СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение технологии каллиграфии для подготовки к письму в школе детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Применение технологии каллиграфии для подготовки к письму в школе детей старшего дошкольного возраста»»

Республика Дагестан

Муниципальное образование «Унцукульский район»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Унцукульская средняя общеобразовательная школа №1»

368940 Унцукульский район, с. Унцукуль, ул. Абдулсатара Абдулаева Якуб 2А, Тел: 8 988 276 90 13, http://slunk.siteobr.ru/













Методическая разработка

на тему: «Применение технологии каллиграфии для подготовки к письму в школе детей старшего дошкольного возраста»

















Составитель: учитель начальных классов

Абдурахманова Мадина Абурахмановна

Квалификационная категория: высшая









Содержание

1. Актуальность……………………………………………………………….3

2. Технология каллиграфия для детей старшего дошкольного возраста………………………………………………... 4

2.1. Теоретические основы технологии каллиграфии…………………….4

2.2. Технология каллиграфия. Особенности и структура………………...6

3. Педагогический проект «Путешествие по стране Каллиграфии»……..13

3.1. Пояснительная записка проекта………………………………………….13

3.2. План реализации педагогического проекта……………………………..17

3.3. Анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта…………18

4. Заключение………………………………………………………………..23

5. Информационные источники…………………………………………….25

6. Приложение……………………………………………………………….26

































«История письма ребенка начинается

значительно раньше того момента,

когда учитель впервые вкладывает

ему в руки карандаш и показывает,

как надо писать буквы»

Л.С. Выготский.



  1. Актуальность

Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.

Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного мышления. Неподготовленность руки создает уже с первых дней обучения в школе, комплекс трудностей.

Практика показывает, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности со владением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.

Подготовка руки к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности старшего дошкольника, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, поэтому старшему дошкольнику необходимо создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Умение выполнять мелкие движения развивается в старшемдошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не

был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.

Поэтому работа по подготовке к письму должна начинаться задолго до поступления ребёнка в школу.



2. Технология каллиграфия для детей старшего дошкольного возраста

2.1. Теоретические основы технологии каллиграфии



Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Отечественные исследователи по дошкольной педагогике рассматривают целый спектр вопросов, касающихся готовности (социальной, психологической, познавательной) ребенка-дошкольника к обучению в школе (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Н.И.Гуткина, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, А.К.Маркова, Т.В.Марцинковская, Д.Б.Эльконин, и др.).

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В формировании навыков письма решающее значение имеют показатели развития ребенка: интеллектуального, речевого, моторного, а также интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных и слухо-моторных (М.М.Безруких, Е.Н.Соколова, Л.Я.Желтовская, С.О.Филиппова, и др.).

В исследованиях по проблеме подготовки детей к школе навык овладения письмом обозначается как «графо-моторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.А.Агаркова, М.М.Безруких, О.Б.Иншакова, Р.Д.Тригер, Н.С.Пантина, О.С.Филиппова, и др.).

Наряду с указанными выше интегративными умениями одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитых функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также базовых графических умений и навыков (Н.Г.Агаркова, М.М.Безруких, С.П.Ефимова, С.О.Филиппова, и др.).

К базовым графическим умениям и навыкам относятся:

- сформированность функций ведущей руки и согласованность действий обеих рук;

- ориентировка на листе бумаги;

- правильный захват пишущего предмета (карандаша, фломастера, ручки);

- нажим грифелем карандаша на лист бумаги;

- действия с карандашом - проведение различных линий (прямых, ломанных, волнистых) в заданных направлениях; работа на тетрадных листах по образцу (копирование, штриховка, обводка) и речевой инструкции.

Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни,который меняет социальную ситуацию в его развитии. Детский сад является первой ступенью в системе государственного образования и играет важную роль по подготовке детей к школе.

Готовность к обучению старших дошкольников включает в себя формирование и развитие важных компонентов: общей и мелкой моторики, координации движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, визуально-пространственные представления и сформированность фонематической системы.

Важным положением для овладения речью (как устной, так и письменной), значится развитие двигательных навыков, как общей, так и мелкой моторики, речевых моторных навыков. В работах В. М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. Н. Анохина доказано воздействие манипулирования руками на развитие высшей нервной деятельности, главным образом на развитие речи.

M. M. Кольцовой установлено, что уровень развития детской речи непосредственно зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев. Учёные подчёркивают, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей осуществляется под влиянием кинестетических импульсов из рук. Большая степень развития мелкой моторики, сообщает о функциональной зрелости коры головного мозга, тем самым и о психологической готовности ребенка к обучению.

Игры и упражнения, которые способствуют развитию тонких моторных навыков, представляют собой средство поддержания тонуса и эффективности коры головного мозга. В процессе таких игр внимание детей, слух и визуально - моторная память улучшаются.

