СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Применение современных технологий при организации воспитательной работы учителя в школе - залог успешности реализации индивидуальной траектории учащегося и его конкурентноспособности в будущем"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Применение современных технологий при организации воспитательной работы учителя в школе - залог успешности реализации индивидуальной траектории учащегося и его конкурентноспособности в будущем"»

«Применение современных технологий при организации воспитательной работы учителя в школе - залог успешности реализации индивидуальной траектории учащегося и его конкурентоспособности в будущем»



Осуществление национального проекта поставило перед нами три цели: эффективность, доступность и качество образования. Эти цели касаются и воспитательной работы. Более того, в настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России. И школа призвана работать над формированием воспитательной системы, включающей целостный учебно-воспитательный процесс, интересующий воспитание и обучение.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.

Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей степени зависит от субъективных факторов. Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог.

Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение:

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

• Диагностирование

• Целеполагание

• Проектирование

• Конструирование

• Организационно – деятельностный компонент

• Контрольно – управленческий компонент

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Содержанием воспитательных технологий являются:

• Научно обоснованные социализированные требования

• Передача социального опыта

• Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

• Социализированная оценка ученика

• Организация творческого дела

• Создание ситуации успеха

Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ. Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой).

Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам. Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

• Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)

• Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)

• Содержательная (предметная) деятельность

• Завершение

• Проекция на будущее Рассмотрим отдельные педагогические технологии.

Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений

• Гуманно – личностный подход к ребёнку

• Единство обучения и воспитания Концептуальный положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

• превращение школы Знания в школу Воспитания;

• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

• гуманистическая ориентация воспитания,

формирование общечеловеческих ценностей;

• развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;

• возрождение национальных культурных традиций;

• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

• постановка трудной цели; Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили.

Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:

• способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке

• благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

• развитие и становление познавательных сил ребенка;

• идеал воспитания – самовоспитание;

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.

Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни. Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова.

Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

• идея включения детей в улучшение окружающего мира;

• идея соучастия детей в воспитательном процессе;

• коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

• комплексный подход к воспитанию;

• личностный подход, одобрение социального роста детей;

Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Идеи и принципы:

• в воспитании нет главного и второстепенного;

• воспитание – это прежде всего человековедение;

• эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;

• принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;

• культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;

• приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.

Основной целью моей деятельности является мотивация познавательного интереса к предмету на основе интенсификации учебного процесса и в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Поставленные задачи решаю через: организацию сотрудничества учителя и ученика, а также учеников между собой; установку на ученика как на субъект образовательного процесса; опору на личностный опыт учеников; создание ситуации для проявления собственных способностей, возможностей, интересов; поощрение творческой активности учащихся. В своей деятельности использую приоритетные образовательные технологии: проектного обучения, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие, исследовательского, рефлексивного обучения.

Указанные технологии не только решают задачи освоения предмета, но и способствуют становлению компетенций учащихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной. С целью формирования ключевых компетенций я успешно применяю проектную деятельность. Благодаря проектному обучению видны преимущества в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания.

Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образования. Применение компьютерных технологий обучения позволяет мне как учителю видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностноориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное создавать условия для саморазвития школьника, усилить эффективность самоподготовки учащихся. Мной созданы компьютерные слайд - фильмы с 5-11 класс по разделам программы (кулинарии, машиноведению, материаловедению, конструированию и моделированию, по декоративно-прикладному творчеству и др.) образовательной области «Технология» в программе MicrosoftPowerPoint.

Считаю важным формировать у школьников информационные умения, то есть такие умения, которые помогают правильно осуществить поиск нужной дополнительной информации и переработать ее (книги, учебники, энциклопедии, Интернет ресурсы, диски) для написания рефератов, различных творческих проектов, для подготовки устных сообщений и выступлений. Вместе с учащимися создали видеофильмы «Спасем лес от пожара», «Показ моделей» с праздничных концертов, «Кукольный театр своими руками»; монтировали видеофильмы уроков: «Уход за ребенком», «Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука. Расчет конструкций»; выполнили электронную кулинарную книгу «Вкусная и здоровая пища» с учащимися.

