СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение проблемного обучения на уроках истории как один из методов развития и поддержки одаренных обучающихся

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение проблемного обучения на уроках истории как один из методов развития и поддержки одаренных обучающихся»

6


Тема: «Применение проблемного обучения на уроках истории как один из методов развития и поддержки одаренных обучающихся».





Автор: Рудая Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска.



















Слайд 1

Прежде всего, попробуем разобраться в сути понятия детская одарённость, по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения.

Слайд 2.

Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности.

Часть исследователей утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены. Мне же больше нравится формулировка третьих, которые вместо понятия «одарённый ребёнок» употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, утверждают они, присуща всем здоровым детям (ведь одарённость - это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным).

И тогда перед учителем формулируется вполне понятная и решаемая задача: создать возможность для достижения всеми обучающимися более высоких результатов в различных видах деятельности.


Одним из наиболее удачных методов работы с потенциально одаренными детьми я считаю метод проблемного обучения. Такая методика полностью отвечает некоторым принципам педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

Слайд 3.

  1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

2. принцип индивидуализации и дифференциации обучении;

3. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Также проблемное обучение позволяет в полном объеме применить известную в науке формулу одаренности.

Слайд 4.

Она состоит из трёх критериев:

  1. мотивация - создание стойкого интереса к предмету,

  2. интеллект - создание условий для развития познания и логического мышления одаренных детей,

  3. креативность - развитие творческих способностей на уроках. процесс проявления чувствительности к проблемам, фиксации и определения этих проблем: поиска их решений путем выдвижения и проверок разнообразных гипотез, формулирования и сообщения результатов решения


Я предлагаю вашему вниманию один из вариантов применения проблемного обучения на уроках истории в 11 классе.


Тема урока: «Почему началась война?».

Слайд 5.

Место урока в изучаемой теме – урок относится к одному из обязательных направлений программы «История России. 20- начало 21 века» (автор –Загладин Н.В., Козленко С.И, Загладина Х.Т.). Москва. «Русское слово». 2010 г.

Данное занятие рассчитано на 2 урочных часа (сдвоенный урок) и охватывает темы «Международные отношения в 1930-е годы» и «Внешняя политика СССР накануне войны.

Тип урока: проблемный урок.

Вид урока: групповое занятие (разделить класс на группы заранее)


Урок с технологической и технической точки зрения разбит изначально на 3 части.

  1. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

  2. Работа в исследовательских группах.

  3. Осмысление информации и формулирование собственной позиции.

Рассмотрим каждый из этих этапов более конкретно.


Первый этап.

Слайд 6.

Методики и приемы, применяемые на данном этапе уроке:

Методики подготовки учащихся к усвоению новых исторических знаний:

    1. Концентрация внимания на конкретном факте.

    2. Противопоставление двух разных точек зрения на изучаемый материал.

    3. Определение проблемы урока.

    4. Организация принятия целей урока учениками через совместное выдвижение имени и целей урока.

Теперь рассмотрим. как это осуществляется на практике.

Слайд (7-10).

Классу демонстрируются следующие кадры презентации, сопровождающиеся информацией об этой войне, как о преступлении против мира. Материал презентации и текста подбираются так чтобы эмоционально не оставить старшеклассников равнодушными.

После этого задается риторический вопрос о виновниках развязывания войны. приводятся 2 точки зрения существующие сегодня в международной политике.

Слайд (11.1. – 11.2.).

Затем обучающимся предлагается сформировать проблему исследования на уроке, цели и задачи занятия, дать имя уроку. Вся дальнейшая работа будет подчиняться решению этой проблемы. (Здесь следует отметить, что не всегда запланированное может совпасть с тем, что предложат школьники. А, значит, надо иметь 2 возможных сценария развития урока).

На этом конкретном уроке старшеклассники предложили следующие проблемы исследования:

- Кто виноват в развязывании ІІ Мировой войны?

- Можно ли СССР считать виновником развязывания II Мировой войны наравне с фашистской Германией?

