МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки
Луганской Народной Республики
Администрация города Стаханова
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики «Стахановская гимназия № 26»
Применение приемов проблемного обучения на уроках биологии(5-8 классы)
Квитко Олег Владимирович ,
учитель биологии,
специалист высшей
квалификационной категории
Стаханов
2023
Создавая проблемные ситуации на уроках биологии , учитель направленно генерирует осознанное затруднение в мыслительной деятельности обучающихся, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения .
Существуют разные способы создания проблемных ситуаций на уроке и независимо от способа создания такой ситуации -найти ей применение можно на любом этапе урока, по любой теме биологии .
Способ аналогий – опирается на уже имеющийся у учеников житейский опыт или на актуализацию ранее освоенные знания для решения новых задач.
Пример: предлагаем назвать 5 любых блюд из плодов картофеля. Дети охотно перечислят блюда из клубней картофеля , после чего учитель задает вопрос- «А из какого органа растения образуются плоды?». Возникает проблемная ситуация ,которую комментируют и дети и учитель ,разрешая парадокс и выясняя , что такое плоды картофеля ягоды) и что такое клубни(видоизмененные побеги).
Индуктивный, аналитико-синтетический способ- ученики самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы.
Пример: предлагаем перечислить царства живой природы, после чего задаем вопрос- «А может ли быть такое , что организм невозможно отнести ни к одному из существующих царств живой природы?» , уточняем ,что эти организмы совершенно легко обнаружить на пришкольном участке. В процессе обсуждения дети перечислят массу организмов , пытаясь угадать нужный ответ. В результате вы неплохо закрепите понятие о царствах живой природы , но правильный ответ не получите. Для этого необходимо добавить недостающие факты – и путем обсуждения все таки разобраться , почему лишайники невозможно отнести ни к одному из царств( симбиотический организм).
Поиск и обнаружение причин , обуславливающих то или иное изучаемое явление на основе проделанных опытов, анализе изучаемого материала.
Пример: прекрасно работает опыт , который можно легко поставить прямо в кабинете-на подоконник заранее размещаем обычную стеклянную банку с водой -обсуждение будем производить после того как вода в банке позеленеет. Этот простой опыт позволит сформировать целый спектр естественно-научных компетенций , мы должны выяснить : Почему позеленела вода? Откуда водоросли взялись в банке с водой?
Выдвижение проблемного вопроса. Прием используется тогда , когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой то ранее изученный принцип или закономерность.
Пример: предлагается обсудить вопрос, почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели -если газообмен идет через скорлупу? Разрешая проблему , закрепим знания об особенностях эмбрионального развити животных (закон Геккеля-Мюллера).
Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений.
Пример: в курсе биологии растений мы узнали , что гаметофитом называется организм на котором образуются гаметы, а спорофитом -на котором образуются споры . Мы изучили что у мхов в жизненном цикле преобладает гаметофит , а у папоротников, хвощей ,плаунов ,а также у голосеменных и покрытосеменных- в жизненном цикле преобладают спорофиты. С папоротниками ,хвощами и плаунами это легко объяснимо. А вот что делать с покрытосеменными -в жизненном цикле преобладает спорофит(значит взрослое растение , которое мы наблюдаем-это спорофит) ,а где же споры? Ведь наш опыт показывает , что у покрытосеменных образуются цветки, а в них половые клетки(гаметы) , то есть вроде бы преобладает гаметофит . Разрешение этого парадокса поможет освоить одну из наиболее трудных к пониманию школьниками тему.
Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого(или авторитетного источника)
Пример: к обсуждению предлагаем высказывание А.Гумбольдта : «Человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни» . В процессе обсуждения будет освещаться большое количество антропогенных воздействий на облик природы.
Сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт. Необходимо подчеркнуть противоречивые положения , заключенные в содержании учебного материала.
Пример: предлагается к обсуждению вопрос – Как дышат лягушки ? В процессе обсуждения возникнут прямо противоположные точки зрения , которые создадут сами ученики. Настоящая проблемная ситуация возникнет , когда будет предложено признать правоту обеих точек зрения. Необходимо заострить внимание на том факте, что мы уже встречались ранее с различными (противоположными) проявлениями жизнедеятельности в разные периоды онтогенеза одного и того же животного.
Учащимся предлагается самим найти в излагаемом учителем материале познавательную проблему.
Пример: при изучении Ракообразных мы акцентируем внимание на том ,что все представители класса дышат жабрами , а при изучении многообразия Ракообразных приводим пример животных этого класса ,обитающих в наземно-воздушной среде – мокриц . Ученики сами обнаруживают проблему(противоречие) и самостоятельно разрешают его на основании принципов газообмена через жидкую среду.
В рабочем арсенале каждого учителя целесообразно иметь набор проблемных вопросов, с помощью которых можно эффективно формировать функциональную грамотность учащихся в контексте естественно-научной грамотности.