Чтобы научить писать детей старшего дошкольного возраста, необходимо также сформировать пространственные представления. Пространственные представления включают в себя не только определение формы, величины, местоположения и движения предметов относительно друг друга и их собственного тела, но также последовательность букв и звуков в слове в процессе написания.

Важным компонентом готовности к обучению письму является чувство

ритма, которое происходит в самых разных сферах человеческой деятельности. По формулировке И. Н. Садовниковой, чувство ритма - это умение, которое обнаруживается в воспроизведении ритмически организованных частях временного ряда.

K.Д. Ушинский, анализируя проблему освоения графических навыков, свидетельствует, что одной из части точного каллиграфического почерка оказывается ритм движения пальцев во время процесса написания. Ритм движения процесса письма остается в его конечном результате. Вто время, как все частички букв равноудалены, имеют одинаковую высоту, одинаково наклонены, это письмо создает впечатление ритмического рисунка. Координация движений приходится еще одной частью готовности к

обучению письму. Это скоординированная работа всех мышц тела, а в последствии этого, движения получаются измеренными, пластичными, экономичными и в то же время незаметно, что отдельные мышцы действуют в противоположном направлении.

Как отмечал Э. В. Гурьянов, большой проблемой первоклассников является неспособность организовывать движения звеньев руки, пальцев, кисти, предплечья и плеча. Невозможность организовывать движения различных частей руки, может привести к остановке, выходу черты за строку, неточности движений или подергиванию руки в момент написания.

Э.В. Гурьянов подчеркивает необходимость создания благоприятных психофизиологических условий для написания: устранение ненужного мышечного напряжения, повышение подвижности руки путем правильной координации движений её частей.

Таким образом, овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс. Помогут в этом грамотно подобранные приёмы и упражнения, направленные на развитие у старшего дошкольника мелкой моторики, координации движения руки, формирования навыков анализа, сравнения, распознавания, а также развитие зрительного восприятия, произвольного внимания.



2.2. Технология каллиграфия для детей старшего дошкольного возраста. Особенности и структура

Сегодня, в век компьютерных технологий, когда дети с пеленок владеют искусством нажимать кнопки пультов телевизора, легко разбираются в работе планшетов и ноутбуков, каллиграфия должна бы потерять свою актуальность. Письменная работа сегодня значительно упрощена — стоит только набрать текст, и многочисленные редакторы исправляют орфографические и пунктуационные ошибки. Для передачи эмоций во время переписки часто используются различные смайлики. Ведь это очень просто — один клик и есть готовая эмоция — грусть, радость, удовольствие или разочарование. С одной стороны, это хорошо — потому что все делается для упрощения жизни современного человека. Но с другой стороны — такая упрощенность приводит к лености, к нежеланию думать и действовать творчески.

Если говорить о детях дошкольного возраста, то подготовка к письму для них имеет первостепенное значение: дети учатся не только красиво писать, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Письмо имеет значение для развития умственной деятельности ребенка: в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Они учатся старательно выводить иероглифы — одни из самых сложных символов современного письма. Во время этих занятий развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь влияет на формирование коры головного мозга ребенка. Отечественные педагоги и психологи утверждают, что уроки каллиграфического письма развивают эмоциональную сферу. Современные дети и подростки пишут рукой очень мало, это обедняет их эмоциональный мир, лишает возможности подобрать слова для выражения чувств и переживаний.

Профессор С. Соловьёв, специалист по морфологии и эволюции мозга с 30-летним стажем на лекции в рамках проведения Международной выставки каллиграфии в сентябре 2017 г. отметил, что каллиграфия несёт не только эстетическую функцию, но и плодотворно влияет на развитие некоторых частей мозга — в процессе письма активируются уникальные нервные связи, а у детей наиболее успешно развивается мелкая моторика, что плодотворно сказывается на их способностях.

Формирование графических навыков письма начинается еще до поступления ребенка в школу. Когда дошкольник рисует, лепит из пластилина, конструирует, делает поделки из разных материалов – он подготавливает руку и глаз к письму: развивает мелкие мышцы рук, учится видеть и различать форму, воспроизводить ее. К моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка должны быть достаточно готовы к овладению письмом. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке, так как процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев и зрительное восприятие.Некоторые приемы, усвоенные детьми в процессе рисования (держание карандаша, рисование прямых линий и др.), не совпадают с навыками, необходимыми ребенку при усвоении графики письма.

Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки детей к обучению в школе дают все основания уделить особое внимание формированию у детей первоначальных графических навыков. В этом и заключается педагогическая целесообразность технологии по каллиграфии с использованием пера и чернил как средства подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики становится одной из самых важных работ по подготовке к письму. Для удержания и сохранения внимания и заинтересованности детей необходимо подбирать интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты при подготовке руки к письму приучают ребенка контролировать зрительно- моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени.

