Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Учитель МБОУ СОШ №1,
п.Берёзовка г.Хабаровска
Малько Тамара Владимировна
« Здоровье – это бесценный дар природы, оно даётся, увы, не навечно, его надо беречь.
Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек ».
И.П. Павлов
Актуальность
- Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
- Одной из приоритетных задач образования - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
- В школу из дошкольных учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.
Проблема
- Главной задачей учителя является не только обучение детей, но и сохранение их здоровья, которое зависит от правильно составленного расписания уроков, режима дня и питания, качества питьевой воды, спортивно-оздоровительных занятий, от создания здоровьесберегающей среды в кабинете.
Цель:
Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе путём создания необходимых условий
Задачи:
- применение здоровьесберегающих технологий на уроках и на внеурочной деятельности
- привлечение родителей, медиков к решению вопросов оздоровления детей
- организация активного спортивного досуга детей
-формирование у ребёнка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
- организация здоровьесберегающей среды в кабинете
Участники проекта
Учитель, заведующий столовой
Родители
Ученики
Кружки внеурочной деятельности
Мед. работник
Этапы реализации проекта
Этапы
Механизм реализации
Подготови -
Сроки
тельный
- изучение литературы и материалов интернет по использованию здоровьесберегающих технологий
- изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
2018г -
Заключи -
первичная диагностика уровня здоровья учащихся с помощью школьного врача
2022гг.
провести анализ деятельности по реализации проекта
тельный
- применение здоровьесберегающих технологий на уроках
- посещение курсов повышения квалификации по здоровьесбережению
-проведение диагностики при выходе из начальной школы;
2022гг.
- выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований
Основной
-постановка задач с целью дальнейшего сохранения и укрепления здоровья
- оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;
2018 – 2022гг.
- работа с семьей
Формы работы в процессе реализации проекта
Формы работы
Сроки
- мониторинг здоровья учащихся при обучении, профилактики заболеваний.
- организация горячего питания
Ответственные
ежегодно
-динамические паузы,
ежедневно
мед.работник школы,
- гимнастика для глаз,
- родительские собрания на темы сохранения и укрепления здоровья;
Два раза в год
педагог
- проведение совместных спортивных праздников;
зав.производством
- пальчиковая гимнастика,
мед. работники
- подвижные игры на переменах
раз в четверть
- помощь в озеленении класса
педагог, завуч по воспитательной работе
раз в четверть
- организация спортивных праздников
педагог, родители
родители
Формы организации деятельности по формированию здорового образа жизни
Место проведения
Время проведения
Спортплощадка, спортзал
Школа
Форма организации
Первая половина учебного дня
Физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физической культуры.
Вторая половина учебного дня
Лес, парки, спортплощадки
Прогулки, экскурсии, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки и секции (плавание, баскетбол)
Выходные дни
Школьные оздоровительные лагеря.
Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.
Каникулы
Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
СИЛА ПРИРОДЫ
СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
ПпПп
ПЕРВОКЛАССНИК
Результатом практической деятельности по проекту
«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
можно считать следующее:
- Рациональная организация учебного процесса.
- Сохранение здоровья учащихся.
- Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
- Повышение приоритета здорового образа жизни.
- Повышение активности учащихся в спортивных и оздоровительных мероприятиях класса, школы, города.
- Рациональное использование свободного времени
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья детей.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса .( по И.Г.Сивкову)
Дни недели
Баллы
Понедельник
22
Вторник
24
Среда
23
Четверг
23
Пятница
20
Суббота
17
О рганизация оздоровительной работы в учебное и внеучебное время
Организация горячего питания
Динамика снижения заболеваний
Заболевания
2015 – 2016гг
ОРВИ и ОРЗ
33%
ЛОР - заболевания
2016 – 2017гг
Заболевания глаз
20%
16%
2017 – 2018гг
10%
10%
10%
Заболевания ЖКТ
0%
10%
13%
10%
6,6%
3,3%
Динамика достижений класса
2016 год - победители городского эколого – просветительного конкурса «Крылатые соседи».
2016 год – 1 место в школьных спортивных играх «Весёлые старты »
2017 год – победители городского конкурса «Всей семьёй без исключенья знаем правила движенья».
2017 год – победители школьного конкурса «Лучший класс»
2018 год – участники городской эколого – биологической олимпиады « Люби и знай свой край».
Динамика достижений класса
Классная комната
Новизной проекта является
использование традиционных
и инновационных программ обучения
и развития детей,
привлечение всех ресурсов
образовательного учреждения
и социума для формирования
у обучающихся и родителей
устойчивого стремления
к здоровому образу жизни.
Проект
имеет перспективность
и практическую значимость.
В ходе реализации проект
совершенствуется
и будет совершенствоваться.
Список литературы
1. Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. « Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.» Самара, 2008г.
2. Вишневская Е.Л. и др. «Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни». М., 2005г.
3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование //. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.
4. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии.» М., ВАКО, 2010г .