Было дано имя урока: «Почему началась война?»

Слайд ( 12.1.).

Сформулированы следующие задачи:

Слайд (12.2.).

1. Познакомиться с ключевыми событиями международной политики1930-х гг.

2. Рассмотреть, как они повлияли на подталкивание мира к войне.

3. Определить роль крупнейших мировых держав в этих событиях.


Второй этап.

Слайд 13.

Методики и приемы, применяемые на данном этапе уроке:

  1. Исследовательский метод.

    1. Анализ исторических документов и текста учебного пособия

    2. Сравнение и обобщение информации из различных источников.

    3. Осмысление информации и формулирование собственной позиции.

    4. Исследовательская работа с документами завершается проблемно-диалоговыми формами обучения через возрастно-ответное взаимодействие преподавателей и учащихся, учащихся между собой.


На этом этапе обучающиеся работают в 6 группах.

Работа в классе была построена на комбинации 2 технологий:

  1. Технология исследовательского обучения: работа в группах построена на исследовании разнообразных исторических документов (зачастую противоречащих друг другу). Задача: в ходе исследования сформировать свою, лично значимую позицию (учителем не даются готовые знания, обучающиеся формируют их сами) по данному направлению международных отношений 1930-х гг.

  2. Технология дифференцированного обучения: работа обучающихся на уроке осуществляется в группах, которые формируются исходя из индивидуальных способностей детей. Прежде всего в каждой группе есть лидер и аутсайдеры. Задача лидера организовать всех в группе на работу.

В моем случае расстановка сил по группам была следующая:

Группа № 1, № 3 – ребята с достаточной степенью обученности, обладают умениями анализировать, делать выводы.

Группа № 2, № 5 – ребята с высокой степенью обученности, умеют формулировать собственное мнение на основе противоречивых источников, легко ориентируются в историческом и политическом пространстве.

Группа № 4 - – ребята с достаточной степенью обученности, но слабо развитыми спаособностями к анализу.

Группа № 6 – обладают недостаточной степенью обученности для данного возраста, число несформированных умений у них преобладает.

Слайд (14-19).

Кадры презентации знакомят вас с примерами проектируемой работы для каждой группы.

Чтобы разрешить возникшую проблему, нам необходимо было исследовать большой по объему материал, поэтому работали по группам, каждая из которых получает свое задание.

Работа групп длится 12-15 минут. В процессе работы группам разрешается пользоваться рекомендуемой литературой, учебником, комплектом полученных документов. В результате работы группы должно получиться выступление по своей проблеме.


Третий этап.

Слайд 20.

После выступления докладчиков переходим к решению проблемы. Для этого обучающимся задается вопрос: Несет ли СССР, на ваш взгляд, вину за развязывание второй мировой войны?

В зависимости от личного мнения обучающимся предлагается разделиться на 2 группы.

Каждая группа в течении 3-5 минут подготавливает аргументы для защиты своей позиции.

После этого учащиеся в режиме «Политических дебатов» обсуждают возникшую проблему.

Во время дебатов обучающиеся в состоянии самостоятельно привести следующие доказательства:

Слайд 21

СССР не является виновником развязывания войны.

СССР несет вину за развязывание войны.

- СССР видя агрессивные планы Франции и Великобритании против СССР, их нежелание заключить договор, оставался в одиночестве в случае войны и вынужден был пойти на заключение договора с Германией.

- угроза советско-германского вооруженного конфликта отодвигалась, что давало возможность укрепления обороноспособности страны;

- Япония, рассчитывающая на совместные действия с Германией против СССР, вынуждена была переориентировать свои агрессивные планы;

-раздел Европы, направление удара агрессора на восток, раздел соседних стран совместно с Гитлером начали Польша, Венгрия, Англия, Франция при заметной роли США.

- главную роль в развязывании войны сыграли Англия, Франция при поддержке США, которые стремились подтолкнуть Германию к войне против СССР и для этого проводили политику «умиротворения».

