СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение метода проектов на уроках химии как фактор повышения качества образования»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что дает ученику использование метода проектов? От участия в исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс, желание расширять свои знания и умение радоваться расширению собственных познавательных горизонтов. И, наверное, самое главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей.

Просмотр содержимого документа
««Применение метода проектов на уроках химии как фактор повышения качества образования»»

Лысенко Ольга Александровна

учитель химии муниципального общеобразовательного учреждения

«Александровская школа Марьинского района», г. Донецк

lisenkooo@gmail.com

Применение метода проектов на уроках химии как фактор повышения качества образования



«Если хочешь сделать чудо,

сделай его своими руками»

(А, Грин)

Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить - учение для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, - учение для совместной жизни. Вот основные приоритеты современного образования во всём мире. 

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса  

Модернизация образования предполагает ориентацию образования не только на получение учащимся  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей.

     Поэтому очень важно, наряду с традиционными формами обучения, применять и проектную деятельность учащихся. Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

      Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение, удовлетворяет человеческую потребность в понимании и признании.

     Проектная деятельность школьников стирает границы между школьными предметами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

     Большая роль в работе над созданием проектов принадлежит компьютерным технологиям и Интернету, который обладает колоссальными информационными возможностями для поиска интересных и актуальных сведений.

      Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи одного лишь действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний.

Этот подход необычен, что поначалу ставит учащихся, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем, в тупик. Когда первое ощущение беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом использовании становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи.

 Порой приходится преодолевать первоначальную инертность ребят, привыкших к более пассивным формам обучения, но каждое маленькое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом, вовлекает их в интересный процесс самостоятельного творчества и стимулирует на новые поиски и открытия. По мере того, как проект обретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях.

      Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности:

- принцип естественности – проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим;

- принцип осознанности, как проблемы, так и целей, задач, алгоритма исследования и способа представления его результатов;

- принцип самодеятельности - когда ученик овладевает ходом исследования только через собственный опыт;

- принцип наглядности - ученик изучает мир не только по книгам, а исследует реальный мир, таким, каков он есть на самом деле.

           В настоящее время резко увеличилось число критических замечаний в адрес химии, обвинений ее в причастности к загрязнению окружающей среды и созданию неблагоприятной экологической обстановки. Такая антипропаганда применения химических веществ вызывает у учащихся неприязнь к науке, боязнь и нежелание изучать химию.

Используя метод проектов на уроках химии  при изучении «Химия и жизнь. Обобщение знаний по химии за курс химии средней школы»»  в 9 классе, темы «Химия и жизнь» в 11 классе, ставлю учащихся в ситуацию необходимости использования дополнительных источников информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья. Это позволяет заинтересовать школьников изучением химии, повысить познавательную активность школьников, развивать аналитические способности, расширять знания о глобальных проблемах, формировать умения разрабатывать способы их решения, понимать значимость глубоких знаний химии для предотвращения негативного влияния химических веществ.

          Метод проектов на уроках позволяет в максимальной степени приблизить процесс ученического познания к научному познанию. Следовательно, при организации на уроке учебного исследования ученик ставится в позицию ученого, что способствует усвоению им не только самих знаний, но и методологии их получения. В условиях исследовательского принципа качественно меняется стиль проблемно-поисковой деятельности учащихся, она складывается из отдельных этапов:

 - ознакомление учащихся с содержанием предстоящего исследования;

 - исследование проблемы; формулирование целей и задач;

 - поиск достоверных данных об изучаемом объекте, явлении или процессе;

 - экспериментальное (теоретическое) исследование: выделение изучаемых фактов, выдвижение гипотезы, моделирование эксперимента;

 - построение объяснения;

 - формулировка выводов и оформление (презентация) проделанной работы.

             Что дает ученику использование метода проектов? От участия в исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс, желание расширять свои знания и умение радоваться расширению собственных познавательных горизонтов. И, наверное, самое главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей.

Таким образом, применение метода проектов на уроках химии и во внеурочной деятельности эффективно влияет на повышение интереса учащихся к изучению предмета и на повышение качества знаний.

Результаты проектной деятельности: повышение уровня общей культуры обучающихся; развитие сотрудничества; повышение уровня грамотности в сфере ИКТ; самореализация; развитие познавательного интереса; повышение качества знаний обучающихся.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!