Просмотр содержимого документа
«Применение педагогических технологий на разных возрастных ступенях»
Применение педагогических технологий на разных возрастных ступенях
Чему учить?
искать,
добывать
извлекать,
находить
присваивать,
интерпретировать
оценивать,
применять
«Кто владеет информацией , тот владеет миром».
(Н. Ротшильд.)
Как учить?
Принцип природосообразности
Дошкольное образование
Законы работы с информацией едины!
Популярные технологии
Технологии активного слушания:
- прогнозирование
- сознательная «остановка» чтения
- вопрос герою
- оценка поступков героя
Игровые технологии:
- книги-игрушки
- игрушки – герои произведений
- игры-драматизации
- театры разных видов (театр картинок, театр кукол и пр.)
- игры в книжный магазин
Чтение для обучения!
Начальное образование
- Педагогической наукой доказано, что отношение человека к чтению формируется в первом десятилетии жизни.
- Младший школьный возраст рассматривается как наиболее благоприятный период для формирования читательской грамотности (И.А. Зимняя).
Популярные технологии
Технология продуктивного чтения
- Дотекстовая работа – развитие антиципации (чтение ФИО автора, заглавия, ключевых слов, рассматривание иллюстраций).
- Текстовая работа – достижение понимания (комментарии учителя и обучающихся, диалог с автором по типу «поиск вопроса – предположение об ответе – подтверждение», воссоздающее воображение).
- Послетекстовая работа – рефлексия (повторное обращение к заглавию и иллюстрациям, личность автора, проблема, аргументация собственного отношения к прочитанному, кейсы).
ТРИЗ-педагогика
Рифмовка М.С. Гафитулина:
- Если мы рассмотрим что-то … (объект). Это что-то для чего-то… (функция объекта). Это что-то часть чего-то… (подсистема объекта). Это что-то из чего-то… (надсистема работы). Чем-то было раньше что-то … (прошлое объекта). Что-то будет с этим что-то … (будущее объекта). Что-то ты теперь возьми, на экранах рассмотри.
Чтение для жизни!
Основное образование
Разнообразие текстов.
Оглянитесь – и вы увидите: тексты вокруг нас
- схема
- правила пользования
- прейскурант цен
- билет
- режим работы
- меню
- реклама
- книга жалоб и предложений
- график приема
- объявление
- рецепт
- справка
- расписание вылетов и прилетов
- правила перевозки багажа
- билет
- инструкция для пассажира на борту авиалайнера
Тексты новой природы (ТНП)
Тексты, активно использующие ресурсы ИКТ:
- визуальные (синтезируют слово и изображение);
- интегрированные (включают основные и доп. компоненты);
- фрагментарные (представляют информацию в сжатом виде);
- динамичные (предполагают диалог);
- незавершенные (обладают принципиальной открытостью)
Тексты новой природы (ТНП)
Популярные технологии
Технологии развития критического мышления через чтение и письмо:
- составление интеллект-карт
- выявление истинной и ложной (фейковой) информации
- работа со средствами манипуляции
- установление факта избыточной и недостаточной информации
Технологии проблемного обучения:
- нахождение противоречий
- ведение проблемного диалога
- восстановление деформированного текста
Чтение для профессии!
Среднее образование
Популярные технологии
Технологии скорочтения
Технологии проектного обучения:
- освоение новых жанров (резюме, аннотация, библиографический список, рецензия и др.)
- формирование способности вступать в открытую дискуссию, отстаивать свою точку зрения
Чтение «по диагонали» (задействовано периферийное зрение)
Чтение «слалом»
Чтение «по вертикалям»
Чтение «островками»
«Дважды в одну реку не войдёшь»