СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение педагогических технологий на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению. В рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Цель мотивации — формирование у детей устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Применение педагогических технологий на уроках английского языка»

Применение педагогических технологий

на уроках английского языка

Современные образовательные технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка, являются ключевым условием повышения качества образования, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. «Технология – это наука техники обучения, это знание, как обучать», - писала известный методист Г.В. Рогова. Поэтому использование их на уроках и во внеурочной работе считаю обязательным для успешной реализации всех образовательных целей.

Применяю на уроках такие технологии, как «мозговая атака» (Brainstorming) – это такой вид групповой работы, который позволяет генерировать большое количество идей. С самого начала стимулирую учащихся обдумывать ту или иную проблему и высказывать свои мысли. Все высказывания фиксируются на доске, независимо от того, сказали учащиеся именно то, что я ожидала услышать или нет. Я, как учитель, направляю ход мысли учащихся. Например: при изучении темы «Дом» (At Home), когда учащиеся уже освоили большую часть лексического материала, рисую небольшой домик и обращаюсь к учащимся: «Today we are going to speak about houses. By the way, what words can you use speaking about houses? Tell me these words». Учащиеся произвольно называют слова, с которыми у них ассоциируется дом. А я записываю их на доске. Затем мы обобщаем получившуюся схему. В 11 классе такой вид работы был предложен при работе над темой «The World of Mass Media». Старшеклассники называли cвои ассоциации со СМИ. После чего было сделано обобщение.

Используя технологию, «Управляемое чтение» (Guided Reading), направляю учащихся на чтение специальных отрывков из текстов или книг с определенной целью: найти примеры употребления каких-либо грамматических явлений или подтвердить какую-то мысль.

Также использую на уроке кейс-метод, ажурную пилу, мини-лекции для активизации учебно-познавательной деятельности, позволяющей делать уроки эмоционально-насыщенными, сочетать игровые и неигровые приѐмы обучения.

Актуальность создания проблемных ситуаций и условий по их разрешению способствует творческому овладению знаниями, умениями, навыками. Применяя проблемный метод, я ставлю перед учащимися такие задачи, которые бы заставляли открывать, искать, приобретать новый опыт. Чтобы обеспечить интеллектуальную загруженность, сокращаю преподнесение готовых истин, требующих лишь механического запоминания. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, предлагаю учащимся самостоятельно найти правильное решение, сталкиваю противоречия и излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, предлагаю рассмотреть явление с различных позиций, (включая для этого ролевые игры), поставить конкретные вопросы и сформулировать проблемные задачи и, наконец, найти выход из проблемной ситуации.

Выход из проблемных ситуаций требует от учащихся осознанного выбора признаков языковых явлений, определяющего способ выполнения задачи.

Найти правильные решения на выявленные проблемы помогает организация исследовательской деятельности, где ученику приходится самому думать, искать, перебирать, взвешивать и оценивать разные варианты действий и находить единственно правильное решение. Творчеству надо учить! В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология, используемая мною в качестве главного средства. При этом приветствую выдвижение самых оригинальных, неожиданных версий, гипотез, поиск и открытие нового через самостоятельный эксперимент. Например, исследование происхождения слов с исторической точки зрения, сравнение их с современным толкованием, переводом на русский язык.

Одним из средств развития ключевых компетенции учащихся гимназических профильных классов является применение проектного метода обучения. Использование проектной методики на уроках английского языка приобретает все большую популярность. Обращение к проектной методике обусловлено рядом причин. Во-первых, повысилась мотивация учеников к изучению иностранных языков. Во-вторых, в связи с переходом на личностно-ориентированное обучение появилась необходимость осуществлять обучение так, чтобы в его центре находился ученик, и соответственно деятельность познания. Именно проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.

При подготовке индивидуальных и групповых проектов учащиеся самостоятельно используют компьютер, мультимедийные библиотеки, материалы методической интернет поддержки «Школа цифрового века», сайтов englishteachers.ru., LearningApps.org и др. интернет ресурсы.

При работе над проектом, большая часть времени уделяется ученическому исследованию. Преимущества этого метода заключаются в том, что ученики видят конкретный результат своего труда, работают в группах и индивидуально, имеют возможность выбрать тему проекта, проживать в конкретной ситуации, проникая вглубь явлений, что делает занятие интересным, познавательным и мотивированным. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития. Выступая в роли координатора, помогаю выстраивать активные партнерские взаимоотношения учащихся и сотрудничаю с ними. Для успешной продуктивной деятельности стараюсь создать благоприятную психологическую атмосферу.

Так, урок-путешествие на тему «Great Britain» был дан в 8а классе, где учащиеся провели путешествие по странам изучаемого языка: Англии, Шотландии, Уэльсу и Северной Ирландии. Содержание материала и особенности класса подсказали мне, что эффективней было провести урок в виде «traveling», а отчет сделать в форме проекта, потому что материал данной темы объѐмен, а выделить главное и существенное можно лишь организовав самостоятельную работу учащихся в группах, а затем защитить проект. Таким образом, был проанализирован и скомпонован материал дополнительной литературы, осуществлена интеграция с такими предметами как география, МХК, история, литература. Каждая команда подобрала материал по своей стране и защитила его, выпустив буклет. Продуктом проектной деятельности стал красочный путеводитель «Around Great Britain».

