СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение приемов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал использовался на выступлении заседания малых проблемных групп округа № 2 г. Ярцева

Просмотр содержимого документа
«Применение приемов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Аленькина Т.Г., Осянина В.А.,

учителя начальных классов

МБОУ СШ № 7 г. Ярцева


Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. Важно создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому в соответствии с требованиями ФГОС НОО урок в начальной школе рассматривается с позиций здоровьесбережения.

Здоровьесбережение - это совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью его участникам.

Урок - это основа учебного процесса. Существуют определенные требования к уроку с позиций здоровьесбережения. Например:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете).

  2. Количество видов учебной деятельности.

  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

  4. Количество видов преподавания в течение урока.

  5. Место и длительность применения ИКТ.

  6. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке.

  7. Психологический климат на уроке.

  8. Соизмерение объёма и сложности домашнего задания с возможностями ученика.

  9. Использование индивидуального дифференцированного подхода на уроке.


Существует несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.

  • Технологии обучения здоровому образу жизни.

  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.

  • Коррекционные технологии.

Выделяется пятнадцать приемов здоровьесберегающих технологий для школы:
  • Физкультурная минутка - динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время - 2-3 минуты.

  • Пальчиковая гимнастика - применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время - 2-3 минуты.

  • Смена видов деятельности - это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые - игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

  • Релаксация - проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

  • Эмоциональные разрядки - это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное - обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях - это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.


Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель во время организации учебного процесса.

Мы остановимся на использовании следующих приемов технологий здоровьесбережения: физкульминуток, пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз на уроках в начальной школе. Их проводят с учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности на уроках, для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.

Внешними проявлениями утомления являются частые отвлечения, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-30-ой минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2-3 физкультминутки на 10-ой, 20-ой минутах, на четвертом — 3 минутки отдыха. Длительность физкультминуток составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 3-4 упражнений (ходьба на месте, потягивание с подниманием рук вверх, приседания, наклоны и повороты туловища…), каждое из которых повторяется 3-4 раза. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность учеников повышается в несколько раз.

Учителя начальных классов используют специальные стишки, произнося которые, дети выполняют упражнения. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, юмора. Заучивание и разыгрывание таких стихотворений способствует развитию памяти, эмоций, несёт воспитательное значение.

Направленность физкультминуток бывает разная. В состав упражнений можно включать:

  • упражнения по формированию осанки,

  • укреплению зрения,

  • укрепления мышц рук,

  • отдых позвоночника,

  • упражнения для ног,

  • упражнения на ковре,

  • релаксационные упражнения для мимики лица,

  • потягивание,

  • массаж области груди, лица, рук, ног,

  • психогимнастика,

  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.


В зависимости от этой направленности и применяются они на разных этапах урока. Так, например, пальчиковая гимнастика применяется на подготовительном этапе урока как разминка мелкой моторики рук для письма, а на основном этапе для снятия ее напряжения. Гимнастика для глаз применяется на основном этапе, когда дети много читают и пишут.

1. Подготовительный этап (1-3 минуты)

- чтобы создать благоприятный настрой необходимо сказать несколько приятных слов классу;

- чтобы успокоить перевозбужденный класс можно провести упражнения на «выдох»: «Надувание воздушного шарика», «Сдувать пушинку с ладони»;

- чтобы «разбудить» вялый класс провести упражнения на «вдох»: «Нюхать что – то приятное» и т.д.;

- чтобы снять усталость после предыдущих уроков, необходимо провести гимнастику: поднимите плечи, разверните и отпустите их (несколько раз);

- чтобы взбодриться, сделаем следующие упражнения:

  • Сложите ладони перед грудью, быстро-быстро потрите друг о дружку (это упражнение способствует поднятию энергии и работы всех внутренних органов, так как на ладонях находится много биологически активных зон и точек).


  • Раздвиньте указательный и средний пальцы на обеих руках, просуньте между ними уши и с силой растирайте кожу. Этот массаж улучшит зрение и активизирует работу головного мозга.

- чтобы подготовить руку к письму (1-2 класс) можно выполнить упражнения:

  • Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

(Потереть ладошкой о ладошку.)

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою.

(Пальцы в «замок».)

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

(Пальцы расцепить и перебирать ими.)

Пусть бегут, как зайчики.


  • Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

(Возвращаемся в исходное положение.)


2. Основной этап (30-35 минут)

- исходя из динамики работоспособности на уроке, нужно выбрать правильное время для физминуток и провести соответствующие упражнения.

Например:

  • «пиджак на вешалке» (можно сидя)


  • «стрельба глазами»


  • Сильно сжаться и расслабиться сидя на стуле.


  • Раз – руки вверх махнули
    И при том вздохнули.
    Два – три нагнулись - пол достали,
    А четыре – прямо встали

И сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.


  • Поработали, ребятки!
    А теперь – все на зарядку!
    Влево, вправо повернитесь,
    Наклонитесь, поднимитесь.
    Руки вверх и руки вбок,
    И на месте прыг да скок!
    А теперь бежим вприпрыжку,
    Молодцы вы, ребятишки!
    Замедляем, дети, шаг
    И на месте стой! Вот так!
    А теперь мы сядем дружно,
    Нам ещё работать нужно!

На этом этапе урока целесообразно применить пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз для снятия напряжения.

  • Мы писали, мы писали,
    Наши пальчики устали,
    Мы немножко отдохнем
    И опять писать начнем.


  • Пальцы крепко мы сжимаем,
    А затем их разжимаем,
    Растираем мы ладошки
    И похлопаем немножко.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем дальше продолжать.


  • Шла кукушка мимо рынка,

Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах (остальные поджаты).

У неё была корзинка,

Ладони соединяются "ковшом" (корзинка).

А корзинка на пол - бух!

Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.

Полетело десять мух!

Разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи). Количество разогнутых пальцев соответствуют тексту.


  • (и. п. - сидя за партой, руки лежат ладонями вниз)
    Вот помощники мои
    Их как хочешь, поверни.
    По дороге белой, гладкой
    Скачут пальцы как лошаки.
    Чок - чок - чок, скок - скок-скок.
    Скачет резвый табунок.


  • Проведём, друзья, сейчас
    Упражнение для глаз.
    Вправо, влево посмотрели,
    Глазки все повеселели.
    Снизу вверх и сверху вниз.
    Ты хрусталик не сердись,
    Посмотри на потолок,
    Отыщи там уголок.
    Чтобы мышцы крепче стали,
    Смотрим мы по диагоналям.
    Мы не будем циркуль брать,
    Будем взглядом круг писать.
    И теперь слова напишем.
    Чьи же буквы будут выше?
    «Папа», «мама», «дом», «трава» –
    За окном у нас видна.
    За окно ты посмотри.
    Что ты видишь там вдали?
    А теперь на кончик носа.
    Повтори так восемь раз –
    Лучше будет видеть глаз.
    Глазки нас благодарят,
    Поморгать нам всем велят.
    Плавно глазками моргаем,
    Потом глазки закрываем.
    Чтобы больше было силы
    К ним ладошки приложили.
    Раз, два, три, четыре, пять –
    Глазки можно открывать!


  • Глазки видят всё вокруг,
    Обведу я ими круг.
    Глазком видеть всё дано-
    Где окно, а где кино.
    Обведу я ими круг,
    Погляжу на мир вокруг.

3. Заключительный этап (2- 3 минуты)

Применение здоровьесберегающих технологий даёт возможность не только создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, снижать риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников, но и способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В заключении, следует отметить, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole-2745964.html

  2. https://www.art-talant.org/publikacii/3510-sbornik-fizminutok-dlya-nachalynoy-shkoly


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!