Ведущая деятельность дошкольника – игровая. Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. П. Усва, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков и др. в своих исследованиях раскрывают роль игры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

В представленной технологиипо каллиграфии с использованием пера и чернил как средства подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста, учитывая ведущую деятельность старших дошкольников, используется методика игры-путешествия.

А. Г. Гогоберидзе справедливо подчёркивает, что в процессе организации образовательной деятельности детей педагог должен использовать игровые методики обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры). Игра-путешествие в данном случае выступает как оболочка — некое обрамление образовательной деятельности.

Игра-путешествие – комплексная форма организации деятельности детей, при которой решается целый ряд педагогических задач: образовательных, воспитательных, общеразвивающих.

В.Н. Борисова, Т.А. Макарова исследователи из Северо-Восточного федерального университета им М.К. Аммосова считают, что игра-путешествие даёт возможность объединить разные виды детской деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения и т.д.

Задачи игры-путешествия: содействие проявлению интереса и мотивации к познавательной деятельности; развитие коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности каждого ребёнка; успешная социализация дошкольников посредствам проигрывания различных социальных ролей.

Е. Ю. Ягодкина в своём исследовании «Игровая среда как фактор развития интеллектуальных структур» отмечает, что цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.

В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых.

Преимущество игры-путешествия в том, что она может быть адаптирована к любому содержанию (различные образовательные области, направления воспитания, виды деятельности, компоненты социального опыта и т.д.).

Таким образом, именно методика игры-путешествия имеет огромные педагогические возможности и выступает эффективным ресурсом в технологиипо каллиграфии с использованием пера и чернил как средства подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.

Технология по каллиграфии с использованием пера и чернил как средства подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующие направления:

- работа с детьми (подготовка руки к письму с использванием пера и чернил в играх-путешествиях);

- работа с родителями (взаимодействие с родителями по вопросам подготовки детей к школе);

-работа с педагогами (повышение уровня педагогической компетентности воспитателей в подготовке старших дошкольников к школьному обучению).

Цель : подготовка руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.

Технология разработана с учетом требований ФГОС ДО, возрастных, психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма, графические навыки.

Особенности детей данной возрастной группы:

- функциональное несовершенство руки ребенка; не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев, наблюдается неполное амплитуда движений и быстрая утомляемость;

- несформированность навыка работы с пишущим предметов: ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки;

- неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор;

- низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует у детей графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и упражнений способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи детей.

Задачи :

1. Развитие у старших дошкольников общей ручной и мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации;

2. Формирование зрительного внимания и зрительного восприятия;

3. Формирование и развитие пространственной ориентировки;

4. Развитие слухового внимания и слухо-моторной координации;

5. Формирование элементарных базовых графических умений и навыков;

6. Развитие коммуникативных навыков, связной, диалогической, монологической речи, умения рассуждать;

7. Развитие инициативности и самостоятельности;

8. Формирование детского сообщества, развитие детско-родительских отношений;

9. Формирование партнёрских отношений с родителями, включение родителей в образовательную деятельность;

10. Повышения уровня педагогической компетентности педагогов.

1. Работа с детьми

В разработанной технологии подготовки руки к письму с использованием каллиграфии реализуется комплекс игр-путешествий.

Комплекс игр-путешествий, направленных на подготовку руки к письму состоит из четырёх блоков:

Первый блок «Волшебный карандаш»

Задачи: познакомить детей с правильным захватом карандаша пальцами рук; развивать осознанно-правильную посадку за столом; развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки; формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги, регулировать нажим.Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу, каллиграфические гаммы.

Второй блок «Магическое перо»

Задачи: познакомить детей с ширококонечным пером и чернилами, правилами письма пером и чернилами;развивать правильный захват пера пальцами рук; развивать осознанно-правильную посадку за столом; развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по трафарету; развивать познавательный интерес.

Третий блок «Перо Чародея»

Задачи: познакомить детей с остроконечным пером; развивать умение правильно пользоваться пером и чернилами; развивать правильный захват пера пальцами рук; развивать осознанно-правильную посадку за столом; развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные).

Структура игры-путешествия:

1.Коммуникативная игра.

2.Беседа, проблемно-поисковая ситуация.

3.Практическая деятельность (трафарет, штриховка, каллиграфические гаммы).

3.Сюрпризный момент, игра (подвижная, словесная, дидактическая и т.п.).

4.Практическая деятельность.

5.Коммуникативная игра, рефлексия.

Для проведения игры-путешествия помещение делится на несколько территорий-станций, на каждой станции педагогом подготавливается материал: иллюстрации, книги, игрушки, костюмы, разрезные картинки и другие необходимые вещи для ознакомления детей с каллиграфией. При помощи коммуникативных игр «Поезд», «На лодке», «Идём вместе», «На ковре-самолёте» дети перемещаются от одной станции к другой.

