихся на пары для обсуждения конкретных аспектов проекта способствует развитию навыков активного слушания. Каждый участник высказывает свою точку зрения, после чего пара обсуждает и объединяет идеи. Этот процесс учит уважению к мнениям других и умению взаимодействовать.

  1.  Эффективное взаимодействие в группе

Прием: Работа в команде над проектом.

Разделение проекта на этапы и назначение ответственных за каждый этап позволяет обучающимся развивать командные навыки. В ходе дискуссий над деталями проекта они вынуждены эффективно взаимодействовать, обсуждать стратегии и приходить к консенсусу.

  1. Пример внедрения

Кейс: Создание экологического проекта.

Представим, что обучающиеся разрабатывают проект по охране окружающей среды. Каждая группа обсуждает идеи по снижению углеродного следа в колледже. Одни предлагают использование альтернативных источников энергии, другие — внедрение системы утилизации отходов. В ходе дискуссии они не только представляют свои идеи, но и обсуждают, как эти идеи могут взаимодействовать для достижения общей цели.

Таким образом, дискуссии в проектной деятельности являются не только средством передачи информации, но и мощным инструментом для формирования коммуникативных навыков, необходимых для успешной командной работы и в будущей профессиональной деятельности.

III. Стимулировать творческий подход.

Дискуссии могут быть отличным инструментом для стимулирования творческого мышления. Разнообразие точек зрения, высказываемых обучающимися, может привести к неожиданным идеям и подходам к решению проблемы. Этот метод способствует развитию творческого мышления и способности находить нестандартные решения.

Творческое мышление - ключевой аспект развития личности и успешной адаптации в современном мире. Дискуссии в образовательном процессе могут эффективно способствовать развитию этого навыка. Вот несколько приемов и примеров стимулирования творческого мышления:

  1. Проведение дебатов

Пример: разделите обучающихся на группы, каждая из которых представляет определенную точку зрения по актуальному вопросу. Это может быть что-то вроде "Технологии улучшают или ухудшают нашу жизнь?" Дебаты поощряют анализ и аргументацию, стимулируя творческое мышление.

  1. Игры с использованием "Что если?"

Пример: задайте обучающимся сценарий типа "Что, если весь мир станет однотонным?" Пусть они предложат нестандартные идеи, как с этим справиться. Этот прием развивает способность рассматривать ситуации с необычных точек зрения.

  1. Ассоциативные упражнения

Пример: дайте ключевое слово, например, "будущее", и попросите обучающихся ассоциировать с ним как можно больше идей. Это упражнение расширяет кругозор и способствует формированию ассоциативных связей.

  1. Техника мозаичного мышления

Пример: предложите обучающимся создать "мозаичное" решение проблемы, используя фрагменты идей из разных областей. Например, как бы вы решили проблему загрязнения воды, используя принципы искусства или дизайна?

  1. Карты мышления

Пример: используйте инструменты карт мышления для визуализации и структурирования идей. Это помогает обучающимся лучше понимать взаимосвязи между различными концепциями и создавать новые ассоциации.

  1. Проектная деятельность:

Пример: задача на создание креативного проекта, например, инновационного устройства или исследования нестандартного подхода к решению реальной проблемы. Это способствует развитию творческого мышления в практической области.

Совместное использование этих методов в образовательном процессе может создать стимулирующую среду для развития творческого мышления у обучающихся.

IV. Формировать командную работу.

Развитие навыков командной работы играет важную роль в формировании личности обучающихся. Дискуссии на уроках являются отличным инструментом для тренировки этих навыков. Вот несколько ключевых аспектов навыков работы в команде и соответствующие приемы:

  1. Коммуникация

Прием: учите обучающихся активному слушанию и четкому выражению своих мыслей. Задания вроде "Расскажите о точке зрения своего товарища" способствуют развитию навыков ясной и эффективной коммуникации.

  1. Сотрудничество и распределение ролей

Пример: дайте группе задачу, требующую разных навыков. Например, при создании проекта по экологии одни занимаются исследованиями, другие — дизайном презентации. Это учит распределять обязанности и совместно достигать цели.

  1. Решение конфликтов

Прием: проанализируйте ситуации, когда точки зрения обучающихся расходятся. Проведите обсуждение, нацеленное на поиск компромиссов и общих решений. Ролевые игры также полезны для тренировки навыков разрешения конфликтов.

  1. Целеустремленность

Пример: предложите проект с ясной целью и ограниченными ресурсами. Например, создание модели будущего города с учетом экологических и социальных аспектов. Это требует обсуждения приоритетов и эффективного распределения ресурсов.

  1. Ответственность и саморегуляция

Прием: предложите задачи, требующие соблюдения сроков и качественного выполнения. Обсуждение после выполнения проекта позволит выявить, как каждый член команды справился с своими обязанностями.

  1. Создание атмосферы доверия

Пример: Проведите урок, посвященный обмену мнениями и установлению общих ценностей в группе. Это помогает обучающимся лучше понимать друг друга и снижает вероятность конфликтов.

  1. Обратная связь

Прием: включите этап обсуждения и обратной связи после каждого занятия. Это помогает обучающимся осознавать свои сильные и слабые стороны в командной работе и стремиться к постоянному улучшению.

Совместное использование этих приемов в рамках дискуссий на уроках способствует не только развитию навыков командной работы, но и обогащению образовательного процесса в целом.

Заключение

Метод дискуссии на уроках Основы Проектной Деятельности предоставляет уникальные возможности для развития обучающихся. Этот подход стимулирует критическое мышление, развивает коммуникативные навыки, способствует творческому подходу и формирует навыки работы в команде. Использование графиков и схем в процессе обсуждения может усилить визуальное восприятие материала и улучшить усвоение информации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!