Урок геометрии в 8 классе
“Применение подобия треугольников к решению практических задач»
Цель урока в блоках достижений:
личностных результатов: повышать интерес учащихся к геометрии, формирование мотивации целенаправленной познавательной деятельности, смыслообразование, самооценка;
метапредметных результатов: развитие умений использовать геометрию при решении практико-ориентированных задач, развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщения, развитие познавательного интереса к математике через связи математики с окружающим миром, формирование регулятивных УУД (оценка выполнения учебной задачи, формирование коммуникативной компетентности).
предметных результатов: формирование умения использовать признаки подобия треугольников при решении задач
Задачи:
- в метапредметном направлении: формировать умение использовать математические знания при решении практических задач; формировать умения моделировать и работать с моделью; развитие навыков работы с информацией, преобразование из текстовой формы в знако-символьную; использование полученных умений на практике; в аспекте логических УУД: анализ, сравнение
- в предметном направлении: отработать умения решать задачи на тему «Признаки подобия треугольников»;
- в личностном направлении: способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся, умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, быть объективными в оценке деятельности как своей, так и других.
Тип урока: комплексное применение полученных знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование и оснащение урока: учебник: Геометрия. 7-9 классы Учебник для общеобразовательных учреждений[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др], компьютер, медиапроектор, слайды презентации, раздаточный материал.
Этапы урока
Этапы урока | Организация деятельности учителя | Организация деятельности учащихся | Ответы учащихся. Формируемые УУД |
Речь учителя | Планируемые результаты |
1-й этап. Мотивационный |
1. Мотивационная часть. | Добрый день! Сегодняшний урок я начну с цитаты великого ученого А.Энштейна [1]: «Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно».Призываю вас включить наши знания и воображение для выполнения следующих 2-х заданий. | Создание положительного настроя и доброжелательной атмосферы урока | Готовятся к началу урока | Мотивация к учению, познанию. |
2-й этап. Актуализация |
2. Стадия вызова, определения цели и темы урока 3.Фронтальное и парное решение задачи | Кто из вас любит отгадывать загадки? (Учитель вызывает две пары учеников, первой паре выдает прибор «пантограф» для построения подобных фигур, листы бумаги), второй паре – фотографию Александровской колонны[2], линейку, задание «определить высоту колонны». Загадка для первой пары учеников: определить назначение указанного прибора и вычислить высоту колонны для второй пары. А мы с вами попробуем проверить правильность выполнение задачи. Каковы размеры колоны на фотографии? Какие данные помогут нам определить коэффициент подобия? Итак, тема урока «Применение подобия треугольников при решении практических задач» | Нацеливание обучающихся на освоение новых знаний, умений, навыков с позиции их практического значения. Умение сформулировать цели урока и составить план деятельности, для получения недостающих знания и умений,оценка выполнения учебной задачи, формирование коммуникативной компетентности | Ученики в течении 5 минут строят предположения о назначении прибора и формулируют точку зрения. Вторая пара учеников выполняют измерения по фотографии и выполняют вычисления.Остальная часть класса работает фронтально шепотом с учителем, чтобы проверить выполнение задания учеников. Обозначают тему урока с опорой на полученную информацию. | 1)Первая пара учеников предполагают назначение прибора для построения подобных фигур, демонстрируя результат[3]; 2) вторая пара учеников при помощи пропорциональных соотношений определяет высоту колонны; 3) остальные ученики класса контролируют правильность выполнения задания учениками по фотографии. Умение организовать свою деятельность планирование); способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности |
3-этап. Выполнение первой учебной задачи (исполнительский) |
4. Решение учебной задачи 5. Работа с текстом задачи, ответы на вопросы | Отправимся в путешествие в 1865 год с героями романа Жюль Верна [4] «Таинственный остров ». После приземления на острове, им было необходимо определить координаты острова. Однако им было необходимо определить высоту отвесной скалы. Давайте построим модель задачи в тетради по тексту произведения. Учитель читает текст: «Инженер вооружился прямым шестом футов в двенадцать длиной. Сайрес Смит погрузил шест на два фута в песок. Основательно укрепив шест, инженер с помощью отвеса поставил его перпендикулярно плоскости горизонта. После этого он отошел и лег на землю на такое расстояние, чтобы луч зрения, исходящий из его глаза, одновременно касался верхнего конца шеста и гребня стены. Сайрес Смит тщательно отметил эту точку колышком...» Наконец, посредством того же шеста инженер измерил два расстояния: от колышка до стены и от колышка до шеста. Первое оказалось равно тремстам футам, второе -пятнадцати. После этого он легко вычислил высоту стены.»[5] В чем преимущества и недостатки метода? | Работа с текстовой информацией, преобразование в знако-символьную, построение модели задачи. Осуществление поиска и выделение информации из текста. Запись решения задачи на использование признаков подобия треугольников. | Выделяют существенную информацию, строят чертеж к задаче, отмечают на чертеже и в условии задачи числовые данные, полученные из текста. Применяют признаки подобия для решения задачи. | В тетради записывают дано, найти, решение практической задачи. Модель задачи Дано: Решение: МN= __ футов NВ = ___ футов СВ= ____ футов Найти: АС Ответ: Мобилизуют силу и энергию для решения поставленной задачи. Осуществляют самоконтроль выполнения задания Умение осуществлять взаимоконтроль; |