Разработанный комплекс игр-путешествий реализуется в целостном педагогическом процессе, в котором игра используется как средство подготовки руки ребёнка к письму, форма обучения и воспитания, метод и прием обучения, средство организации жизнедеятельности детей.

Игры-путешествия можно организовать во вторую половину дня после полдникав группе(или в музыкальном зале, если он свободен от других занятий), продолжительность от 25 до 30 минут.

Перед проведением каждой игры-путешествия необходимо провести предварительную работу, целью которой подготовка руки к письму, развитие у детей мотивации к школьному обучению.

Разберём структуру игры-путешествия подробнее, приведём пример игры-путешествия из Третьего блока «Перо Чародея».

Игра-путешествие «Нужна наша помощь»

1.Станция 1. Коммуникативная игра

Воспитатель предлагает детям оправится на «ковре-самолёте» в страну Каллиграфию. Дети, взявшись за руки, под музыкальное сопровождение изображают «полёт» на «ковре-самолёте».

2.Станция 2. Беседа, проблемно-поисковая ситуация

В стране Каллиграфии детей встречает Волшебный Карандаш и сообщает им, что в Академии случилась беда: злой волшебник Клякса похитил страницы Таинственной книги, а без этих страниц не получится проводить уроки. Волшебный Карандаш просит у детей помощи. В ходе беседы дети предлагают восстановить страницы.

Дети «змейкой» идут на «поляну» за Волшебным Карандашом.

3.Станция 3.Практическая деятельность

Воспитатель предлагает детям сделать первую волшебную страницу (штриховка простым карандашом). Во время практической деятельности воспитатель обращает внимание на правильную осанку детей, на правильный захват карандаша и т.п.

4.Станция 4. Сюрпризный момент, игра

Волшебный карандаш радуется страницам и предлагает детям поиграть.

Игра с карандашами «Добывание огня»

Весёлый Карандаш рассказывает детям, как в древние времена люди добывали огонь и предлагает попробовать «добыть» искру с помощью карандашей. Правила: карандаш нужно положить между ладошками, держа его вертикально, перекатывать карандаш от кончиков пальцев к запястью. Сначала медленно, потом быстрее. Усложнить игру можно, взяв в руки два или три карандаша.

Дети «змейкой» возвращаются на «поляну».

5. Станция 5.Практическая деятельность

Воспитатель предлагает детям сделать следующие волшебные страницы (каллиграфические гаммы остроконечным пером).

6.Коммуникативная игра. Рефлексия

Волшебный карандаш благодарит детей за восстановленные страницы Таинственной книги, прощается, дети на «ковре-самолёте» возвращаются в детский сад.

Воспитатель спрашивает детей, что им понравилась в путешествии, что нового они узнали.

В конце игры-путешествия необходимо оценить, как правильные решения игровых задач детьми, так и их нравственные поступки, поведение, отметить успехи, вселить уверенность в свои силы тем, у кого еще что-то не получилось.

2.Работа с родителями

Второе направление технологии предусматривает взаимодействие с родителями по вопросам подготовке детей к школе.В начале работы, на родительском собрании необходимо подробно рассказать о важности подготовки руки ребёнка к письму, в частности, и о подготовке к школе в целом.

Для выяснения отношения родителей к каллиграфии и степени компетентности в вопросах готовности дошкольника к школьному обучению проводится опрос, анализ которого позволит понять заинтересованность родителей по данной проблеме и построить модель взаимодействия.

Для эффективного взаимодействия с родителями создаются доверительные, партнёрские отношения через разнообразные формы: круглые столы, консультации, мастер классы, совместные праздники, творческие выставки и т.п.

3.Работа с педагогами

С целью повышения уровня педагогической компетентности педагоговпроводятся: деловая игра для педагогов «Игра-путешествие как эффективное средство подготовки дошкольника к школе», консультации и мастер-классы «Каллиграфия для детей».

В процессе деловой игры, консультаций и мастер-классов, педагоги расширят свои знания об инновационныхметодах и технологии по каллиграфии с использованием пера и чернил как средства подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.


3. Педагогический проект «Путешествие по стране Каллиграфии»

3.1. Пояснительная записка проекта


Направленность проекта «Путешествие по стране Каллиграфия»: познавательно-развивающая.

Педагогическая целесообразность. Данный проект педагогически целесообразен, т.к. органично вписываясь в единое образовательное пространство детского сада, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим подготовке старших дошкольников к школе в целом и подготовке руки к письму, в частности.

