СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии мастерских на уроке литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вразработке содержтся материал для выступления на семинаре 

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии мастерских на уроке литературы»

Учитель русского языка и литературы «МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ» Гилазова Эмилия Григорьевна

Технология «Педагогическая мастерская» на уроках литературы.

Педагогические мастерские появились в начале 90-х гг. XX в. Они привлекли внимание петербургских методистов и учителей- словесников И.А. Мухиной, Л.Д. Фураевой, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреевой, О.Л. Смирновой и других.

Но и преподаватели негуманитарных предметов обратились к стихам и прозе. Учителя, приезжавшие из разных городов на курсы в Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства, заговорили о «петербургских педагогических мастерских».

Методисты и учителя опубликовали много статей, несколько авторских сборников и книг, посвященных мастерским как новой педагогической технологии. Откуда пришло название? «Atelie»- так французские педагоги из общественной организации «Новое образование» называют мастерские письма. Параллельно для устной работы используется слово «демарш» («La demarche»). Но для русского слуха ни то, ни другое не годится. Между тем прямой перевод «atelie»-«мастерская».

«Педагогическая мастерская»- это тип занятия, основанный на особых отношениях, особых целях и т.д. Это образовательная технология.

Что дает построение одного или двух занятий в теме по типу мастерской для обучения литературе?

-Мастерские обучают ставить вопросы и понимать, что спросить важнее, чем ответить.

-Обучают пониманию, что ответы могут быть разные с разных точек зрения (времен, идей, литературных направлений, эпох, психологических особенностей читателей и критиков…).

-Организуют современное прочтение классики- учтем вывод одного из учеников, который на рефлексии сделал открытие: «Тютчева интересуют те же вопросы, что и нас»

-Актуализируют прочитанный текст, то есть делают его нужным, важным для читателя. Текст «оживает» для ребенка. Он поселяет себя в нем. Он разговаривает с героями.

-Интегрируют все имеющиеся у ученика знания , побуждая делать это не насильственно.

-Кажущаяся разрозненность заданий (они при чтении разработки иногда выглядят логически бессвязными) при выполнении сначала может ввести в сомнение, вызвать недоумение, а потом работает на соединение того, что иначе бы не соединилось, т.е. побуждает к самостоятельному открытию.

-Формируют познавательные запросы для дальнейшего обучения.

-Организуют и усиливают, стимулируют общение по важнейшим научным, эстетическим, этическим, социальным, психологическим проблемам.

По типам мастерские бывают творческого письма (или просто письма), построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, по самопознанию, проектные и другие (названы те, что важны словесникам).

Алгоритм мастерской построения знаний.

-Первый этап- индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность.

-Второй этап связан с созданием индивидуально или в группе творческого продукта. Оно имеет два этапа: деконструкция и реконструкция. Разберем текст на детали, а потом используем как исходный строительный материал.

-Третий этап-«социализация», т.е. предъявление созданного продукта всем участникам.

-Четвертый этап- на нем нужна промежуточная рефлексия. Он важен, если пора заканчивать урок, а мастерская еще не завершена.

-Пятый этап- обращение к новой информации, ее обработка.

-Шестой этап-исправление или обновление созданного учеником- он сам продолжит или улучшит написанное.

-Седьмой этап- итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все пантомимы разыгрываются.

-Последний этап- рефлексия. Педагог придумывает для нее вопросы к каждой мастерской и предлагает ученикам, часто на выбор из двух-четырех.



Законы мастерской.



-Ценностно-смысловое равенство всех участников.

-Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником.

-Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний.

-Предоставление свободы в рамках принятых правил. Возможность выбора своей темы и поведения, в рамках общих задач.

-Значительный элемент неопределенности, даже загадочности в заданиях.

-Диалог- главный принцип сотрудничества.

-Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

-Решительное ограничение практической деятельности мастера- руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы.

На уроках литературы особенно эффективно применение данной технологии, так как позволяет развивать в ребенке не только аналитические способности, но и формировать эмоциональный интеллект. В качестве примера предлагается методическая разработка урока литературы в 7 классе.

Тема: «Роль художественной детали в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»»

Цель урока:

1) Развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;

3) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;
4) воспитание ответственного отношения к родителям

Задачи урока:

1 Формирование навыков анализа текста

2 развитие метапредметных УУД

3 усвоение нового понятия «художественная деталь»







Ход урока

1 Приветствие

2 Индуктор.

На каждой парте пазл – репродукция полотна Рембрандта «Возвращение блудного сына». Учащимся в парах предлагается собрать картину. После того, как задание выполнено, учитель (он же мастер) задает вопросы.

Мастер: Что изображено на картине? Кто является ее главным героем? Какие чувства она у вас вызывает? Подумайте, как называется это произведение.

3 Самоконструкция:

Придумайте название данному сюжету. Запишите его.

Учащиеся читают свой вариант названия картины.



Мастер: Перед вами произведение великого голландского художника 17 века. Имя его - Рембрандт Ван Рейн, картина называется «Возвращение блудного сына». В ней отражается сюжет библейской притчи о блудном сыне. Давайте прочитаем притчу (печатный вариант предлагается каждому ребенку.) Учитель вслух читает текст.

Один из двух сыновей попросил у отца отдать ему половину имущества. Отец выполнил просьбу, разделив между сыновьями то, что имел.

Прошло немного дней и он, забрав с собой всё, что получил, отправился в далёкие страны. Жил не тужил и промотал своё наследство.

После того, как у него закончились деньги, и стране наступил голод. У него появилась необходимость в поисках еды и крова. Устроился, младший сын, ухаживать за свиньями и пасти их. Настолько он нуждался, что был рад похлёбке этих домашних животных, но ему нельзя было брать этот корм.

Задумываясь над происходящим, он понял, что рабы отца лучше едят. Пойду и вымолю прощения у отца своего, и наймусь к нему в работники. Так он и сделал.

Ещё на далёком расстоянии увидел его отец, пожалел и простил его. Обнял своего блудного сына, расцеловал его.
- Отче! Грех мой велик и недостоин я быть твоим сыном! – произнёс он – Устрой меня на работу к слугам твоим!

Отец приказал одеть сына в лучшие одежды и обуть: « Приведите плотного телёнка, устроим пир и будем радоваться, так как сын мой воскрес из мёртвых». И пошло веселье. Старший брат целый день работал на поле, подходя к дому, он спросил у слуг: «Отчего все гуляют? И ему не понравилось, что отец так принял младшего брата. Он стоял и не хотел переступать порог отчего дома.

- Столько лет я работаю у тебя и ни разу не ослушался тебя, а ты ни дал и козлёнка, чтобы погулять со своими друзьями.

Но отец вышел и звал старшего сына:

- Сын! Ты неразлучно живёшь со мной и всё моё – твоё, а надо радоваться, что младший брат пропадал и нашёлся. Умер и воскрес!



Давайте вспомним, что называется притчей:

ПРИТЧА- нравственное поучение в аллегорической форме, отличающееся от басни тем, что свой поэтический материал оно черпает из человеческой жизни (евангельские притчи, притчи Соломоновы) …  ( Словарь литературных терминов)

4 Социоконструкция:

Мастер: В чем смысл притчи? Выпишите из текста опорные слова.

Что вы выписали? Учащиеся читают, учитель записывает на доске.

Мастер: Соглашусь с тем, что для понимания притчи важны такие понятия, как прощение, грех, воскрешение. Почему отец так радуется возвращению младшего сына? Справедливо ли его решение? Почему он говорит, что младший брат «умер и воскрес»?

Какова мораль притчи?

Ученики высказывают свое мнение.

Мастер: Младший сын не испытывал чувства благодарности, он промотал отцовское наследство. Наверное, отец переживал за судьбу сына. Как он жил в чужом краю? Отец готов прийти на помощь сыну. Его бесконечная доброта спасает сбившегося с пути ребенка. Младший сын все-таки признает свою вину, поэтому его раскаяние тронуло старика. Вот почему блудный сын воскрес, то есть обрел надежду на духовное возрождение.

- С какого задания начинался сегодняшний урок? (Составление из частей общей картины) Из чего состоит целое? Из деталей. Как называется тема урока?

- «Роль художественной детали в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Какие синонимы можно привести к слову деталь?

Деталь - часть, подробность. А что называется художественной деталью? Обратимся к словарю литературных терминов.

Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.

-Как вы думаете, о какой детали пойдет речь? За подсказкой обратимся к иллюстрации художника М. Добужинского «Дуня на могиле отца»

-Найдите в тексте эпизод, изображенный на картине. Прочитаем его:

— Прекрасная барыня, — отвечал мальчишка; — ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище». А я было вызвался довести ее. А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». И дала мне пятак серебром — такая добрая барыня!..

Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища.

— Вот могила старого смотрителя, — сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест с медным образом.

— И барыня приходила сюда? — спросил я.

— Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!

Мастер:

Сравните две картины. Что их объединяет?

- Их объединяет раскаяние. В чем разница? Сын просит прощения у живого отца, а Дуня плачет на могиле. То есть Дуня выступает в роли блудного сына, но она слишком поздно приехала к отцу.

В какой части повести упоминается история о блудном сыне? Это описание интерьера комнаты станционного смотрителя:

«Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости »

Мастер: Перед вами таблица, отражающая роль художественной детали

Как вы думаете, к какому типу художественной детали можно отнести сюжет картинок?

Функции детали

Краткая характеристика

Пример из худ. произведения

Выделительная

С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных

"И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь..." (А. П. Чехов "Человек в футляре")

Психологическая

Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа

"...Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.." (М. А. Шолохов "Судьба человека" 

Фактографическая

Деталь характеризует данный факт действительности

"Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя сибиряк..." (В. П. Астафьев "Фотография, на которой меня нет")

Натуралистическая

Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление

"Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека..." (Л. Н. Толстой "После бала")

Символическая

Деталь выступает в роли символа - самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни

"Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди - огни!.." (В. Г. Короленко "Огоньки")

Импрессионистическая

Деталь, взятая писателем произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение

Белый лебедь, лебедь чистый, 
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны, 
Под тобою - глубь немая, 
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая,
В бездне воздуха и света. 
(К. Д. Бальмонт "Белый лебедь")



5 Социализация: Запишите кратко свой ответ.

- Роль детали интерьера символическая, картинки имеют иносказательный смысл, подчеркивают сходство судьбы Дуни с притчей о блудном сыне. Но Пушкин иначе проектирует ситуацию: просить прощения может быть слишком поздно.

Почему Дуня не сразу задумалась об этом? Какие обстоятельства подтолкнули ее приехать к отцу?

- Она приезжает тогда, когда у нее появляются собственные дети.

6 Афиширование: Чтение ответов

7 Рефлексия:

Мастер:

Трудно ли признавать свои ошибки? Важно ли это делать вовремя? К чему может привести обида, нанесенная родителям? Попросите прощения у тех, кого вы обидели. Напишите письмо. Подписывать его не обязательно.



Список ресурсов:

http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/pritcha-o-bludnom-syne

https://interactive-plus.ru/ru/article/115471/discussion_platform

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!