Колотовкина С.Г.
Применение методики А.Реана для оценки уровня мотивации к исследовательской деятельности
Цель:
диагностика готовности учащихся к исследовательской деятельности
Целевая аудитория:
члены НОУ (научного общества учащихся) «Арзамас» - учащиеся 7-х классов
Обоснование выбора методики:
В современном образовательном процессе большая роль отводится исследовательской деятельности и формированию у учащихся исследовательских компетентностей. Для развития подобных навыков необходимо включить ребёнка в поиск и самостоятельное конструирование знаний, то есть всячески мотивировать и стимулировать его деятельностные качества. На пути к успеху важен не только выбор методов и средств, значимы эмоциональный и деловой настрой учащихся. Методика Реана позволяет оценить, какое стремление в большей степени определяет поведение ученика (ребёнка) при выборе вида или направления деятельности: желание добиться успеха или избежать неудачи. Предпочтением одного из этих двух вариантов во многом и определяется уровень притязаний ученика – готов ли он ставить перед собой трудные (в нашем случае – исследовательские) задачи, чтобы переживать значимый успех, или же должен выбирать более лёгкие цели, лишь бы не испытать разочарования.
Содержание методики:
Среди участников НОУ проводится письменный опрос – анкетирование. Тест содержит 20 вопросов, по результатам теста диагностируется мотивация на успех, мотивация на избегание неудачи, а также невыраженный мотивационный полюс.
Нужно согласиться или не согласиться с каждым из приведенных в анкете утверждений: рядом с номером каждого утверждения записать «да» или «нет». Если возникли затруднения и не получается сразу ответить однозначно, нужно исходить из того, что «да» включает как явное согласие, так и «скорее да, чем нет». То же самое относится и к ответу «нет». Отвечать нужно быстро, не раздумывая подолгу над каждым утверждением: как правило, первый пришедший в голову ответ является наиболее точным.
В анкету включается графа для указания фамилии, имени и класса, поскольку одной из наших задач является выявление индивидуальной мотивации и первичное диагностирование одарённости каждого отдельно взятого ребёнка.
Форма анкеты:
_____________________________________________________ ________
(Фамилия, имя) (класс)
1 | Включаясь в работу, надеюсь на успех. | |
2 | В деятельности активен. | |
3 | Склонен к проявлению инициативы. | |
4 | При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них. | |
5 | Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально трудные. | |
6 | При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. | |
7 | При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. | |
8 | Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля. | |
9 | При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается. | |
10 | Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели. | |
11 | Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. | |
12 | Если рискую, то с умом, а не бесшабашно. | |
13 | Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. | |
14 | Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели. | |
15 | В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается. | |
16 | При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач. | |
17 | Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. | |
18 | При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное. | |
19 | В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели. | |
20 | Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает. | |
Обработка данных анкетирования (фото 1, 2)
Один балл получают ответы “да” на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12, 14, 16, 18-20 и ответы “нет” на 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов.
Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8–9 баллов – то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов – ближе к стремлению к успеху.
Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
Фото 1
Фото 2
Описание аналитической части.
Фото 3
После обработки анкет и подсчёта баллов составляем списки детей по классам с учётом рейтинга баллов и уровней мотивации. В моём варианте получились «разноцветные» списки: красным цветом записаны фамилии детей с высоким уровнем «мотивации на успех», зелёным цветом – со средним уровнем, синим цветом – со слабым уровнем мотивации (то есть с боязнью неудачи) (фото 3).
В такой форме фиксации результатов анкетирования чётко просматривается общая тенденция: большинство учащихся 7-х классов нашего лицея обозначены красным цветом – это хорошо мотивированные дети, которым интересна учёба и которых не пугают трудные задачи. Гораздо меньше «слой» зелёного цвета, и всего трое учащихся попали в список синего цвета.
Характерно, что во всех трёх классах, прошедших тестирование, красный цвет преобладает над зелёным, а значит, по уровню мотивации на успех, классы почти равнозначны, несколько отстаёт лишь 7а. Теперь нам предстоит подробно проанализировать получившиеся результаты.