Принципы проекта:

- добровольность включения в реализацию проекта;

- обеспечение развития детского творчества, познавательной и социальной активности;

- гуманизация образовательного процесса, сотрудничества и сотворчества воспитанников и педагогов в атмосфере доброжелательства и доверия;

- учёт возрастных особенностей;

-  учёт интереса детей.

Проблема: вопрос подготовки дошкольника к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая, с каждым годом, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Неподготовленность рук к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Подготовка руки к письму для старших дошкольников имеет первостепенное значение: дети учатся не только красиво писать, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Письмо имеет значение для развития умственной деятельности ребенка: в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Они учатся старательно выводить иероглифы — одни из самых сложных символов современного письма. Во время этих занятий развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь влияет на формирование коры головного мозга ребенка. Отечественные педагоги и психологи утверждают, что каллиграфическое письмо развивают эмоциональную сферу. Современные дети и подростки пишут рукой очень мало, это обедняет их эмоциональный мир, лишает возможности подобрать слова для выражения чувств и переживаний.

Профессор С. Соловьёв, специалист по морфологии и эволюции мозга с 30-летним стажем на лекции в рамках проведения Международной выставки каллиграфии в сентябре 2017 г. отметил, что каллиграфия несёт не только эстетическую функцию, но и плодотворно влияет на развитие некоторых частей мозга — в процессе письма активируются уникальные нервные связи, а у детей наиболее успешно развивается мелкая моторика, что плодотворно сказывается на их способностях.

Цель проекта: в процессе целенаправленного педагогического воздействия подготовить руку к письму: сформировать у детей правильное обращение с письменными принадлежностями, развить координацию движений руки при письме, научить соблюдать гигиенические правила письма, развить графические навыки.

Задачи проекта

Воспитательные задачи:

- воспитание прилежания, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, положительного отношение к процессу письма.

- привитие любви к русскому языку, художественному слову, развитие желания успешно учиться в школе;

- воспитание дружеских взаимоотношений в группе, формирование детского сообщества.

Развивающие задачи:

- развитие познавательного интереса, самостоятельности, инициативности;

- развитие творческих и интеллектуальных способностей;

- развитие основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение), развитие пространственных представлений;

- развитие общей и мелкой моторики, чувства ритма, координации движений;

- развитие связной, монологической, диалогической речи.

Обучающие задачи:

- обучение правильному обращению с письменными принадлежностями;

- обучение координации движений руки при письме;

-обучение соблюдению гигиенических правил письма;

-обучение графическим навыкам.

Новизна и отличительная особенность проекта:

1.Использование технологии каллиграфии, как средства подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста позволит заинтересовать детей, повысит мотивацию к школьному обучению. Игры-путешествия, используемые в данной технологии не требуют специального оборудования и выступают как часть образовательной деятельности с детьми. Игры-путешествия – это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь. Также использование технологиипо каллиграфии с использованием пера и чернил не только подготовит руку ребёнка к письму, но и даст возможность проявить свою индивидуальность, научит нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. А разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

2.В проекте присутствует интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», т.е. проектная работа включает в себя разные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, продуктивную.

Этапы реализации проекта

1 этап: подготовительный

Цель: подготовка и разработка системы работы, направленной на подготовку руки старших дошкольников с использованием пера и чернил в процессе игр-путешествий.

Задачи: - изучить психолого-педагогическую литературу по теме проекта;

- проанализировать материально-техническую базу, педагогические условия реализации проекта;

- подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

2 этап: практический

Цель: реализация системы работы, направленной на подготовку руки старших дошкольников с использованием пера и чернил в процессе игр-путешествий.

Задачи: - отработать содержательную деятельность, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

- разработать методические рекомендации;

- вовлечь в систему работы представителей всех субъектов образовательной деятельности.

3 этап: аналитический

Цель: анализ проектной деятельности.

Задачи: - провести мониторинг реализации проекта, в том числе анализ сотрудничества с родителями;

- разработка рекомендаций для педагогов и родителей;

- презентациярезультатов проектной деятельности на педагогическом совете.

Организация образовательной деятельности

Образовательный процесс проекта осуществляется в условиях, гарантирующих охрану здоровья обучающихся и профессиональной компетенции работающих педагогов, а также при соблюдении санитарно-гигиенических норм (в соотв. СанПиН 2.4.4.1251-03).

Форма ООД - игра-путешествие (структуру игры см. стр.10).

Данный проект рассчитан на 9 месяцев, общее количество организованной образовательной деятельности в год – 36: 1 ООД в неделю во вторую половину дня, продолжительность - 30 минут.

Основные методы работы:

2. Репродуктивный метод (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

3.Частично-поисковый метод (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

4. Исследовательский метод (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

Прогнозируемый результат:

1.Сформированность у детей базовых графических навыков;

2. Повышение у детей уровня развития самостоятельности и инициативности, социально-коммуникативных навыков;

4.Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников.        

 Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

- выставки детских работ «Путешествие по стране Каллиграфия»;

- протоколы диагностики;

- открытые мероприятия;

- участие в конкурсах.

Формы работы с родителями:

1.Опрос.

Цель: Определить степень заинтересованности родителей в подготовке детей к школе, отношения к каллиграфии, а также уровень знаний по данной проблеме;

2.Родительское собрание «Готовность ребёнка к школе. Мифы и реальность».

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

3. Круглый стол для родителей «Каллиграфия для детей и взрослых». Цель: рассмотреть использование пера и чернил в подготовке детей к школе; вызвать у родителей интерес и желание принять активное участие в проектной деятельности.

4. Совместные с родителями досуги: «Волшебный карандаш», «Магическое перо», «Перо чародея».

Цель: развитие партнёрских отношений, развитие детско-родительских отношений.

5. Консультации для родителей: «Мотивация к школьному обучению», «Развитие самостоятельности и инициативности в дошкольном возрасте», «Каллиграфические гаммы», «Развитие творческих способностей».

Цель: повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.

6.Мастер-классы «Каллиграфия для детей и взрослых», «Волшебство пера», «Искусство каллиграфии».

Формы работы с педагогами:

1.Деловая игра «Методика игры-путешествия как эффективный ресурс познавательного развития дошкольников».

Цель: знакомство педагогов с инновационной методикой;

2.Консультации и мастер-классы для педагогов «Каллиграфия для детей и взрослых», «Волшебство пера», «Искусство каллиграфии». Цель: знакомство педагогов с инновационной технологией, трансляция передового педагогического опыта;

3. Открытые мероприятия:«Волшебный карандаш», «Магическое перо», «Перо чародея», «Посвящение в каллиграфусы»

Цель: трансляция передового педагогического опыта;

4.Выступление на педагогическом совете «Проект «Путешествие по стране Каллиграфии».

Цель: презентация результатов проектной деятельности.


3.2. План реализации педагогического проекта

Учебно-тематический план


Название блока

Общее кол-во

часов


Теоретическая часть образовательной деятельности

Практическая часть образовательной деятельности

1

«Волшебный карандаш» (сентябрь, октябрь)

4 часа

2 часа

2 часа

2

«Магическое перо» (ноябрь, декабрь, январь)

6 часов

3 часа

3 часа

3

«Перо чародея» (февраль, март, апрель, май)

8 часов

4 часа

4 часа


Итого

18 часов

9 часов

9 часов









Содержание проектной деятельности

Неделя

Тема игры-путешествия

Блок 1 «Волшебный карандаш»

Сентябрь, октябрь

Задачи: обучать детей правильному захвату карандаша пальцами рук; развивать осознанно-правильную посадку за столом; развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки; формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги, регулировать нажим. Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по трафарету, по образцу, по заданию.

1

«Знакомство с Волшебным Карандашом»

2

«По страницам Волшебной книги»

3

«Подарки осени»

4

«По неведомым дорожкам»

5

«Дождик, дождик, подожди»

6

«В загадочном лесу»

7

«Волшебные тетради»

8

«На ковре-самолёте»

Блок 2 «Магическое перо»

ноябрь, декабрь, январь

Задачи: познакомить детей с ширококонечным пером и чернилами, правилами письма пером и чернилами; развивать правильный захват ручки пальцами рук; развивать осознанно-правильную посадку за столом; развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по трафарету (каллиграфические гаммы); развивать познавательный интерес.

9

«Знакомство с Магическим пером»

10

«Если с другом выйти в путь»

11

«Злой колдун Клякса»

12

«По страницам Волшебной книги»

13

«Клякса заколдовал карту»

14

«Волшебный Карандаш в беде»

15

«Ключи Дружбы»

16

«Новый год в Каллиграфии»

17

«Морозная Каллиграфия»

18

«Зимние забавы»

19

«Капризы Кляксы»

20

«Новые загадки»

Блок 3 «Перо чародея»

февраль, март, апрель, май

Задачи: познакомить детей с остроконечным пером; развивать умение правильно пользоваться пером и чернилами; развивать правильный захват ручки пальцами рук; развивать осознанно-правильную посадку за столом; развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по трафарету (каллиграфические гаммы).

21

«Новый друг»

22

«Перепутали подарки»

23

«Дуют ветры в феврале»

24

«Нужна наша помощь!»

25

«Ранняя весна в Каллиграфии»

26

«Таинственные следы на снегу»

27

«Весенняя капель»

28

«Зашифрованное письмо»

29

«Нас ждут в гости»

30

«Рыцари и принцессы в стране Каллиграфии»

31

«Послание от птиц»

32

«Частные детективы»

33

«Клякса зовёт на праздник»

34

«Магическое Перо и Перо Чародея»

35

«Весенняя поляна в Каллиграфии»

36

«Посвящение в Каллиграфусы»



3.3. Анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта

Целью третьего этапа проекта - проверка эффективности технологии по подготовке руки к письму старших дошкольников с использованием пера и чернил в процессе игр-путешествий.

