СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью.

Просмотр содержимого документа
««Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»»

«Применение  технологии развития критического мышления на уроках математики»

«Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»

Проблем ы :   неумение детей проводить аналогии, классифицировать и обобщать ; низкий уровень коммуникативных способностей ; низкий уровень творческой и самостоятельной активности.

Проблем ы :

  • неумение детей проводить аналогии, классифицировать и обобщать ;
  • низкий уровень коммуникативных способностей ;
  • низкий уровень творческой и самостоятельной активности.
Критическое мышление –  это система мыслительных стратегий  и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности .

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.

Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности .

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ:

  • способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
  • облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
  • позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ : Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ :

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: Как учить мыслить? А.П. Чернявская отмечает, что технология развития критического мышления - это разновидность личностно ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос:

Как учить мыслить?

А.П. Чернявская отмечает, что технология развития критического мышления - это разновидность личностно ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода.

 «Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, актуальными везде и всегда- это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция»  И. О. Загашев

«Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, актуальными везде и всегда- это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция»

И. О. Загашев

Фазы ТРКМ Стадия вызова Стадия осмысления содержания Стадия рефлекси и Пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта Получение новой информации, осмыслени е Присвоение новых знаний Формирование собственного отношения к изученному

Фазы ТРКМ

Стадия вызова

Стадия

осмысления содержания

Стадия рефлекси и

Пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта

Получение

новой информации, осмыслени е

Присвоение новых знаний

Формирование собственного отношения к изученному

Образовательная технология развития критического мышления  – система учебных стратегий, методов и приемов , направленных на развитие критического мышления у учащихся

Образовательная технология развития критического мышлениясистема учебных стратегий, методов и приемов , направленных на развитие критического мышления у учащихся

Приемы технологии РКМ Кластер (систематизация материала в виде схемы, таблицы) Инсерт Верные и неверные утверждения Перепутанные логические цепочки Граф Карусель (групповая работа по кругу) Понятийное колесо ( схема) Зигзаг Синквейн (пятистрочный «белый» стих) Дерево предсказаний Т-таблица ( сходства и различия )

Приемы технологии РКМ

  • Кластер (систематизация материала в виде схемы, таблицы)
  • Инсерт
  • Верные и неверные утверждения
  • Перепутанные логические цепочки
  • Граф
  • Карусель (групповая работа по кругу)
  • Понятийное колесо ( схема)
  • Зигзаг
  • Синквейн (пятистрочный «белый» стих)
  • Дерево предсказаний
  • Т-таблица ( сходства и различия )
Приём «Верные и неверные утверждения»

Приём «Верные и неверные утверждения»

Приём «Кластер» Кластер  (англ.  Cluster  – пучок, гроздь) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. В методике кластер – это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память. Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Приём «Кластер»

  • Кластер  (англ.  Cluster  – пучок, гроздь) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.
  • В методике кластер – это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память.
  • Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Приём «Кластер»

Приём «Кластер»

Прием «Кластер» остроугольный прямоугольный треугольники три  угла три стороны равносторонний равнобедренный

Прием «Кластер»

остроугольный

прямоугольный

треугольники

три угла

три стороны

равносторонний

равнобедренный

Приём «Карусель»  группы получают 4 схемы «Кластер» Задача-вписать любое из известных свойств и передать прямоугольник параллелограмм квадрат ромб

Приём «Карусель»

  • группы получают 4 схемы «Кластер» Задача-вписать любое из известных свойств и передать

прямоугольник

параллелограмм

квадрат

ромб

Приём «Перепутанные логические цепочки» Направлен на развитие умений строить логическую цепь рассуждений, доказательств.

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Направлен на развитие умений строить логическую цепь рассуждений, доказательств.

Прием «Понятийное колесо» Схема появляется в результате объяснения учителя или учащиеся самостоятельно достраивают схему, извлекая информацию из учебника ккккккккск коллинеарные Длина вектора сонаправленные вектор Равные вектор ы Противоположно-направленные Сложение, вычитание, умножение на число , скалярное произведение

Прием «Понятийное колесо»

  • Схема появляется в результате объяснения учителя или учащиеся самостоятельно достраивают схему, извлекая информацию из учебника

ккккккккск

коллинеарные

Длина вектора

сонаправленные

вектор

Равные вектор ы

Противоположно-направленные

Сложение, вычитание, умножение на число , скалярное произведение

 Приём «Граф»  упорядочение изучаемой информации Свойства степеней с натуральным показателем Умножение степеней Деление степеней Возведение дроби в степень Возведение в степень произведения Возведение степени в степень формулы Номера заданий

Приём «Граф»

упорядочение изучаемой информации

Свойства степеней с натуральным показателем

Умножение степеней

Деление степеней

Возведение дроби в степень

Возведение в степень произведения

Возведение степени в степень

формулы

Номера

заданий

Прием « Инсерт» Читая текст, делают пометки + это я знал - я это не знал ! это меня удивило ? Хотел бы узнать подробнее  Неполные квадратные уравнения 10х²=0 решение х²=0 Х=0 6х²+12х=0 Количество корней пометка 1 6х(х+2)=0 Х=0 или х=-2 х²-25=0 + Х²=25 х=√25=5 Х=-√25=-5 2 х²+9=0 + 2 х²=-9 ! нет ?

