СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение подобия треугольников при решении практических задач

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение подобия треугольников при решении практических задач»

Урок геометрии в 8 классе

Применение подобия треугольников к решению практических задач»

Цель урока в блоках достижений:

личностных результатов: повышать интерес учащихся к геометрии, формирование мотивации целенаправленной познавательной деятельности, смыслообразование, самооценка;

метапредметных результатов: развитие умений использовать геометрию при решении практико-ориентированных задач, развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщения, развитие познавательного интереса к математике через связи математики с окружающим миром, формирование регулятивных УУД (оценка выполнения учебной задачи, формирование коммуникативной компетентности).

предметных результатов: формирование умения использовать признаки подобия треугольников при решении задач

Задачи:

- в метапредметном направлении: формировать умение использовать математические знания при решении практических задач; формировать умения моделировать и работать с моделью; развитие навыков работы с информацией, преобразование из текстовой формы в знако-символьную; использование полученных умений на практике; в аспекте логических УУД: анализ, сравнение

- в предметном направлении: отработать умения решать задачи на тему «Признаки подобия треугольников»;

- в личностном направлении: способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся, умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, быть объективными в оценке деятельности как своей, так и других.

Тип урока: комплексное применение полученных знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование и оснащение урока: учебник: Геометрия. 7-9 классы Учебник для общеобразовательных учреждений[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др], компьютер, медиапроектор, слайды презентации, раздаточный материал.

Этапы урока

Этапы урока

Организация деятельности учителя

Организация деятельности учащихся

Ответы учащихся. Формируемые УУД

Речь учителя

Планируемые результаты

1-й этап. Мотивационный

1. Мотивационная часть.


Добрый день! Сегодняшний урок я начну с цитаты великого ученого А.Энштейна [1]: «Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно».Призываю вас включить наши знания и воображение для выполнения следующих 2-х заданий.

Создание положительного настроя и доброжелательной атмосферы урока

Готовятся к началу урока

Мотивация к учению, познанию.

2-й этап. Актуализация

2. Стадия вызова, определения цели и темы урока








3.Фронтальное и парное решение задачи

Кто из вас любит отгадывать загадки? (Учитель вызывает две пары учеников, первой паре выдает прибор «пантограф» для построения подобных фигур, листы бумаги), второй паре – фотографию Александровской колонны[2], линейку, задание «определить высоту колонны». Загадка для первой пары учеников: определить назначение указанного прибора и вычислить высоту колонны для второй пары.

А мы с вами попробуем проверить правильность выполнение задачи.

Каковы размеры колоны на фотографии?

Какие данные помогут нам определить коэффициент подобия?

Итак, тема урока «Применение подобия треугольников при решении практических задач»

Нацеливание обучающихся на освоение новых знаний, умений, навыков с позиции их практического значения.

Умение сформулировать цели урока и составить план деятельности, для получения недостающих знания и умений,оценка выполнения учебной задачи, формирование коммуникативной компетентности


Ученики в течении 5 минут строят предположения о назначении прибора и формулируют точку зрения. Вторая пара учеников выполняют измерения по фотографии и выполняют вычисления.Остальная часть класса работает фронтально шепотом с учителем, чтобы проверить выполнение задания учеников. Обозначают тему урока с опорой на полученную информацию.


1)Первая пара учеников предполагают назначение прибора для построения подобных фигур, демонстрируя результат[3];

2) вторая пара учеников при помощи пропорциональных соотношений определяет высоту колонны;

3) остальные ученики класса контролируют правильность выполнения задания учениками по фотографии.

Умение организовать свою деятельность планирование); способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности


3-этап. Выполнение первой учебной задачи (исполнительский)

4. Решение учебной задачи





5. Работа с текстом задачи, ответы на вопросы

Отправимся в путешествие в 1865 год с героями романа Жюль Верна [4] «Таинственный остров ». После приземления на острове, им было необходимо определить координаты острова. Однако им было необходимо определить высоту отвесной скалы. Давайте построим модель задачи в тетради по тексту произведения. Учитель читает текст: «Инженер вооружился прямым шестом футов в двенадцать длиной. Сайрес Смит погрузил шест на два фута в песок. Основательно укрепив шест, инженер с помощью отвеса поставил его перпендикулярно плоскости горизонта. После этого он отошел и лег на землю на такое расстояние, чтобы луч зрения, исходящий из его глаза, одновременно касался верхнего конца шеста и гребня стены. Сайрес Смит тщательно отметил эту точку колышком...» Наконец, посредством того же шеста инженер измерил два расстояния: от колышка до стены и от колышка до шеста. Первое оказалось равно тремстам футам, второе -пятнадцати. После этого он легко вычислил высоту стены.»[5]

В чем преимущества и недостатки метода?

Работа с текстовой информацией, преобразование в знако-символьную, построение модели задачи.

Осуществление поиска и выделение информации из текста. Запись решения задачи на использование признаков подобия треугольников.






Выделяют существенную информацию, строят чертеж к задаче, отмечают на чертеже и в условии задачи числовые данные, полученные из текста. Применяют признаки подобия для решения задачи.



В тетради записывают дано, найти, решение практической задачи.

Модель задачи





Дано: Решение:

МN= __ футов

NВ = ___ футов

СВ= ____ футов

Найти: АС

Ответ:

Мобилизуют силу и энергию для решения поставленной задачи.