Класс | Количество участников опроса | 1-7 баллов | % от всего класса | 8-13 баллов | % от всего класса | 14-20 баллов | % от всего класса |
7а | 25 | 3 | 12% | 6 | 24% | 16 | 64% |
7б | 14 | - | - | 5 | 36% | 9 | 64% |
7в | 22 | - | - | 6 | 27% | 16 | 73% |
Всего по параллели | 61 чел. | 3 чел. | 5% | 17 | 28% | 41 | 67% |
Всего тестировался из параллели 7-х классов 61 учащийся.
1. Диагностика учащихся, набравших от 14 до 20 баллов (67%)
Мотивация этих детей носит позитивный характер, так как они:
-
готовы начать работу, предполагая достижение чего-то конструктивного,
-
уверены в положительном исходе дела,
-
обладают потребностью в достижении успеха,
-
уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны,
-
целеустремленны и настойчивы в достижении цели,
-
не боятся и не избегают трудных задач,
-
при выполнении сложных задач быстро включаются в поиск решения, стремясь использовать разные способы и возможности,
-
планируют деятельность на перспективу, открывая «горизонты» исследования для самих себя, а не по указке старших (учителей),
-
способны выполнять задания на время,
-
способны пошагово рефлектировать свою деятельность.
В данной категории выделяется часть учащихся – примерно 39% опрошенных, спектр позитивных ответов которых ориентирован на исследовательскую деятельность:
-
«При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления»
-
«Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля»
-
«Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели»
-
«Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает».
Таким учащимся можно смело поручать поисковые и исследовательские задачи, исследовательские и проектные работы, вовлекать в мероприятия по подготовке и проведению научно-практических конференций и других мероприятий в рамках НОУ.
2. Диагностика учащихся, набравших от 8 до 13 баллов (28%)
Мотивационный полюс ярко не выражен, так как эти дети:
-
готовы начать работу, не обладая чётким осознанием того, что делают,
-
не уверены в положительном исходе дела,
-
обладают потребностью в достижении успеха, но не уверены в себе, в своих силах,
-
не всегда ответственны, инициативны и активны,
-
способны к целеполаганию, но не настойчивы в достижении цели,
-
не избегают трудных задач, но не всегда доводят и даже часто не доводят до конца их решение,
-
быстро переключаются на другой вид деятельности,
-
планируют деятельность на короткий период (на завтра, ближайшие дни), не ставят перспективных целей,
-
не способны выполнять задания на время,
-
способны оценивать свою деятельность, но без пошаговой рефлексии.
Часть учащихся, попавших в данный уровень, находятся на «стыках» полюсов позитивной или негативной мотивации:
10 человек – ок. 16% имеют по 12-13 баллов, то есть их мотивация ближе к стремлению к успеху. 2 человека – ок. 3% имеют по 8-9 баллов, то есть их мотивация ближе к избеганию неудач. Этим детям необходимо внешнее дополнительное стимулирование, консультации с педагогом по НОТ (научной организации труда) исследователя, а также собеседования с психологом на предмет соотнесения потребностей и целеполагания, и т.п.
3. Диагностика учащихся, набравших от 1 до 7 баллов (5%)
Диагностируется мотивация на избегание неудачи (боязнь неудачи):
-
активность ученика связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи (негативный тип мотивации);
-
в основе мотивации учащихся лежит идея негативных ожиданий: начиная дело, ребёнок уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха;
-
учащиеся этой группы отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах;
-
стараются избегать ответственных заданий;
-
при необходимости решения сложных и ответственных задач могут впадать в состояние близкое к панике, бросить всё на самотёк;
-
все это может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Подобная категория детей нуждается в системном психолого-педагогическом сопровождении, поддержке педагогов и родителей.
Выводы:
-
Методика А. Реана может использоваться для выявления признаков одарённости в сфере мотивации к деятельности среди учащихся 5-8 классов.
-
Результаты диагностики по данной методике могут помочь созданию условий для самореализации учащихся (интеллектуальнее клубы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности и т.п., в нашем случае – в работе историко-краеведческого НОУ «Арзамас»).
-
Диагностика по методике Реана способствует учёту и анализу личностных качеств, а также психологических особенностей ребенка, которые имеют немаловажное значение при определении одарённости.
-
Данная методика может использоваться для первичной оценки исследовательской мотивации.