- ослаблен антифашистский фронт коммунистических, социал-демократических и либерально-буржуазных партий. Авторитет Советской страны среди демократической общественности был значительно подорван;

- подписанием секретных протоколов, скрытых от народа и Верховного Совета СССР, советское руководство вступало в преступный сговор с фашистами по территориальному разбою.

- В целом же этот пакт не дал возможности создать в Европе единый антисоветский фронт.

- пакт с Германией провоцировал вторую мировую войну


Выводы обучающихся по итогам дебатов могут быть противоречивы. Однако в конечном итоге они делают выводы:

  1. Все державы несут определенную вину за развязывание Второй Мировой войны.

  2. Политика Советского Союза была направлена на противодействие агрессивным планам фашизма. Однако, осознав нависшую над ней угрозу, он вынужден был подписать договор о ненападении с Германией.

  3. Заключив пакт, СССР оттянул на время начало военных действий и отодвинул свои границы от жизненно важных центров страны.


Домашнее задание дается в соответствии с общей методикой урока:

Слайд 22.

Почему сегодня некоторые историки пытаются представить СССР одним из виновников развязывания 2 Мировой войны?

Для выполнения домашнего задания дается список дополнительной литературы:

  • Игорь Шишкин: «Пакт Молотова-Риббентропа: возвращение в большую политику»;

  • Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова “Трагедия Второй мировой: кто виноват?”, “Российская газета”, 1 сентября 2009 года; http://www.airwar.ru/history/locwar/europe/eng-fr/eng-fr.html;

  • самостоятельный поиск в интернете.


Подведем итоги.

Применение проблемного обучения позволило с первой и до последней минуты урока работать именно по направлению развития потенциальной одаренности обучающихся. Создание проблемной ситуации в начале занятия позволило поставить учеников перед необходимостью решить какие-то трудные, но лично значимые для себя задачи в условии недостаточности данных и вынудило их искать эти данные самостоятельно. На этом же этапе 11-классникам пришлось выдвигать гипотезу исследования, формулировать цели и методы исследования. Данная работа соответствует первому и третьему критерию формулы одаренности.

Слайд 23.

На всех этапах урока применялся второй критерий формулы. Формировать способность к познанию и логическому мышлению, развивать аналитические и мыслительные способности школьников помогали:

-работа с разными видами источников информации (устные, письменные, графические);

-использование как традиционных методов преподавания, так и современных образовательных технологий.

На заключительном этапе урока показали хороший уровень усвоенных знаний, умение обобщать их, делать самостоятельно выводы по теме. Поставленные цели и задачи выполнены.

Слайд 24.

Доля репродуктивной и поисковой деятельности:

примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») – 1.

Примерное число заданий поискового характера: («докажи», «объясни», «оцени», «сравни»,.) – по 3-5 на каждую группу.

Примерное число заданий оценочного характера: («сформулируй свое мнение», «Дай оценку события и обоснуй свое мнение») – 1-3 для каждой группы и 2 общих для класса.

Таким образом, соотношение доли репродуктивной и поисковой деятельности: - 1 к 7.

Преобладание поисковой и оценочной деятельности на уроке обеспечивает интерес обучающихся к изучаемым проблемам.

Вместе с тем на уроке был реализован событийный подход и получен личностный результат: каждым учеником была продемонстрирована личностная этическая позиция в сложных случаях выбора. Кроме того, всеми учениками была продемонстрирована личная патриотическая позиция, предполагающая сочувственную нравственную, а не отвлеченную, холодную оценку происходивших событий и деяний людей.

Также, в рамках проектно-исследовательского подхода к проведению урока удалось реализовать такие качества образование 21 века, как:

  • Самостоятельность ученика в выборе «познавательных ролей» и связанная с этим свобода его движения от цели урока к его результату;

  • Право ученика на выбор темпа усвоения и способа понимания информации;

  • Реальная возможность каждого ученика быть соавтором разворачивающегося сценария урока.


Общие выводы.

Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Совершенно очевидно, что ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Слайд 25.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!