Осуществляют самоконтроль выполнения задания

Умение осуществлять взаимоконтроль;

4-й этап. Применение знаний в измененных условиях

6. Групповая работа по решению задач

Давайте представим, что команда Сайерса Смита приземлилась совершенно в других условиях и имела под рукой другие предметы [6]. Группа А приземлилась в Египте, колышка под рукой не было, но солнце было в изобилии. Группа В приземлилась на Урале и в распоряжении имелось зеркало. Группа С приземлилась в Санкт-Петербурге, где не было солнечной погоды, но в распоряжении путешественников был простой прибор высотомер. Учитель демонстрирует прибор и отдает его группе. Задача осталась той же: измерить высоту недоступного объекта. Учитель раздает рабочие листы по решению задачи в группах[7].

Уметь строить монологическое высказывание по предложенной модели. Уметь работать в группе.

Овладение навыками презентации, устного сообщения перед небольшой аудиторией.

Высказывают и аргументируют свое предложение по модели, подтверждая использование признаков подобия треугольников. Объясняют каким образом определяется высота недоступного предмета..

Учащиеся находят подобные треугольники, строят модель и решают задачу на предложенных заготовленных рабочих листах

Умение контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.

7. Оценка результатов учебной работы пар

Настало время оценить результаты работы групп по предложенным критериям:

ясно представлен алгоритм измерения предмета:

алгоритм имеет математическое доказательство;

выявлены преимущества и недостатки.

Уметь дать оценку своей работы и дать оценку работы других групп в соответствии с предложенными критериями.


На основе предложенных критериев оценивают результаты индивидуальной учебной работы и работы групп

Мы считаем, что группа справилась с задачей, так как…..

Мы считаем, что группа частично справилась с задачей, так как….

5-й этап. Рефлексивный

8. Рефлексия

Роман Жюль Верна учит нас оказывать помощь друг другу, только вместе трудясь, одним коллективом можно получить превосходный результат. Трудиться ради всеобщего блага – это главная идея произведения.

Мы сегодня вместе тоже получили несколько значимых общих результатов: назовите их?

Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока: «Воображение важнее знаний?»

Умение оценивать определять значимость полученных на уроке знаний и умений.

Систематизируют полученную информацию. Строят высказывания.

Научились измерять высоту объектов разными способами.

Воображение важно не менее знаний, так как….

Знания важнее воображения, так как…


[1] Слайд 1:

[2] Слайд 2:

[3] Слайд 3

[4] Слайд 4:

[5] Слайд 5:

[6] Слайд 6:

[7] Рабочие листы для групповой работы

Группа А

«Определение высоты предмета с помощью тени»

Задание:

Представим, что инженер Сайер Смит со своей командой оказался в солнечном Египте. Задача по измерению высоты скалы осталась той же самой, однако в наличии не было ни колышка, ни шеста. Сайер встал, дождался, когда длина его тени стала равной его высоте, и повелел измерить тень от пирамиды, заявив, что высота тени в этот момент равна тени.

2. Выполните задание и приготовьтесь отвечать на вопросы.

  • Найдите и выделите маркером подобные треугольники

  • чему равен острый угол в выделенных треугольниках?

  • объясните с геометрической точки зрения, как Сайерс Смит определил высоту пирамиды.

Преимущества метода:

Недостатки метода:

Группа В:

«Определение высоты предмета с использованием зеркала»

Задание:

1. Представим, что инженер Сайер Смит со своей командой оказался на Урале. Задача по измерению высоты скалы осталась той же самой,

Однако в наличии не было ни колышка, ни шеста, но есть зеркало. Прочитайте способ определения с помощью зеркала и выполните задание.

На некотором расстоянии от измеряемого дерева, на ровной земле кладут горизонтально зеркало в точке С и отходят в такую точку D, стоя в которой наблюдатель видит верхушку А дерева. (*Подсказка: закон отражения света гласит, что «угол падения равен углу отражения»).

2. Рассмотрите модель, выполняемой задачи, выполните здание и приготовьтесь отвечать на вопросы:

  • обозначьте на рисунке тоски А,В,С,D,E;

  • выделите маркером подобные треугольники;

  • устно объясните с геометрической точки зрения, каким образом вычислить высоту объекта.

Преимущества:

Недостатки:

Группа С

«Определение высоты предмета с использованием высотомера»

Задание:

1. Представим, что инженер Сайер Смит со своей командой оказался в пасмурную погоду в районе Санкт-Петербурга, задача по нахождению высоты скалы осталась той же самой, однако в наличии не было ни колышка, ни шеста.У вас есть прибор «высотомер», состоящий из двух равных планок), расположенных под углом 900 (подумайте какой треугольник образуется). К скале он может приблизиться, то есть можно измерить расстояние до скалы.

2. Рассмотрите модель с использованием высотомера, выполните задание и приготовьтесь отвечать на вопросы:

  • выделите маркером найденные подобные треугольники;

  • запишите градусную меру угла в указанных треугольниках;

  • объясните с геометрической точки зрения, каким образом вычислить высоту дерева.

Преимущества метода:

Недостатки метода:

Список использованной литературы.

1.Реализация ФГОС ОО: новые решения в обучении математике./ Н.С.Подходова, О.А.Кожокарь, Е.Ф.Фефилова. -Санкт-Петербург; КИРА,2014-255с.

2. Любимые книги глазами математика: занимательные задачи и познавательные истории для взрослых и детей – М.: АНО Редакция журнала «Наука и жизнь», 2011 – 168 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!