Применение синквейна на уроках истории и обществознания как одного из приёмов технологии критического мышления
Современное общество быстро меняется, время требует от педагога воспитания личности, способной усваивать большие объёмы информации. Поэтому учителю нужно использовать приемы и методы, которые способствуют развитию личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать получаемые знания.
Одной из современных образовательных технологий, широко применяемой в школе, является технология развития критического мышления, она предлагает большой набор приемов и методов работы, позволяющих успешно развивать у детей навыки критического мышления. К таким приемам относятся и синквейн. Он на протяжении долгого времени не теряет свой актуальности, которая заключается в следующем: помогает ученику в анализе информации, кратком изложении идеи, чувства и представления о чем-либо или о ком-либо в нескольких словах.
В своей практике я часто использую работу с синквейном на уроках истории и обществознания.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Правила написания синквейна:
Первая строка: тема синквейна, выраженная существительным или местоимением.
Вторая строка: характеристика темы двумя словами – прилагательными или причастиями.
Третья строка: раскрытие темы тремя глаголами (иногда деепричастиями).
Четвёртая строка: своё субъективное отношение к теме (самая сложная часть синквейна).
Пятая строка: синоним первой строки, итог всей темы.
Лаконичность формы синквейна развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях, что поначалу вызывает затруднение у детей. Также его используют для синтезирования сложной информации. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее важные учебные элементы, делать выводы, обобщать изученный материал, для этого ребёнок должен обладать знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказывать его, пользуясь определёнными правилами .
Синквейн может быть использован на разных стадиях урока:
- на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала;
- на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями;
- на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
На уроке синквейн можно использовать как средство для проверки понятийного аппарата; на стадии рефлексии на любом уроке; и как заключительное задание по пройденному материалу на повторительно - обобщающих уроках.
Предлагаю познакомиться с моим опытом применения синквейна: синквейн я предлагаю чаще всего как индивидуальное самостоятельное задание; а также, особеннокогда учу этому приёму, для работы в парах; реже как коллективное творчество, как одно из заданий при групповой работе. Обычно синквейн использую на стадии рефлексии, хотя он может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны можно применить в качестве:
1) инструмента для понимания сложной информации;
2) способа оценки понятийного запаса учащихся;
3) средства развития творческой выразительности;
4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности.
Существует несколько разновидностей синквейна, но я в своей практике чаще всего использую дидактический, у которого есть определённые правила написания:
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личностное отношение пишущего к теме. Это так называемая «ёлочка».
Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Алгоритм написания синквейна (памятка для учащихся).
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
Примеры синквейнов по истории, составленные учащимися 7 класса:
Иван Грозный
Талантливый, жестокий
Правил,развивал, управлял
Он хорошо играл в шахматы
Царь
Андрей Курбский
Прямолинейный, смелый
Писал,переводил,политизировал
Вёл многолетнюю переписку с Иваном Грозным
современник
Примеры синквейна по обществознанию, составленные учащимися 7 класса
Экономика
Домашняя, государственная
Рассчитывает, распределяет, потребляет
Рачительно ведёт домашнее хозяйство
Наука
Обмен
Выгодный, равноценный
Существовал, процветал, развивался
Взаимодействие между различными людьми
Бартер
Существуют различные вариации заданий с использованием синквейна, позволяющие составить разноплановые задания, подходящие для разных этапах урока и как дидактический материал для контроля знаний.
Помимо самостоятельного (как индивидуального, так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны следующие варианты:
-
из набора предложенных строк составить синквейн;
-
составить краткий рассказ по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна)
-
как материал для дидактической игры «Отгадай героя» (необходимо назвать исторический персонаж), «Отгадай термин» (изученное понятие), «Живая картина» (историческое событие);
-
коррекция и совершенствование готового синквейна (в том числе как материал для задания «Найди ошибки», одна из строк заранее содержит неправильные данные);;
-
дополнение неполного синквейна отсутствующей частью;
Хорошо усвоив данный приём, ученики с удовольствием включаются в работу по написанию синквейнов. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся проявить себя и усвоить материал.
В заключении хочется отметить, что синквейн — на мой взгляд, это уникальный и доступный приём, выполняющий не только творческую функцию, но еще и функцию дидактического характера. Это методический прием дает возможность использовать его при изучении практически всех дисциплин и на любом этапе урока. Проверить, что находится у учащихся на уровне ассоциаций, это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, средство творческого самовыражения, и что очень важно создающий ситуацию успеха для школьников, ведь составление синквейна получается абсолютно у всех!