На третьем этапе использовались те же диагностики, что и в начале проектной деятельности:

1.Определение уровня развития мелкой моторики рук (методикаН.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич).

Детям предлагались следующие упражнения: «Обводим кисти рук»

Методика проведения: для обследования необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Ребенок сидит за столом, кладём перед ним лист бумаги и просим положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

После этого обводим кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Смотрим, что получилось. Потом снова просим положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясняем суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинаем.

В случайном порядке указываем ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.

Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец).

Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.

При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно. Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы.

«Ребро, кулак, ладонь»

Методика проведения: ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

2.Определение уровня развития пространственных представлений. (МетодикаТ.А.Павловой).

Обследование пространственных представлений состоит из нескольких блоков: зрительно-пространственный гнозис, моторный праксис, слухомоторная координация.

Зрительно-пространственный гнозис

Узнавание предметов: по контуру; с наложением изображений; разного шрифта.

Различение основных направлений пространства в схеме собственного тела: верх - низ; право –лево.

Различение основных направлений пространства относительно собственного тела: сверху – снизу; справа – слева; над – под.

Различение основных направлений пространства относительно определенного предмета: выше – ниже; правее – левее; правый верхний - левый нижний.

Моторный праксис (мелкая моторика рук): пересчет пальцев правой руки, пересчет пальцев левой руки, пересчет пальцев обеих рук, ладонь - кулак.

Слухомоторная координация: воспроизведение ритма по слуховому образцу; воспроизведение ритма по словесной инструкции; подсчет быстрых и медленных ударов.

3.Диагностика зрительного восприятия (Переработанная методика М.М.Безруких, тестовая методика M.Frosig).

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому обследование комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия.

Зрительно-моторная координация включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу границами или по заданному образцу. Детям предлагаются следующие задания:

Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.

Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем — второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 3. Посмотри: вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

В течение всего исследования постоянно контролировалось, чтобы ребенок не отрывал карандаш от бумаги, не вертел лист, так как при повороте листа вертикальные линии становятся горизонтальными, и наоборот. Если ребенок упорно старался перевернуть лист, то результат этого задания не учитывался. При выполнении заданий, в которых даны направления движения, внимание уделялось тому, чтобы ребёнок проводил линии в заданном направлении. Если он проводил линии в обратном направлении, результат выполнения задания не учитывались.

Фигурно-фоновое различение включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использовались пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры. Детям предлагались следующее задание: будем находить знакомые фигуры и обводить их. Ребёнок в течение некоторого времени смотрел внимательно на карточку, где нарисован треугольник (прямоугольник, полукруг, звезда). А затем на рисунке находил и обводил цветным карандашом спрятанный там треугольник.

Постоянство очертаний включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагаются круг и квадрат.

Задание 1. На листе бумаги нарисовано много различных фигур. Ребёнку предлагается из множества фигур выбрать только квадраты.

Задание 2. А на тестовом листе (с множеством фигур) найти и обвести как можно больше кругов.

Демонстрационные карточки предъявляются лишь на время объяснения, затем убираются. Время выполнения задания не ограничено.

Положение в пространстве: включает узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.

Задание 1. Ребёнку предлагается посмотреть на первую строчку, где нарисованы круги. Инструкция: Найди точно такой же круг среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, круги очень похожи, но лишь один из них «правильный».

Задание 2. Инструкция: «А в этом задании образец — буква. Найди такую же среди остальных букв и зачеркни ее».

Пространственные отношения включают в себя анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.

Задание: «Посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показать на рисунке). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е. каждая линия идет от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки к какой идут линии».

4.Диагностика развития графического навыка (методика Н.В.Нижегородцевой)

Для обследования графического навыка использовались: графический диктант; рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам; выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

При оценивании результатов использовалась «Уровневая система», где высокий уровень получали дети, которые качественно без ошибок выполняли задание; средний - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности; низкий – задание не выполнено. Данные, полученные при диагностировании детей, заносились в таблицу.

Аналитический этап проекта показал положительную динамику в развитии графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста:

- уровень развития мелкой моторики у детей повысилось на 67% (в начале проекта 20% воспитанников показали низкий уровень, на 3 этапе проекта низкий уровень не выявлен);

- уровень развития пространственных представлений повысился на 87% (на 1 этапе 15% детей показали низкий уровень, итоговая диагностика низкий уровень не выявила);

- уровень зрительного восприятия повысился на 56%;

- уровень развития графического навыка повысился на 73%.