Прием « Инсерт»

Читая текст, делают пометки

  • + это я знал
  • - я это не знал
  • ! это меня удивило
  • ? Хотел бы узнать подробнее

Неполные квадратные

уравнения

10х²=0

решение

х²=0

Х=0

6х²+12х=0

Количество корней

пометка

1

6х(х+2)=0

Х=0 или х=-2

х²-25=0

+

Х²=25

х=√25=5

Х=-√25=-5

2

х²+9=0

+

2

х²=-9

!

нет

?

Важно, что обучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания – составления синквейна. Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).  Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску- мотивация. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
  • Важно, что обучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания – составления синквейна.
  • Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).
  • Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску- мотивация.
  • Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме . Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.  Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
  • На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
  • На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме . Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
  • Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент  рефлексии   мотивационного элемента в начале изучения темы

При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент

  • рефлексии
  • мотивационного элемента в начале изучения темы
Тема «Т реугольник »  Тема «Симметрия»  1)  т реугольник 1) с имметрия  2) равнобедренный, прямоугольны й 2) осевая, центральная   3) обознача ем , чертим , измеря ем  3) строит, удивляет, завораживает  4)  прямоугольный треугольник  4) постоянно встречается в жизни  легко чертится  5) рисунок  5) фигура

Тема «Т реугольник » Тема «Симметрия»

1) т реугольник 1) с имметрия

2) равнобедренный, прямоугольны й 2) осевая, центральная

3) обознача ем , чертим , измеря ем 3) строит, удивляет, завораживает

4) прямоугольный треугольник 4) постоянно встречается в жизни

легко чертится 5) рисунок

5) фигура

Тема (существительное)  Признак  (прилагательное) Признак  (прилагательное) Действие ( глагол ) Действие ( глагол ) Действие ( глагол ) Предложение , состоящее из нескольких слов -  характеристика темы в целом. слово-резюме вывод

Тема

(существительное)

Признак

(прилагательное)

Признак

(прилагательное)

Действие

( глагол )

Действие

( глагол )

Действие

( глагол )

Предложение , состоящее из нескольких слов -

характеристика темы в целом.

слово-резюме

вывод

Умение учащегося кратко, логично выражать мысли (знания) по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебн ым материал ом этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:  - знает содержание учебного материала темы;   - умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса;   - умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Умение учащегося кратко, логично выражать мысли (знания) по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебн ым материал ом этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

- знает содержание учебного материала темы;

  - умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса;

  - умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Прием «Дерево предсказаний» Предложите различные способы нахождения площади трапеции

Прием «Дерево предсказаний»

  • Предложите различные способы нахождения площади трапеции
Приём «Пазл» Пазл  (англ.  puzzle  – загадка, головоломка) – известная детская игра по сбору картинок из неровных частей. Выполнение заданий по этому методу построено на основе игры. В учебной практике изучаемый (или контролируемый) материал частями записан на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик должен собрать все карточки по указанному учителем материалу. На уроках математики его можно использовать при работе с формулами, при решении уравнений и задач. Метод “пазл” способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.

Приём «Пазл»

  • Пазл  (англ.  puzzle  – загадка, головоломка) – известная детская игра по сбору картинок из неровных частей.
  • Выполнение заданий по этому методу построено на основе игры. В учебной практике изучаемый (или контролируемый) материал частями записан на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик должен собрать все карточки по указанному учителем материалу.
  • На уроках математики его можно использовать при работе с формулами, при решении уравнений и задач. Метод “пазл” способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.
ЧТО ДАЕТ УЧАЩИМСЯ ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ повышается ответственность за качество собственного образования; развиваются навыки работы с текстами любого типа; развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми

ЧТО ДАЕТ УЧАЩИМСЯ ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ

  • повышается ответственность за качество собственного образования;
  • развиваются навыки работы с текстами любого типа;
  • развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми
Результативность опыта   включает в себя: самосовершенствование личности; развитие творческих способностей;  умени е критически мыслить и принимать взвешенные решения;  формирование навыков самостоятельной и групповой работ ы ;  интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Результативность опыта включает в себя:

  • самосовершенствование личности;
  • развитие творческих способностей;
  • умени е критически мыслить и принимать взвешенные решения;
  • формирование навыков самостоятельной и групповой работ ы ;
  • интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
ОГРАНИЧЕНИЯ учитель часто уменьшает долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом; учитель должен принять все версии, которые предлагают ученики – правильные и неправильные;  подготовка специального содержания текстов.

ОГРАНИЧЕНИЯ

  • учитель часто уменьшает долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом;
  • учитель должен принять все версии, которые предлагают ученики – правильные и неправильные;
  • подготовка специального содержания текстов.
Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

 Спасибо за внимание

Спасибо

за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!