Применение современных технологий при формировании психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ
„Преодоление трудного начинается с легкого,
осуществление великого начинается с малого,
ибо в мире трудное образуется из легкого, а
великое — из малого.“.
Лао-цзы
Важнейшим инструментом оптимизации процесса воспитания является формирование психолого-педагогической компетентности родителей.
Данной теме уделено много внимания в современной научной литературе, но акцент делается на её реабилитационную структуру. Ведь, именно семья обладает наибольшим потенциалом для создания коррекционно-развивающей среды для ребенка с отклонениями в развитии. Причём, использовать реабилитационный потенциал семьи возможно тогда, когда родители адекватно воспринимают проблемы ребенка, причины возникновения этих проблем и возможные перспективы коррекции существующих нарушений.
Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания детей с ОВЗ должно носить:
систематическое целенаправленное и непрерывное коррекционное воздействие на семью, реализуемое усилиями специалистов, помогая разрешению семейных трудностей, в вопросах воспитания ребенка и в вопросах личностного и межличностного характера;
направленность на создание условий для принятия оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора;
рекомендательный характер решений, призванный развивать самостоятельность родителей в вопросах важных для развития воспитания ребенка;
партнерский характер отношений между семьей и образовательным учреждением;
комплексный системный подход психолого-педагогического воздействия специалистов, цель которого - мотивировать родителей работать над собой, чтобы помочь собственному ребенку.
Психолого-педагогическая помощь - это система коррекционных мероприятий, цель которых, повышение родительской компетентности. Она направлена на развитие чувствительности и чуткости родителей к проблемам детей, уменьшение эмоциональной напряженности родителей, обусловленной теми или иными нарушениями развития ребенка, ориентацию их на адекватное восприятие ребенка, потенциальные возможности и перспективы реабилитации. Данная деятельность носит комплексный характер, в неё включены все специалисты, работающие в нашей школе: педагоги, дефектолог, психологи, логопед, социальный педагог, тьюторы .
С 2020г. в нашей школе открыт консультационный центр «Контакт» для семей, имеющих детей с ООП. Здесь родители детей с ООП могут получить психологическую помощь, консультации, поучаствовать в тренингах, тем самым повышая свою психолого-педагогическую компетентность.
Основные этапы работы повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей - носит информационную и обучающую направленность, охватывает широкий спектр вопросов, призванных повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.
В рамках этого направления, можно выделить следующие вопросы:
перспективы физического и интеллектуального развития ребенка с ОВЗ;
индивидуальные особенности развития ребенка, зависящие от сочетания и тяжести нарушений его развития;
основные закономерности и возрастные этапы развития ребенка;
психологические трудности и кризисы на определенных возрастных этапах развития ребенка с ОВЗ;
особенности учебной деятельности ребенка с ОВЗ и др.
Данное направление осуществляется с применением различных форм работы: родительские собрания, лекции, конференции, семинары, групповые и индивидуальные беседы и консультации, тренинги и т.д.
2. Психокоррекционная работа – это также одно из важных направлений. Тяжесть проблем, которые ложатся на плечи родителей, может приводить их к состоянию паники и обреченности. Поэтому им необходима психотерапевтическая помощь, при отсутствии которой, они не способны рационально помогать ребенку.
Цель психокоррекционной работы:
преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей;
формирование позитивного отношения к ребенку с ОВЗ и оптимистичного взгляда на его будущее.
Задачи психокоррекционной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, включают:
формирование мотивации у родителей к взаимодействию со специалистами;
оптимизацию личностного развития детей с ОВЗ;
повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей ОВЗ;
коррекцию воспитательных позиций родителей и помощи в выборе адекватных мер воздействия.
Психокоррекционная работа включает диагностику, консультирование, психокоррекционные мероприятия. Она реализуется в двух формах: индивидуальной и групповой и ведется в трёх направлениях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
Когнитивное направление - овладение родителями общими теоретическими и прикладными педагогическими знаниями о воспитании детей с ОВЗ.
Эмоциональное направление – формирует у родителей позитивное отношение к себе посредством методик отражения чувств, эмоций, эмоциональных оценок процесса воспитания детей с ОВЗ, а также помогает родителям осознать свой прошлый эмоциональный опыт, получить эмоциональную поддержку.
Поведенческое направление_ - использование конкретных поведенческих стратегий для разрешения проблемных ситуаций, совокупности умений, обеспечивающих эффективный процесс воспитания.
3.Практико-ориентированное направление повышения психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ – это вовлечение их в совместную коррекционно-образовательную деятельность. Сюда можно отнести следующие формы работы:
участие родителей в игровых сеансах со своим ребенком и другими семьями;
участие в тематических семинарах, тренингах, школьных мероприятиях.
Весь комплекс мероприятий психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, осуществляется с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей по приобретению ими психолого-педагогических знаний; формированию уровня личностных качеств, способствующего оптимизации воспитательного процесса; разрешению проблем по принятию собственного ребенка.