Формируя коммуникативные компетенции, прививаю учащимся умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми людьми, распределять обязанности в бригадах, группах (во время практических работ), применять самоконтроль, защищать проекты. При формировании социокультурных компетенций учу девочек применять на практике и в жизни следующие ЗУНы: умение рассчитывать семейный бюджет, распределение обязанностей в быту, определение потребностей, навыки при приготовлении пищи, применение основ конструирования и элементов пошива (пришить пуговицы, наложить декоративную заплатку), рукоделие (вязание, вышивка). Одной из продуктивных считаю использование здоровьесберегающих образовательных технологий. Данная технология позволяет мне создать оптимальные условия для сохранения и укрепления психического и физического здоровья школьников.

Многолетний опыт моей педагогической деятельности подтверждает мысль, что самое главное в обучении предмету технологии – это мотивация учащихся. Умение заинтересовать школьников - одно из направлений педагогического поиска. Превратив «пассивных» детей в «активных», можно сформировать мотив к выполнению задания. При этом главное, на мой взгляд, - увлеченность учащегося собственной деятельностью, то есть процессом изготовления изделия.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями позволяют добиться решения основной задачи: повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности, повысить мотивацию учащихся.

Введение в старших классах общеобразовательной школы профильного обучения является одним из важнейших направлений модернизации российского школьного образования, целью которого выступает формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои права и обязанности, свои потенциальные возможности для реализации выбранного жизненного пути. Достижение поставленных целей обеспечивается введением профильного обучения, которое является “системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”. Данные курсы помогают школьникам в подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению, реализации индивидуальной траектории и конкурентоспособности в будущем. Считаю, что нельзя провести четкую границу между учебной и внеурочной деятельностью. Они взаимосвязаны и являются продолжением друг друга.

Одной из форм внеурочной деятельности являются предметные Олимпиады. Ежегодно мои воспитанники принимают участие в школьных и городских олимпиадах, показывая при этом высокие достижения. Участие в интеллектуальном марафоне дает учащимся возможность: проявить свои интеллектуальные способности; раскрыть многогранность своих интересов.

С каждым годом число учащихся, выполняющих исследовательские работы, растет, что является свидетельством глубокой заинтересованности и увлеченности детей. Учащиеся под моим руководством выполняют различные предметные проекты: конкурсы «Умники и умницы», «А, ну-ка, девушки», «Кулинарный поединок», «Смак» одним из заданий которого была защита творческого проекта. При работе над проектом ученики использовали такое информационно-техническое обеспечение как домашний компьютер, документы и материалы экологических конференций, фотографии, схемы и рисунки, Интернет. Работа над проектом велась поэтапно. Презентация проекта состоялась в мае 2021 года. Данная книга востребована девочками, родителями и учителями, так как она информативна и проста в использовании. В ходе проектной деятельности у учащихся развиваются креативность, повышается интерес к предмету, который помогает сориентироваться в профессиональном самоопределении школьников.

Творческое объединение «Рукодельница» Воспитательная работа ведется в разных направлениях: экологическом,

патриотическом,

здорвьесберегающем,

художественно - эстетическом.

Системность в воспитании реализую через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Вовлекаю учащихся во внеклассные мероприятия, руковожу детским творческим объединением «Рукодельница». Работа в объединении создает неисчерпаемые возможности для развития детского творчества, фантазии, порыва к поиску нового, поэтому его с большим удовольствием посещают учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности.

Таким образом, результатом работы творческого объединения является активизация творческой деятельности, участие и победа школьников в выставках ДПИ разного уровня. Благодаря участию в различных конкурсах и выставках у детей формируется чувство уверенности в своих силах, целеустремленность, развиваются универсальные личностные качества.

Я часто задаю себе вопросы: «Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достигла? Можно ли сделать ещё лучше? Что я буду делать дальше?» Пока я задаю себе эти вопросы – я развиваюсь. Как только я начну довольствоваться достигнутым – прекратится мой профессиональный рост.

Деятельность педагога посвящена детям, которые являются будущим нашей Родины, нашей России. И поэтому мы должны учить детей так, чтобы они делали Россию сильнее и могущественнее.

Джон Дьюи сказал, что «если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра». Его слова и стали эпиграфом моей дальнейшей педагогической деятельности. Герасимова М.Н., учитель хими


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!