СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение межпредметных связей в процессе проведения урока в классе баяна

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в классе специальности ( баян) "Применение межпредметных связей в процессе проведения урока в классе баяна"

Просмотр содержимого документа
«Применение межпредметных связей в процессе проведения урока в классе баяна»

ОТКРЫТЫЙ УРОК



Обучающаяся: Мария (имя изменено)

Возраст – 10 лет, класс в ДМШ - 2
Тема урока: Применение межпредметных связей в процессе проведения в классе баяна

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Цель урока:

  • установить межпредметные связи (сольфеджио, специальность, музыкальная литература) в процессе проведения урока;

  • сформировать художественный образ произведения;

  • раскрыть индивидуальные творческие возможности ученика;

  • вызвать интерес к занятиям;

  • формировать эмоциональное и осмысленное отношение к музыке


Задачи урока:
1. Обучающие: комплексное освоение материала в соответствии с программой по трем дисциплинам (сольфеджио, специальность, музыкальная литература).
2. Развивающие: развитие исполнительских качеств, художественного вкуса, творческих способностей.
3. Воспитывающие: привитие интереса и любви к музыкальному искусству и творчеству композитора Й. Гайдна.


Структура урока:
1. Организация начала урока.
2. Сообщение темы урока и его задач
3. Повторение мажорных и минорных гамм (натуральный, гармонический, мелодический минор), арпеджио, аккорды
4. Изучение биографии композитора – Й. Гайдна (презентация), понятия «симфония»

5.Прослушивание отрывка из симфонии №94 (G-dur) Й. Гайдна , Andante (II часть)

6. Работа над отрывком из симфонии соль мажор, определение характера музыки, его образа
7. Подведение итогов. Заключение.

8. Домашнее задание (работа над пьесой, просмотр видео-урока о биографии композитора)


Подготовка к уроку: во второй четверти 2018-2019 учебного года ребенку был дан на самостоятельное изучение отрывок из симфонии №94 (G-dur) Й. Гайдна, данное произведение предназначено для освоения во 2 классе музыкальной школы. По музыкальной литературе в это же время обучающиеся изучают биографию и творчество Й. Гайдна, а по сольфеджио дети осваивают виды минора и параллельные тональности.


Ход урока

  1. Организация начала урока.

Здравствуйте уважаемые коллеги, здравствуй Наташа! Присаживайся поудобнее на середину стула, ставь правильно инструмент, не забудь пристегнуть ремни.

  1. Сообщение темы урока и его задач

Сегодня мы собрались, чтобы посмотреть результаты работы методического отделения по общей теме «Межпредметные связи на уроке специальности в классе народных инструментов» и в частности над темой нашего открытого урока «Работа над художественным образом произведения в классе баяна».

Цель нашего урока состоит в необходимости установления межпредметных связей (сольфеджио, специальность, музыкальная литература) в процессе проведения урока, формирования художественного образа произведения; раскрытия индивидуальных творческих возможностей ученика; в желании вызвать интерес к занятиям; формирования эмоционального и осмысленного отношения к музыке.

В задачи урока входит обучающий компонент, который подразумевает комплексное освоение материала в соответствии с программой по трем дисциплинам (сольфеджио, специальность, музыкальная литература), развивающий компонент, в который мы включили развитие исполнительских качеств, художественного вкуса, творческих способностей ребенка и воспитывающий компонент, в процессе которого стремились привить интерес и любви к музыкальному искусству и творчеству композитора Й. Гайдна.

3. Повторение мажорных и минорных гамм (натуральный, гармонический, мелодический минор), арпеджио, аккорды.

Наталья, ты знаешь, что в музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает.

Давай немного разыграемся, и вспомним виды минора – какие ты знаешь?

Все верно, натуральный, гармонический, мелодический.

Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

Гармонический минор – в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень (VII#). Повышается она не просто так, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).