Работа над учебной ситуацией «English-Language of the world» имеет следующие цели: познакомить учащихся с историей английского языка, раскрыть его значение в современном мире. Также предстояло выяснить роль языка в жизни людей и необходимость изучения его сегодня в ходе проекта «English around us». Предварительная работа заключалась в усиленной проработке соответствующей лексики, привлечении дополнительной литературы, организации на уроках устной речи, бесед по теме. Ребята провели небольшое исследование по изучению английского языка в гимназии, выявили результаты обученности по данному предмету, интервьюировали выпускников, чья профессия связана с английским языком, используя электронную почту, связались с их родителями, собрали фотографии. Презентация проекта проходила на английском языке. Ребята продемонстрировали свой продукт в виде мультимедийного коллажа, а лидер группы представил отчет о ходе работы над проектом.

Некоторые проекты носят индивидуальный характер. Так, над монопроектом «Секреты Лондонского Тауэра» работала ученица 9 класса, защитив его в виде доклада с демонстрацией собственного макета Тауэра. При создании индивидуальных проектов творческая деятельность учащихся проявляется в поисках собственного, нестандартного исследовательского подхода, в выборе темы и постановке задач, в способах их выполнения, в презентации проекта.

В настоящее время большое внимание уделяется социокультурному содержанию обучения иностранным языкам. Введение национально-регионального компонента в содержание обучения предусматривает, что учащийся должен быть знаком не только с иноязычной культурой, но и своей национальной. Работа над туристическим проектом «Welcome to Selenginsky District» проходила в 9 классе. Учащиеся обладают достаточной информацией об Англии, Америке, России, но материала о родном крае, городе, его достопримечательностях на английском языке недостаточно. И у нас с учениками возникла идея создания мультимедийного туристического проспекта. Работа над проектом представляла собой целостную и последовательную систему. Организована самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся: посещение музеев, исторических мест, походы по родному краю, ознакомление с его флорой, фауной. Презентация туристического проспекта проходила с участием всех творческих групп. Данный проект был представлен ученицей гимназии Халудоровой М и Цыбикжаповой А. на научно-исследовательской конференции в Германии в г. Оснабрюк, проходившей года в рамках международной программы по межкультурной коммуникации российской и немецкой молодѐжи.

Для проектных заданий я подбираю материал не из учебника, а из жизни, который аппелирует к чувствам, эмоциям, мыслям учеников, способствует высокой мотивации обучения. Мои ученики понимают, что английский язык – это не только текст и упражнения, но и нечто реальное. Для меня важно, какие конкретно навыки приобретает ученик после работы над той или иной темой, способен ли он действовать в определенной ситуации, попав в страну изучаемого языка: сориентироваться в газетных объявлениях, справочниках, позвонить по телефону, поддержать в гостях разговор и т.д. Ребенок проигрывает в воображении разные варианты, его фантазия не знает границ.

Таким образом, проект ценен тем, что в ходе его выполнения мои учащиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Большое внимание уделяю формированию исследовательских навыков учащихся. Такая работа требует больших затрат времени и сил, но очень плодотворна, т.к. одновременно решает образовательные и воспитательные задачи. Творческие работы, написанные в разных стилях: в художественном (перевод стихотворения, сонета), в публицистическом (заметка, интервью, эссе, реферат, доклад, письмо) – помогают глубоко раскрыть творческие возможности школьников. Всѐ это способствует формированию таких компетенций учащихся, как умение работать в коллективе, самостоятельно находить и обрабатывать информацию, критически мыслить, вести дискуссию, давать собственную оценку событиям, а также способствует развитию креативного мышления.

Я с трепетом отношусь к творческим работам своих учеников, которые ежегодно принимают участие в конкурсах различного уровня и становятся призерами и победителями. Так, ребятами были проведены интересные исследования по темам: «Сходства и различия английского и немецкого языков», «Онлайн-переводчики как средство обучения английскому языку», «Полиглот из Архангельска», «Английские миссионеры», «Кринж, респект, рофл…» или Сленг среди подростков, «Профессии XXI века: англицизмы в названиях новых профессий» и т.д. В 2019 – 2020 учебном году Хархенова Полина стала победителем районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» с работой «Надписи на английском языке на одежде подростков»; на Всероссийском фестивале научно-исследовательских проектов «Культурное наследие англоговорящих стран» в формате видеоконференцсвязи ученица получила сертификат участника. Тарбеев Айдар, ученик 5 класса, занял 2 место на районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» с работой: «Сходства и различия английского и немецкого языков; на Всероссийском фестивале научно-исследовательских проектов по ВКС «Актуальные проблемы гуманитарного знания» ученик получил сертификат участника. В 2022 – 2023 учебном году на муниципальном этапе научно-практической конференции «Шаг в будущее» трое учениц 11 класса лингвистического профиля заняли призовые места Базанова Ульяна, «Профессии XXI века: англицизмы в названиях новых профессий»,– 1 место, Амян Лианна, «Кринж, респект, рофл…» или Сленг среди подростков»– 2 место, Бадмацыренова Диана, «Сокращения в SMS-языке или современный язык подростков» – 3 место.

