«Применение современных технологий на уроках по экономике»
С каждым годом все стремительнее происходит компьютеризация нашего общества, новые информационные технологии используются человек во всех сферах своей жизни. Умение работать с компьютером помогает людям не только получить новые знания, но и использовать их в учебной или практической деятельности. Одна из главных задач современной школы - формирование у учащихся информационной грамотности и использование их в своей жизни. Применение информационных технологий на уроках способствует развитию творческих способностей учащихся, углублению их познавательной деятельности.
В процессе урока компьютерные технологии используются учителем для демонстрации учебного материала, как выполнении практических и самостоятельных работ, построения схем, моделей, графиков и диаграмм, а так же как одно из самых эффективных средств контроля. Молодые люди должны хорошо ориентироваться в экономической жизни общества, этому способствует появление в школьной программе курса экономика. Экономическое образование не только приближает ученика к реальной жизни, но и формирует деловые качества личности.
На уроках экономики с помощью информационных технологий изучаются вопросы безработицы, финансового кризиса, инфляции, востребовательности на рынке труда, которые являются актуальными в жизни современной молодежи. Разнообразные компьютерные программы позволяют учащимся быстрее и более качественно производить расчеты при решении самых разнообразных задач.
Использование на уроках приложения Excel, дает возможность строить таблицы и графики. Например, при изучении темы: «Спрос и предложение», ученики строят на уроках графики, «сдвиг кривых спроса и предложения», «формирование равновесной цены и равновесного количества».Текстовый процессор MS Word дает учащимся больше возможности для эстетического оформления текстов, особенно в работе с диаграммами и таблицами, что крайне важно при написании рефератов и исследовательских работ. Применение программы Power Point, позволяет дополнить доклады учащихся или учителя рисунками, фотографиями, графиками.
Важным направлением в изучении предмета экономика является научно - исследовательская работа учащихся с использованием национально - регионального компонента. Свои работы учащиеся предоставляют на ежегодной ученической конференции «Ступень в науку». В процессе создания презентаций, обработки необходимой литературы и статистических данных по теме работы учащиеся учатся систематизировать, анализировать, делать выводы и аргументировать их, что поднимает ученика на более высокий уровень экономических знаний.
Например, такие работы; как «Безработица в Республике Северная Осетия-Алания» и « Рынок труда г. Владикавказ» позволяют при помощи графиков, схем, справочных материалов более точно оценить экономическую ситуацию в РСО-Алании. Использование компьютерных программ предоставляет широкую возможность для более эффективного применения новых педагогических технологий; таких как критическое мышление, проблемная и проектная методика, модульное обучение и др.
Компьютерные технологии можно успешно использовать на всех этапах урока:
Учащимся называется тема урока и вместе с ними формулируется цель урока, и планируемые результаты обучения. Красочно и логично выделяются термины, которые будут использоваться в течение урока. Перед восприятием новой информации учитель ставит проблемный вопрос или создает проблемную ситуацию. Слово учителя подтверждается изображением на экране. Например, при изучении темы: «Безработица» это может быть график роста или падения безработицы в своем регионе.
Материал для изучения дополняется новыми статистическими данными , особенно при изучении национально - регионального компонента. Программное обеспечение CD- ROM «Экономика и право» для 9-11 классов, разработанное компанией «1C» предлагает использование на уроке различных «жизненных ситуаций» с комментариями юристов и экономистов, анимированных слайд - шоу, видеосюжетов, иллюстраций, тренажерных заданий, положений законодательной базы. На мой взгляд, любой показ следует сопровождать обсуждением с учащимися проблемной ситуации, где ребята учатся выдвигать гипотезы и пути решения проблемы.
На данном этапе живой интерес вызывают: тесты, тренировочные упражнения: например момент «Лови ошибку», дополни предложение, выбери верные утверждения.
Использование информационных технологий на уроках экономит время учителя и ученика, позволяет быстрее вернуться к неусвоенному материалу и повысить динамичность урока, обогащает обратную связь между учителем и учеником, способствует развитию самосознания, делает учебный материал более доступным, повышает интерес к довольно трудной, а иногда и скучной науке экономике.