В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII#) образуется «дыра» – интервал увеличенной секунды (ув2). Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух)

Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре. Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на увеличенные интервалы в МЕЛОДИИ запрещены.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже этого делать не стоит. Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

4. Изучение биографии композитора – Й. Гайдна (презентация), понятия «симфония»

Й. Гайдн - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, которая стала впоследствии основой гимнов Германии и Австро-Венгрии.

Наташа, скажи кто такие – Венские классики? Да, Й.Гайдн, В.А.Моцарт и Л.В.Бетховен

Венские классики вошли в мировую историю музыки как крупнейшие реформаторы музыкального жанра. Их творчество не только уникально само по себе, оно ценно еще и тем, что определило дальнейшее развитие музыкального театра, жанров, стилей и направлений. Их сочинения заложили основу того, что в наше время принято считать классической музыкой.

Но вернемся к биографии Й.Гайдна

Родители композитора, серьёзно увлекались вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город  Хайнбург- на - Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году  Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор  капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре. В  1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. 

В 1761 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие — он стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

В 1790 году  умер князь  Николай Эстергази, а его сын и преемник, князь  Антон, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В  1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.

Скончался композитор в Вене. Он умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона.

Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения.

Как видишь, Наташа, композитор написал более 100 симфоний.

Ты знаешь, что такое симфония?

Симфония  (от греч. «созвучие») — жанр симфонической инструментальной музыки многочастной канонизированной формы фундаментального мировоззренческого содержания. 

«Симфония» по-гречески означает «созвучие». Симфония, обычно, является сочинением для оркестра, состоящее, как правило, из нескольких частей. Это один из главнейших жанров европейской музыки. В современном понимании слово «симфония» вошло в обиход сравнительно недавно, в 70-х гг. XVIII в., само же оно очень древнего происхождения. 

Давай послушаем отрывок из симфонии №94 (G-dur) Й. Гайдна

5.Прослушивание отрывка из симфонии №94 (G-dur) Й. Гайдна , Andante (II часть)

Мы слушаем вторую часть симфонии, называется она Andante. Это медленная часть — вариации на тему моравской детской песни. Очень простая, с обилием повторов, она запоминается мгновенно, и любой слушатель, уходя с концерта, уносит ее с собой. Гайдну полюбилась эта мелодия, и несколько лет спустя он использовал ее в арии пахаря в оратории «Времена года». В симфонии изложение темы сопровождается юмористическим эффектом: после пиано и пианиссимо струнных внезапно раздается громовой аккорд всего оркестра фортиссимо, в котором выделяется удар литавры — отсюда появились различные названия симфонии, данные ей отнюдь не автором — «С ударом литавры», «Сюрприз». С этим эффектом связаны различные легенды. По одной из них композитор заметил, что публика на концерте задремала, и решил ее таким образом разбудить. По другой — сюрприз был задуман заранее.

6. Работа над отрывком из симфонии соль мажор, определение характера музыки, его образа
Наташа, как ты считаешь, какой характер у данного произведения? Давай представим полный концертный зал зрителей, погрузимся в эпоху Й. Гайдна и сыграем то, что ты разобрала и поучила. Работа над пьесой.

Обсуждение формы произведения, нотных обозначений, сокращений, тонального плана, гармонический анализ, непосредственная работа над пьесой (игра на инструменте, исправление ошибок).

7. Подведение итогов. Заключение.

Наташа, какое у тебя сегодня настроение? Понравился ли тебе сегодняшний урок? Какие затруднения у тебя вызвало изучаемое произведение?

8. Домашнее задание (работа над пьесой, просмотр видео-урока о биографии композитора)

Наташа, давай дневник! Сегодня я хочу тебе дать на домашнее изучение видеозапись полной биографии композитора, а также видеозапись исполнения симфонии разными симфоническими коллективами. Тебе необходимо ознакомится с данным материалом, внимательно его послушать и сделать по видеоуроку небольшой конспект.

Помимо этого на инструменте следует играть дома, соединить двумя руками первую часть и разобрать вторую.

Большое спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!