4-й этап. Применение знаний в измененных условиях |
6. Групповая работа по решению задач | Давайте представим, что команда Сайерса Смита приземлилась совершенно в других условиях и имела под рукой другие предметы [6]. Группа А приземлилась в Египте, колышка под рукой не было, но солнце было в изобилии. Группа В приземлилась на Урале и в распоряжении имелось зеркало. Группа С приземлилась в Санкт-Петербурге, где не было солнечной погоды, но в распоряжении путешественников был простой прибор высотомер. Учитель демонстрирует прибор и отдает его группе. Задача осталась той же: измерить высоту недоступного объекта. Учитель раздает рабочие листы по решению задачи в группах[7]. | Уметь строить монологическое высказывание по предложенной модели. Уметь работать в группе. Овладение навыками презентации, устного сообщения перед небольшой аудиторией. | Высказывают и аргументируют свое предложение по модели, подтверждая использование признаков подобия треугольников. Объясняют каким образом определяется высота недоступного предмета.. | Учащиеся находят подобные треугольники, строят модель и решают задачу на предложенных заготовленных рабочих листах Умение контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения. |
7. Оценка результатов учебной работы пар | Настало время оценить результаты работы групп по предложенным критериям: ясно представлен алгоритм измерения предмета: алгоритм имеет математическое доказательство; выявлены преимущества и недостатки. | Уметь дать оценку своей работы и дать оценку работы других групп в соответствии с предложенными критериями. | На основе предложенных критериев оценивают результаты индивидуальной учебной работы и работы групп | Мы считаем, что группа справилась с задачей, так как….. Мы считаем, что группа частично справилась с задачей, так как…. |
5-й этап. Рефлексивный |
8. Рефлексия | Роман Жюль Верна учит нас оказывать помощь друг другу, только вместе трудясь, одним коллективом можно получить превосходный результат. Трудиться ради всеобщего блага – это главная идея произведения. Мы сегодня вместе тоже получили несколько значимых общих результатов: назовите их? Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока: «Воображение важнее знаний?» | Умение оценивать определять значимость полученных на уроке знаний и умений. | Систематизируют полученную информацию. Строят высказывания. | Научились измерять высоту объектов разными способами. Воображение важно не менее знаний, так как…. Знания важнее воображения, так как… |
[1] Слайд 1:
[2] Слайд 2:
[3] Слайд 3
[4] Слайд 4:
[5] Слайд 5:
[6] Слайд 6:
[7] Рабочие листы для групповой работы
Группа А
«Определение высоты предмета с помощью тени»
Задание:
Представим, что инженер Сайер Смит со своей командой оказался в солнечном Египте. Задача по измерению высоты скалы осталась той же самой, однако в наличии не было ни колышка, ни шеста. Сайер встал, дождался, когда длина его тени стала равной его высоте, и повелел измерить тень от пирамиды, заявив, что высота тени в этот момент равна тени.
2. Выполните задание и приготовьтесь отвечать на вопросы.
-
Найдите и выделите маркером подобные треугольники
-
чему равен острый угол в выделенных треугольниках?
-
объясните с геометрической точки зрения, как Сайерс Смит определил высоту пирамиды.
Преимущества метода:
Недостатки метода:
Группа В:
«Определение высоты предмета с использованием зеркала»
Задание:
1. Представим, что инженер Сайер Смит со своей командой оказался на Урале. Задача по измерению высоты скалы осталась той же самой,
Однако в наличии не было ни колышка, ни шеста, но есть зеркало. Прочитайте способ определения с помощью зеркала и выполните задание.
На некотором расстоянии от измеряемого дерева, на ровной земле кладут горизонтально зеркало в точке С и отходят в такую точку D, стоя в которой наблюдатель видит верхушку А дерева. (*Подсказка: закон отражения света гласит, что «угол падения равен углу отражения»).
2. Рассмотрите модель, выполняемой задачи, выполните здание и приготовьтесь отвечать на вопросы:
-
обозначьте на рисунке тоски А,В,С,D,E;
-
выделите маркером подобные треугольники;
-
устно объясните с геометрической точки зрения, каким образом вычислить высоту объекта.
Преимущества:
Недостатки:
Группа С
«Определение высоты предмета с использованием высотомера»
Задание:
1. Представим, что инженер Сайер Смит со своей командой оказался в пасмурную погоду в районе Санкт-Петербурга, задача по нахождению высоты скалы осталась той же самой, однако в наличии не было ни колышка, ни шеста.У вас есть прибор «высотомер», состоящий из двух равных планок), расположенных под углом 900 (подумайте какой треугольник образуется). К скале он может приблизиться, то есть можно измерить расстояние до скалы.
2. Рассмотрите модель с использованием высотомера, выполните задание и приготовьтесь отвечать на вопросы:
-
выделите маркером найденные подобные треугольники;
-
запишите градусную меру угла в указанных треугольниках;
-
объясните с геометрической точки зрения, каким образом вычислить высоту дерева.
Преимущества метода:
Недостатки метода:
Список использованной литературы.
1.Реализация ФГОС ОО: новые решения в обучении математике./ Н.С.Подходова, О.А.Кожокарь, Е.Ф.Фефилова. -Санкт-Петербург; КИРА,2014-255с.
2. Любимые книги глазами математика: занимательные задачи и познавательные истории для взрослых и детей – М.: АНО Редакция журнала «Наука и жизнь», 2011 – 168 с.