Данные диагностики на третьем этапе проекта ярко свидетельствуют о положительной динамике в развитии детей.Полученные результаты доказывают эффективность проведённой нами работы по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста с использованием пера и чернил в процессе игр-путешествий.

Хотим отметить, что игры-путешествия прочно вошли в самостоятельную игру детей группы, дети стали придумывать свои путешествия. Взаимоотношения детей перешли на более качественный уровень: уменьшилось количество конфликтов, возникли новые дружеские связи, самостоятельные игры стали сложнее по сюжетам и длительнее по времени.

Также отметим, развитие творческих способностей детей: воспитанники группы в изодеятельности стали использовать каллиграфические элементы, рассказывали о своём выборе; придумывали свои (сохраняя основной каллиграфический рисунок); придумывали свои истории про сказочные путешествия детей.

В группе, по инициативе родителей была создана познавательная зона «Страна Каллиграфия», где дети с удовольствием рассматривали иллюстрации книг и журналов, самостоятельно писали пером, играли в дидактические игры и задавали много вопросов, которые иногда требовали у воспитателей специальной подготовки.

Родители на протяжении проектной деятельности были нашими помощниками, проявляли интерес и помогали реализовывать игры-путешествия начиная с первой недели: приносили книги, журналы, открытки, атласы, игрушки, сувениры, т.е. разнообразную атрибутику для игр-путешествий и занятий каллиграфией. Ни один родитель не остался равнодушным к проекту «Путешествии по стране Каллиграфии», все приняли активное участие в мастер-классах, творческих выставках и конкурсах.

4. Заключение

Подготовка руки к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности старшего дошкольника, с одной стороны и с самим процессом письма, с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, поэтому старшему дошкольнику необходимо создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки детей к обучению в школе дают все основания уделить особое внимание формированию у детей первоначальных графических навыков. В этом и заключается педагогическая целесообразность технологии по каллиграфии с использованием пера и чернил как средства подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста

В представленной инновационной технологии, учитывая ведущую деятельность старших дошкольников, используется методика игры-путешествия.

Игра-путешествие – комплексная форма организации деятельности детей, при которой решается целый ряд педагогических задач: образовательных, воспитательных, общеразвивающих.

Технология по каллиграфии с использованием пера и чернил как средства подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующие направления:

- работа с детьми (подготовка руки к письму с использованием пера и чернил в играх-путешествиях);

- работа с родителями (взаимодействие с родителями по вопросам подготовке детей к школе);

-работа с педагогами (повышение уровня педагогической компетентности воспитателей в подготовке старших дошкольников к школьному обучению).

Технология разработана с учетом требований ФГОС ДО, возрастных, психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма, графические навыки.

Технология была апробирована в педагогическом проекте «Путешествие по стране Каллиграфии».

Проект включил в себя следующие направления:

- работа с детьми (подготовка руки к письму с использованием пера и чернил в играх-путешествиях);

- работа с родителями (взаимодействие с родителями по вопросам подготовки детей к школе);

-работа с педагогами (повышение уровня педагогической компетентности воспитателей в подготовке старших дошкольников к школьному обучению).

Данные итоговой диагностики на третьем этапе проекта ярко свидетельствуют о положительной динамике в развитии детей.Полученные результаты доказывают эффективность технологии по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста с использованием пера и чернил в процессе игр-путешествий.























5. Информационные источники

  1. Венгер, Л.А. Психология. - М.: Дрофа, 2015. - 336 с.

  2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций/ Л. С. Выготский. ˗ М.:2016. ˗ 580 с

  3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Мозаика-Синтез, 2006, - 180 с.

  4. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков / Е. В. Гурьянов ˗ М.: АПН РСФСР, 2014. ˗230 с.

  5. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов: - Мн.: Университетское, 2015. – 95 с.

  6. Кудинова, М. И. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений. Современные наукоемкие технологии / М. И. Кудинова. ˗ М.: 2016. ˗ 364с.

  7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Academia, 2004. - 352 с.

  8. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. ˗ М.: ИЦ «Академия», 2002. ˗ 77 с.

  9. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / под ред. Т.А.Марковой. - М.,2012. – 165 с.

  10. Педагогика: учебник для бакалавров / под общ. Ред. А.С. Подымовой, В.А. Сластёнина. – М.: Издательство Юрайт, 2014. - 332 с.

  11. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / Н. Я. Семаго. ˗ М.: Айрис ˗ пресс, 2007. ˗ 112 с.

  12. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н.Н. Подьякова, Н.Я. Михайленко. - М., 2005. - 190 с.

  13. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.

  14. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г. - 34 с.

  15. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л. С. Цветкова. ˗ М.: «Юристъ», 1997. ˗ 256 с.

  16. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: Академия, 2011. - 320 с.

22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!