СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение синквейна на уроках истории и обществознания как одного из приёмов технологии критического мышления

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Современное общество быстро меняется, время требует от педагога воспитания личности, способной усваивать большие объёмы информации. Поэтому учителю нужно использовать приемы и методы, которые способствуют развитию личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать получаемые знания.

Просмотр содержимого документа
«Применение синквейна на уроках истории и обществознания как одного из приёмов технологии критического мышления»

Применение синквейна на уроках истории и обществознания как одного из приёмов технологии критического мышления


       Современное общество быстро меняется, время требует от педагога воспитания личности, способной усваивать большие объёмы информации. Поэтому учителю нужно использовать приемы и методы, которые способствуют развитию личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать получаемые знания.

      Одной из современных образовательных технологий, широко применяемой в школе, является технология развития критического мышления, она предлагает большой набор приемов и методов работы, позволяющих успешно развивать у детей  навыки критического мышления. К таким приемам относятся и синквейн. Он на протяжении долгого времени не теряет свой актуальности, которая заключается в следующем: помогает ученику в анализе информации, кратком изложении идеи, чувства и представления о чем-либо или о ком-либо в нескольких словах.

     В своей практике я часто использую работу с синквейном на уроках истории и обществознания.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Правила написания синквейна:

Первая строка: тема синквейна, выраженная существительным или местоимением.

Вторая строка: характеристика темы двумя словами – прилагательными или причастиями.

Третья строка: раскрытие темы тремя глаголами (иногда деепричастиями).

Четвёртая строка: своё субъективное отношение к теме (самая сложная часть синквейна).

Пятая строка: синоним первой строки, итог всей темы.

Лаконичность формы синквейна развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях, что поначалу вызывает затруднение у детей. Также его используют для синтезирования сложной информации. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее важные учебные элементы, делать выводы, обобщать изученный материал, для этого ребёнок должен обладать знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказывать его, пользуясь определёнными правилами .

Синквейн может быть использован на разных стадиях урока:

-  на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала;

-  на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями;

- на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.        

На уроке синквейн можно использовать как средство для проверки понятийного аппарата; на стадии рефлексии на любом уроке; и как заключительное задание по пройденному материалу  на повторительно - обобщающих уроках.

Предлагаю познакомиться с моим опытом применения синквейна: синквейн я предлагаю чаще всего как индивидуальное самостоятельное задание; а также, особеннокогда учу этому приёму, для работы в парах; реже как коллективное творчество, как одно из заданий при групповой работе. Обычно синквейн использую на стадии рефлексии, хотя он может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны можно применить в качестве:

1) инструмента для понимания сложной информации;

2) способа оценки понятийного запаса учащихся;

3) средства развития творческой выразительности;

4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности.

Существует несколько разновидностей синквейна, но я в своей практике чаще всего использую дидактический,  у которого есть определённые правила написания:

первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личностное отношение пишущего к теме. Это так называемая «ёлочка».

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.


Алгоритм написания синквейна (памятка для учащихся).

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.


Примеры синквейнов  по истории, составленные учащимися 7 класса:


Иван Грозный

Талантливый, жестокий

Правил,развивал, управлял

Он хорошо играл в шахматы

Царь


Андрей Курбский

Прямолинейный, смелый

Писал,переводил,политизировал

Вёл многолетнюю переписку с Иваном Грозным

современник


Примеры синквейна по обществознанию, составленные учащимися 7 класса


Экономика

Домашняя, государственная

Рассчитывает, распределяет, потребляет

Рачительно ведёт домашнее хозяйство

Наука


Обмен

Выгодный, равноценный

Существовал, процветал, развивался

Взаимодействие между различными людьми

Бартер


 Существуют различные вариации заданий с использованием синквейна, позволяющие составить разноплановые задания, подходящие для разных этапах урока и как дидактический материал для контроля знаний.

Помимо самостоятельного (как индивидуального, так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны следующие варианты:

  • из набора предложенных строк составить синквейн;

  • составить краткий рассказ по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна)

  • как материал для дидактической игры «Отгадай героя» (необходимо назвать исторический персонаж), «Отгадай термин» (изученное понятие), «Живая картина» (историческое событие);

  • коррекция и совершенствование готового синквейна (в том числе как материал для задания «Найди ошибки», одна из строк заранее содержит неправильные данные);;

  • дополнение неполного синквейна отсутствующей частью;


    Хорошо усвоив данный приём, ученики с удовольствием включаются в работу по написанию синквейнов. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся проявить себя и усвоить материал.

    В заключении хочется отметить, что синквейн — на мой взгляд, это уникальный и доступный приём, выполняющий не только творческую функцию, но еще и функцию дидактического характера. Это методический прием дает возможность использовать его при изучении практически всех дисциплин и на любом этапе урока. Проверить, что находится у учащихся на уровне ассоциаций,  это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, средство творческого самовыражения, и  что очень важно создающий ситуацию успеха для школьников, ведь составление синквейна получается абсолютно у всех!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя