Просмотр содержимого документа
«"Применение технологии проблемного обучения на уроках музыки в начальной школе"»
Применение технологии проблемного обучения на уроках музыки в начальной школе
Автор: Ишмеева Виктория Анатольевна, учитель музыки 1 квалификационной категории
Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. (Педагогический словарь)
Проблемное обучение целесообразно применять:
- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу
Цель применения технологии проблемного обучения : научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Задачи:
1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.
Методические основы проблемного обучения на уроках музыки
1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.
2. Открытие неизвестного, нового.
Структура проблемного урока
- I. Создание проблемной ситуации Формулирование вопроса: «Почему не получается?»
- II. Постановка учебной задачи Формулирование темы урока и его задачи
- III. Поиск решения Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез
- IV. Выражение решения Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.
- V. Реализация продукта Представление продукта учителю и классу.
- Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.
Цель создания проблемных ситуаций
- в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Условия использования проблемных ситуаций
уметь определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться»; умение задавать вопросы; умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; активная поисковая деятельность: умение строить гипотезы.
Со стороны учащихся :
Со стороны учителя:
- Умение учить умному незнанию – это значит формировать у учащихся действия оценки, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает. Не зная, чего он не знает, ребенок не знает, чего ему следует узнать. И не пробует узнавать….
Приемы создания проблемных ситуаций.
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.
- Определить проблемные теоретические и практические задания;
- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Итак с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:
- Воспитание активной личности, формирование
инициативности, ответственности, способности к
сотрудничеству.
- Прочность усвоения знаний, так как путём поиска
разрешения проблемной ситуации достигается
полное понимание материала.
- Решение проблемы психологического комфорта на
уроках.
Технология проблемного обучения имеет следующие преимущества
• Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; • Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; • Нацелена на формирование универсальных учебных действий; • Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.
Спасибо за внимание