Лучшие проектные и исследовательские работы учащихся находятся в информационном банке данных кабинета английского языка. Электронные проекты составлены по различным темам «Мой самый любимый праздник», «Спорт в моей жизни», «Цветы моей семьи», «Мой родной город», «Как проводятся свадьбы в разных странах» и другие.

Результатом работы по развитию интереса к изучению английского языка считаю то, что мои выпускники выбирают лингвистический профиль и становятся студентами факультета иностранных языков, многие из которых в процессе обучения проходят языковую практику в англоязычных странах.

Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Применение компьютерных технологий на уроках и внеурочных занятиях английского языка позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи, осуществлять обучающую коммуникативную деятельность. Использование информационных технологий в сочетании с методом проекта позволяет учащимся практически применять свои знания, умения и навыки. В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения и применения знания на практике. Открывается безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных шагах обучения, с детьми разных возрастов. Учащимися 5-6 классов подготовлены проектные работы «Мое любимое домашнее животное», «Школа моей мечты», 7-9 классов «Защитим нашу планету», «Мое любимое время года», «Путешествие по Селенгинскому району»; 10-11 классов «Моя будущая профессия», «Грамматика английского языка», «Школьная форма» и др.

Основу деятельности учителя составляет урок. На современном этапе при его подготовке и проведении эффективно применение информационно-коммуникационых технологий.

Мир, в котором предстоит жить нашим детям, меняется намного быстрее, чем наши школы. Сегодняшнее поколение называют цифровым, и действительно оно первое, которое будет жить в цифровой среде. Формирование информационной компетенции ученика, которая предполагает развитие умений: искать, выбирать, передавать информацию, проектировать объекты и процессы - становится одной из главных задач. Современный урок требует использования компьютера и интернет ресурсов, на таком уроке реализуются основные дидактические принципы обучения: принцип наглядности и принцип научности. Использование современных цифровых инструментов, как указывается в ФГОС, является наиболее естественным способом формирования универсальных учебных действий. Поэтому современные компьютерные технологии должны использоваться с целью реализации подпрограммы формирования ИКТ- компетентности как важного элемента УУД. Их использование обеспечивает ориентировку гимназистов в информационных и коммуникативных технологиях, а также формирование способности их грамотно применять. Использование всех возможностей инновационных технологий делает урок привлекательным и по- настоящему современным. Важно, чтобы на каждом уроке учащимся было интересно. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Я считаю, что учителю нужно нести детям то, что интересно ему самому. Готовясь к урокам, я составляю задания для интерактивной доски, создаю презентации, осваиваю возможности интернет ресурсов и обучающих компьютерных программ:

тренировочные упражнения по грамматике для средних классов:

http://learningapps.org/display?v=p9nvea2o3

Флеш карты для 11 классов: http://quizlet.com/35974541/education-flash-cards/

Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации.

Изучение английского языка с использованием ИКТ дает детям возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно: лингвострановедческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Традиционные и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов (программа http://mastertest.net/ и программных продуктов позволяют моим учащимся углубить знания.

Применение здоровьесберегающих технологий при обучении английскому языку является одним из важнейших условий обучения школьников, которое формирует у них положительное отношение к учѐбе и познавательный интерес. Поэтому уроки я организую так, чтобы ребята работали с увлечением, не замечали усталости и периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки.

Большое значение придаю разучиванию песен, и проведение физкультминуток, также они способствуют выработке хорошего произношения и развитию устной речи. Одним из эффективных приѐмов я считаю использование стихотворений и рифмовок. На моих уроках ребята часто инсценируют диалоги, читают наизусть стихи. Для того чтобы ученики легче запоминали стихи, они их творчески оформляют, рисуют к ним опоры. Ребята старших классов творчески подходят к переводу стихов на русский язык. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

При использовании технологии развития критического мышления осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором каждый ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений.

Структура технологии развития критического мышления состоит из трех стадий: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

Первая стадия (стадия вызова) - актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала.

Вторая стадия- осмысление нового материала. Здесь происходит основная содержательная работа с текстом. то есть она посвящена задаче усвоения нового знания.

Третья стадия - размышление или рефлексия. Здесь учащиеся осмысляют изученный материал и формируют свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока использую свои методические приемы.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Правило написания синквейна

  1. В первой строчке тема называется одним словом (существительное).

  2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (два прилагательных).

  3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.

  4. Четвертая строка — фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме 5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Приѐм «Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещѐ не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

Идѐт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приѐму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Используя приемы и стратегии технологии развития критического мышления, можно «вооружить» учащихся самыми разнообразными ресурсами в работе с различными типами информации. Ребята учатся работать с текстом: оценивать информацию, выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.

Таким образом, современные педагогические технологии – «запрограммированные процессы взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующие достижение поставленной цели» помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!